О том, что помню о тех, кого помню. Кафедра телефо

Кафедра телефонии (систем коммутиции, инфокоммуникаций).
 На кафедре телефонии под  руководством  Рафаэля Антоновича Авакова были созданы все условия для изучения предмета. Для меня Рафаэль Антонович был учителем по всем вопросам взаимодействия с людьми. Удивиетельно тактичный человек, который в большинстве случаев предвидел ситуацию и вел дело к победе с меньшими потерями.
Всколзь вспомнил их дружбу с Владмимиром Ермильевичем Джакония, который после создателя Советского телевидения Павла Васильевича Шмакова руководил кафедрой телевидения. Это был прекрасный пример межнациональной дружбы, которую так ценили в Бонче. Такая атмосфера была привита Константином Хрисанфоичем Муравьевым , руководившим  в то время Бончекм.
Рафаэль Антонович был красивым мужчиной. Его слабостью были красивые галстуки. Он их чато менял и эта частая смена была под пристальным вниманием  и учетом женской части аудитории.
Я как-то сразу вписался  в кафедру телефонии, что в дальнейшем определило мою судьбу, о чем я нисколько не жалею.Более интересной отрасли  я не знаю до сих пор.
Традиции кафедры были заложены  Иваном Михайловичем Ждановым, долго руководившим этой кафедрой . Я  застал еще кое –кого из этой плеяды, например, Михаила Марковича Подвидза , преподававшего курс АТС.
 В основе работы кафедры  было строгое внимание к студенту. Это означало и означает сейчас, что никаких поблажек бездельникам и внимательное отношение к тем, кто действительнопришел получать знания. Пробел в знаниях студентов – это позор для преподавателя. Оценка знания из жалости только ухудшает работу студента.
Я пришел н а кафедру на третьем курсе, чтобы поработать в лаборатории под руководством Альберта Огонесяна. Ко мне сразу отнеслись серьёзно дали возможность воплощать в жизнь
мою идею  - «Комплект спаренных абонентских линий на фотодиодах». Такая работа дала мне возможность потрогать руками и  увидеть до конца , и  испытать восторг и  радость, что весь твой «бред», который казался тебе нереальным, вдруг начал жи ть и работать.
Неоценимо чувство трудового коллектива, и заинтересованность его всеми аспектами твоей работы.
«Свободный полет» требовал от руководителей кафедры большой работы. Её я тогда не замечал. Во-первых Рафаэль Антонович много затрачивал сил и нервов, чтобы получить деньги на студенческую работу. Альберт Огонесян обеспечивал электронные элементы и испытательную аппаратуру. При институте была мастерская, которая могла изготавливать аппаратуру по эскизам студентов.
Сегодня это звучит сказкой.



Мы пришли учится в счастливый момент времени, когда началася подъем  в телекоммуникациях, и мы были его участниками, а в дальнейшем теми, кто вносил конкретный вклад в науку и практику телефонии и передачи данных.
Каждый раз, когда вспомниаешь  о чем-то, надо войти в то время, о котором пишешь. Когда- то на лекции я сказал студентам, что разработка декадно-шаговой АТС была ошибкой. Надо было сразу начинать ьс координатных АТС. Эти слова дошли до бывшего руководителя разработкой АТС-ДШ Леонида Степановича Фарафонова. Сразу же скажу, что он был директором ЛОНИИС и благодаря ему было сделано много прогрессивных разработок. В частности электронных АТС, АТС с программным управлением и т.д. Поэтому декадно-шаговая АТС в момент этого диалога была уже историей.
Он мне сказал, что прежде чем делать оценку, представьте время. В послевоенной разрушенной стране не было не только серебра для того, чтобы сделать контакты реле, но обычного гетинакса для размещения электрических приборов. Тогда я понял как трудно было из ничего сделать что-то для обеспечения связью большой страны.
В наше время была эпоха внедрения координатных АТС. Станции этой системы требовали создания хорошей теории и логического мышления.
Во главе научной школы  и практического внедрения стоял Борис Самойлович Лифшиц. Его вклад в теорию телетрафика  и массового  обслуживания несомненен. Ему принадлежат фундаментальные работы по расчету многозвенных схъем.
Незабываемы его соратники. Мовшович и  Генрих Борисович Ханин
Также Борис Самойлович подержал и воспитал много молодежи. Много аспирантов, которых невозможно перечислить. В промышленности им были воспитаны такие специалисты, как  – Александр Львович Пошерстник, Иосиф Захарович Носоновский на плечи, которых под руководством Павла Дмитриевича Куташева легла большая задача по внедрению координатной АТС.
Борис Самойлович хорошо разбирался в людях.  На своем примере я убедился  как терпеливо он вникал в работу своих учеников. Моя тема диссертации-« Синтез устройтсв в телефонной технике.» была в стороне от его научных интересов, но он быстро освоился и стал действительно эффективным оппонентом.
Он научил меня (насколько это можно) пунктуальности и уважению в работе в другими людьми.
Он ценил время. Если назначена встреча, то, приходя заранее, ты знал, что будешь ждать. Если опоздал на 3 минуты, он был уже занят другой работой.
Говоря о кафедре нельзя сказать об Ольге Николаевне Ивановой. Хотя уже в  моё время она была зав. Кафедрой Московского Электротехнического Института Электросвязи (МЭИС).Она сама ленинградка. По слухам в марте 1949 года её муж В. Иванов - секретарь ЦК ВЛКСМ, до этого работавший первым секретарем Ленинградских обкома и горкома ВЛКСМ.был репрсирован по «ленинградскому делу».  Если это верно, то как ей удалось уйти от реперсий  я не знаю. В годы блокады она много сделала для физического сохранения кафедры – убирала, топила печи.
Созданный ею учебник долгие годы  был основным учебником всех кафедр связи в СССР. С февраля 1947 г. О.Н. Иванова работает в Московском электротехническом институте связи (ныне МТУСИ) и сделала её ведущей по нашей профессии.
Её борьба за чистоту языка вызывает у меня ностальгию, поскольку стандарты по терминологии, перестали выходить после того как она прекратила работу в этом направлениии. А теперь, когда в информатику входит масса новых  людей стандартизация терминов необходима.  Она скончалась 14 апреля 2008 г. на 93-м году жизни, оставив о себе память .как о прекрасном человеке и специалисте.
В  память о всех наших учителях было задумано открыть «Аваковский зал».  Зал памяти, где наряду с лекциями можно было рассказать о людях, посвятившим жизнь нашей профессии. Помещение уже было подготовлено, нужны бли портреты и описания их деятельности, но очередная смена руководства и другие «иновации» смели это начинание.


Рецензии