Лучший подарок

- Бабушка, ну, уже скоро? Скоро? – мальчик лет семи бегал вокруг бабушки, которая на кухне готовила праздничный ужин, всё время дергая её за локоть.

- Ванюш, потерпи немного. У мамы сегодня много уроков. Она придет, и мы вместе весело отпразднуем твой День рождения. Ты ведь уже большой и можешь немного подождать? - женщина в фиолетовом халате ниже колен шинковала капусту и пыталась утихомирить своего внука.

- Бабушка, бабушка! Бабушка, ты меня слышишь?

- Конечно, слышу. Что ты хочешь? – женщина мило улыбнулась мальчику, поправив очки в старой и потертой оправе.

- А что мама мне подарит? Как ты думаешь? – обхватив руку бабушки, Ваня повис на ней в попытке раскачаться.

- Вань, мне же тяжело, отпусти! Я уверена, что ничего плохого мама тебе не подарит! Иди, поиграй в комнате и не мешай мне готовиться, нужно накрыть стол к маминому приходу.

Не сказав ни слова, мальчик поплелся в другую комнату. Их не много. Всего лишь две. Знаете, на зарплату простого учителя литературы и пенсию бабушки прожить достаточно сложно. Обычная, ещё бабушкина, двухкомнатная квартира, ближе к окраинам города. Самый обычный интерьер. В одной комнате: удобный раскладной диван, на котором спят мама и сын, на обычной коричневой тумбочке стоит черный телевизор, на маленьком, в некоторых местах обрисованном ручками столе стоял старенький серый ноутбук. Ваня сел на диван, а точнее оперся в него головой и попытался перевернуться через себя, но не получилось. На спинке всё того же дивана лежал разобранный кубик-рубик и два плюшевых медведя, так же в наличии была одна пожарная машина – подарок бабушки. Ваня упорно крутил в руках кубик, пытаясь его собрать. Черные волосы средней длины были растрёпаны из-за неудавшегося переворота. Сейчас они доставляли мальчику неудобства.

- Ванечка, помоги мне, пожалуйста, принеси с балкона большую тарелку, - послышался голос бабушки с кухни. Мальчик поднялся с дивана и направился на балкон, не выпуская с рук кубика.

- Эта? – в руках именинника была большая синяя тарелка в форме какого-то странного лепестка или ракушки.

- Да, спасибо!

Остальные полтора часа Ваня переключал телевизор с канала на канал, возился с игрушками и не оставлял попыток собрать кубик-рубик.
В квартире раздался громкий звонок, обозначающий приход очень важного человека, мамы.

- Мама! Бабушка, мама пришла!

Выбежав в коридор, Ваня увидел маму, снимающую строгие коричневые туфли. Рядом с ней стояла обычная, в некоторых местах потертая сумка и не слишком большой, красочный бумажный пакет. Он очень привлек мальчика.

- Мам, я так рад! Ты сегодня долго, – Ваня подбежал к ещё молодой женщине лет двадцати пяти. Он обнял её за шею, тем самым взлохматив короткие каштановые волосы.

- Много уроков, сынок. Я старалась прийти как можно раньше, - на устах женщины заиграла очень красивая улыбка, а карие глаза всматривались в изумрудно-зелёные глаза самого дорого ей человека. Эти глаза были наполнены счастьем и любовью. Такие зелёные и глубокие. Ни у неё, ни у бабушки не было таких глаз. Отца. Именно у отца были такие прекрасные глаза.

- Ты мне что-то купила?

- Конечно же, сынок! У тебя ведь сегодня день рождения! Только давай я сначала пройду на кухню, помогу бабушке, и мы вместе посмотрим на подарок.

- Не переживай, Ириш, у нас уж всё готово. Проходи на кухню и садись за стол.

Женщина поднялась с колен и направилась в небольшую кухню, где на обеденном столе стояли несколько блюд, сок, вода, тарелки и небольших размеров кремовый торт.

- Сначала мы покушаем, а потом ты получишь подарок, - подмигнув сыну, Ирина села за стол.

- Ну, мам, это не честно! – мальчик топнул ногой о пол, за что бабушка помахала указательным пальцем, давая понять, что так делать нельзя.

- Вань, слушай маму. Быстрее съешь, быстрее получишь подарок.

- Хорошо.

Небольшая семья ужинала, отмечая день рождения единственного мужчины в семье. Ему сегодня как-никак исполняется семь лет. Сейчас этот мужчина ерзал на стуле в предвкушении подарка. Мама и бабушка лишь улыбались, наблюдая за этой картиной. Ваня всё ёрзает и ёрзает, ковыряет вилкой котлету. Мама решила сжалиться над сыном и, встав из-за стола, взяла в руки тот самый яркий пакет.

- Сынок, сегодня тебе исполняется семь лет. Уже семь лет ты радуешь нас с бабушкой. Я хотела бы пожелать тебе всего самого-самого лучшего! Чтобы всё, что ты не захотел, всегда сбывалось! Чтобы ты был самым счастливым человеком на земле, чтобы ты осуществил все свои мечты! Все дети - мечтатели. Ничто не помогает человеку окунуться в новый мир, помечтать, прекрасно провести время, так, как книга, – из пакета женщина достала небольшую книгу в красивой обложке. На ней была изображена девочка в красном пальто, которая заглядывает в небольшой проем в садовой оградке.

Ваня заметно поник, увидев книгу.

Мальчик в этом году пошел в первый класс. В его классе все мальчишки хвастались новыми подарками родителей. Почти у всех были хорошие игровые компьютеры, приставки, отцы… У Вани же всего этого не было. Уже давно он просил у мамы игровую приставку. Каждый день мальчик просыпался с одним лишь вопросом: «Купим приставку?». Не все семьи хорошо обеспечены. Для мамы Вани это были большие деньги. Она не могла сейчас позволить себе такую покупку. Желание сделать сыну приятное на день рождения было очень сильным. Ирина купила самую красивую и интересную по её мнению книгу. Женщина очень ценила книги. Сейчас она заметно напряглась, увидев в глазах сына разочарование.

- Но ты же обещала приставку! Зачем мне эта дурацкая книга!? – мальчик со слезами на глазах со всей силы топнул ногой о пол, выхватив книгу из рук матери, побежал в ванную комнату. Отрыв дверь, он со всей силы бросил в комнату книгу и сам заперся в ней.

Бабушка смотрела на всю эту картину и не проронила ни слова. Она не ожидала подобного от своего вечно улыбчивого и доброго внука.

- Доченька, не переживай. Он сейчас успокоится. Всё будет хорошо, - бабушка подошла к уже сидевшей на табуретке женщины. По её щекам маленькими капельками стекали к подбородку слёзы.

- Я никогда не смогу дать ему всё, что нужно нормальным детям. Никогда. Может действительно было бы лучше просто отдать его ещё маленьким в Детский дом. Ему бы нашли хорошую и богатую семью!

- Да что ты такое говоришь!? Всё будет хорошо! Для детей совершенно не важны деньги, им нужна любовь, немного свободы действий и взрослый, на которого всегда можно положиться.

Ваня зашел в ванную комнату, сев, опершись спиной о ванну, он взял лежавшую рядом раскрытую книгу.

«Таинственный сад», - прочитал мальчик про себя. Он провел пальцами по красивой обложке.

Девочка, которая на ней была нарисована, очень привлекла внимания Вани. Она так внимательно всматривалась в проход в заборе. Сзади неё росли деревья, на деревьях сидели птицы. Мальчик ещё раз провел пальцами по пшеничным кудрям девочки.

«Как её зовут?», - подумал Ваня.

Этот вопрос заставил его открыть книгу.

«Когда Мэри Леннокс только что появилась в Мисселтуэйт Мэноре — Йоркширском поместье дяди, выглядела она прескверно, да и вела себя не очень-то хорошо. Вообразите надменную девочку десяти лет с худеньким злым лицом и тщедушным телом, добавьте к этому болезненную желтизну кожи, и вы без труда поймете, почему никого в Мисселтуэйте ее присутствие не порадовало»

Уже в начале первой главы Ване стало ясно, что за девочка на обложке. Он снова закрыл книгу и ещё раз посмотрел на изображённую девочку.

«Да она же просто красавица! – подумал мальчик. – Как она может прескверно выглядеть?»

Ваня снова открыл книгу и принялся читать дальше.

«До недавнего времени Мэри жила в Индии. Там ее с самого рождения преследовали болезни. Отец Мэри, чиновник Британского правительственного департамента, тоже часто болел, а в промежутках с головой погружался в работу. Мать Мэри, в противоположность мужу и дочери, славилась здоровьем, красотой и общительностью. Она часто повторяла, что без общества интересных и веселых людей не выдержала бы в Индии даже дня. Миссис Леннокс совсем не хотела обременять свою жизнь детьми. Когда же Мэри все-таки появилась на свет, ее тут же препоручили заботам няни-индуски, или, по-местному, Айе. Няне было весьма доходчиво объяснено, что чем реже ребенок будет попадаться на глаза Мэмсахибе (госпоже), тем больше оценят ее работу. С тех пор девочку держали на расстоянии от родителей. Мэри росла, стала ходить, заговорила, мало-помалу превращалась во вполне сознательное существо, но родители так и не приблизили ее к себе…»

Страницу за страницей мальчик читал эту увлекательную книгу. Его техника чтения была не слишком быстра, но благодаря маме он уже читал намного лучше своих ровесников.

***

В очень красивом книжном магазине собралась большая толпа людей. Помещение было не маленьким. Всё заставлено красивыми деревянными полками. Магазин имел два этажа. Он не напоминал магазин, скорее это было чудесное место для отдыха. Теплые коричневые и красные цвета интерьера завораживали. В центре комнаты за столом сидел мужчина лет пятидесяти. Рядом с ним в инвалидной коляске сидела пожилая женщина. Её морщинистые руки скромно лежали на коленях. Во всё тех же карих глазах можно было увидеть счастье и радость. Она смотрела на своего сына и на её глаза наворачивались слёзы.
Журналисты. Их сегодня так много. Женщине было очень не комфортно в таком обществе.

- Иван Андреевич, совсем недавно состоялась презентация Вашей новой книги. Она сразу же удивила всех поклонников Вашего творчества, да и самого издания. Почему Вы, писатель-фантаст, вдруг написали сборник детских сказок? – спросил один из журналистов. – Также Вы обычно посвящаете свои книги всем друзьям, близким, а тут лишь одному человеку. И не назвали его имени. Кому посвящены эти строки: «Спасибо тебе за всё, Родная! За всё тепло и поддержку. За любовь и счастье. За прекрасные мечты. За смысл жизни и надежду. За искренние детские мечты. За беззаботные сны. За всё тебе спасибо. За книгу, за мечту, за жизнь…»

Мужчина снял очки в золотой оправе и, улыбнувшись, посмотрел в глаза журналисту. Зелёные. Изумрудно-зелёные глаза пронзительно всматривались в молодого человека.

- А у Вас уже есть догадки? – спросил писатель.

- Ну, есть, - юноша перевел свой взгляд на пожилую женщину.

- Вы совершенно правы. Весь этот сборник посвящен одному единому человеку. Я не посвятил его своим детям, хоть это могло бы быть более логичным. Я
посвятил его своей маме. В этой книге есть одна особенная сказка. Это даже не сказка, это автобиография.

- Но Вы же…

- Да, знаю. Я считаю, что автобиографию пишут лишь те, кто не может придумать ничего оригинального. Это исключение. Эта сказка – это момент из моей жизни. Я точно также когда-то сидел в ванной и взахлеб несколько дней читал замечательную книгу - «Таинственный сад». Я читал её только в этой комнате. Я опирался спиной в ванну и читал. Я уходил из реальности. Я был вместе с Диконом, и Мэри, и Колином. Я сажал с ними цветы. Я представлял, что упираюсь спиной не в обычную белую ванну, а о большой и могучий дуб. Что на мне одеты не обычные шорты и футболка, а одежда 20 века. Я представлял, как играю с ручными животными Дикона, как мы везем в коляске на прогулку Колина, как Марта всем нам приносит печенье с молоком. Именно благодаря этой книге я стал писателем. Именно благодаря этой книге мы здесь находимся. Эту книгу мне подарили на мой день рождения. Моя мама подарила. Как я и сказал, эта женщина подарила мне прекрасное детство, мечты, цели. Это был лучший подарок за все пятьдесят лет моей жизни.
Мужчина нежно взял морщинистые руки своей матери и мягко поцеловал. Женщина заплакала. И лишь дрожащими губами прошептала:

- Спасибо, сынок.

- Нет, тебе спасибо, мама.

***

Небольшие снежинки медленно опускались на замерзшую землю. Ничто не мешало их медленному и грациозному полету.

Узкой тропинкой медленно шагал мужчина в возрасте, всё время смотря то высоко в небо, то опуская взгляд к земле. В правой руке он держал черную деревянную трость. Сразу было заметно, что дорога ему хорошо знакома. Снежинки медленно падали на его черное пальто, сразу же таяли. Мужчина подошел к одной из многочисленных могил кладбища.

Он медленно опустился на одно колено перед черной мраморной плитой. На черном камне была изображена красивая молодая женщина, короткие каштановые волосы были аккуратно причёсаны. Глаза излучали радость. Она казалась живой, такой нежной и естественной, будто это вовсе не фото. Мужчина свободной рукой стер маленький слой снега, упавшего на плиту. Он положил руку на надпись «Малафеева Ирина Дмитриевна» и легонько провел по ней кончиками морщинистых пальцев. На одном колене у мужчины лежала уже потрепанная книга. Уголки обложки были надорваны и растрепаны. Рисунок девочки в красном пальто уже не казался таким красочным.

Убрав руку с надгробья матери, Иван в очередной раз прикоснулся к обложке книги. Он вспомнил, как первый раз увидел его, как читал её в ванной, как несколько раз перечитывал, как первый раз отправил в издательство свою рукопись, как в первый раз увидел свою первую напечатанную книгу. Он снова вспомнил все привычки мамы. Вспомнил, что её любимый цвет – голубой, что она очень любила пионы и зелёный чай. Он вспомнил, как мама рассказывала ему о прекрасных бабочках, которые сначала были некрасивыми гусеницами, а потом перерождались в прекрасных созданий. Он вспомнил первый подарок, который подарил свей маме. Это была криво нарисованная голубая бабочка. Счастливое лицо Ирины навсегда запечатлелось в памяти юного мальчика, а теперь пожилого мужчины.

Встав с колена, Иван направился к выходу с кладбища, держа в правой руке трость, а в левой - книгу. Когда он вышел за врата кладбища, то снова посмотрел на небо и глубоко вдохнул зимний воздух. Только ступив один шаг, мужчина замер от удивления. Бабочка. Рядом с ним летела маленькая синяя бабочка. Зимой. Откуда зимой бабочки? Иван выставил перед собой указательный палец, согнув его крючком. Бабочка грациозно приземлилась на любезно приготовленное ей место. Мужчина, как маленький мальчик, расплылся в довольной и счастливой улыбке. Через несколько секунд бабочка упорхнула. Он снова медленным шагом направился домой. К жене, детям и внукам


Рецензии