Крещенская вода

Крещенская вода или Агиасма не всегда имела такое значение, какое она приобрела сейчас.


Так в России до XII века вообще не знали чина Великого водоосвящения, пока не ввели Иерусалимский устав.


И крещенские купания не всегда были обязательными в Богоявление, но вода всегда, во все времена и во всех религиях считалась особой стихией.


Из воды произошло все. Над водой носился Дух Святой, творя из нее небо и землю, осквернение смывалось по Ветхозаветным правилам омовением рук и тела, великий потоп был послан на людей, чтобы очистить их от грехов.


Сакральные водные погружения всегда существовали в древности. По-гречески Крещение называется Баптисмой, что значит "погружение". И секта баптистов считает, что Крещение должно быть только с полным погружением в воду, а не просто омовением волос в Крещенской купели.

 
Вода, однако, не только очищает, но и погребает, неся в себе и положительный, и отрицательный смысл. Так в потопе погибли тысячи, и при Таинстве Крещения в воде погребается ветхозаветный человек с его грехами и страстями, а рождается новый, который клянется служить Богу и отрекается от дьявола.


Считается, что троекратное погружение в Иордань в крещенскую ночь очищает от святочных грехов, обновляет естество человеческое и возвращает ему благодать.


«Подобно тому, как Дух Божий при сотворении мира витал над водой, в Таинстве водоосвящения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в Таинстве Крещения, быть водой «приснотекущей в жизнь вечную».

 
Но Крещение в христианстве не всегда было водным. Кроме него выделяют еще, как минимум, пять видов Крещения: первое – прообразовательное – которым был крещен Моисей в водах Чермного моря; второе – несовершенное – крещение Иоанново; третье – совершенное – крещение Иисусово «водою и духом»; четвертое – крещение мученической кровью; пятое – крещение слезами и покаянием.


В древности крестились и песком, если не было воды, и огнем. Но вернемся к воде. Почему именно крещенская вода стала называться Великой Агиасмой? В древности «агия» называлась просто святыня.


Агиа Триада (гр. Святая Троица), Агиосоритисса – Богородица, на иконах святых тоже  можно встретить это слово: святой Петр, или святой Серафим Саровский. Только иногда оно пишется по-гречески, а иногда – по церковно-славянски.

 
Слово «agiasma» в античности нигде не встречается. Это искусственно созданное слово при переводе на греческий семьюдесятью толковниками Ветхого завета с еврейского, а стало употребляться применительно к Крещенской воде примерно с VI века.

Сегодня Великой Агиасмой в православии называется вода, которая освящается по особому чину великого водоосвящения только два раза в год: в службе Навечерия накануне праздника и в сам день Богоявления. Первый раз, 18 января, этим чином освящается вода только в храмах, а 19 января – с выходом на источники - Иордань.


Но вода, освященная и в том, и в другом случае – совершенно одинаковая, хотя в народе почему-то считается, что первое водоосвящение более ценное, чем второе  и первую воду называют Крещенской, а вторую - Богоявленской.

 
Сама была свидетелем того, как люди просто набрасывались на освященную 18 января воду, толкая друг друга и ругаясь, впрочем как и 19 января. Но разливали ее понемногу и каждому досталось. Потом народ шел к источнику и добирал воду в сосуды.


Наверное, где-то далеко в памяти все-таки сохранилось (а может быть пришло от старообрядцев), что в 1655 году патриарх Никон под страхом отлучения запретил водоосвящение 19 января. Длилось это до тех пор, пока Московский собор 1667 года не отменил решение патриарха, вновь вернув двойное Великое водоосвящение.

 
Великая Агиасма считается низшей ступенью Причастия и употребляется тогда, когда на человека наложена епитимья или по какой-то иной причине он не может причащаться. Считается, что ее можно потреблять только натощак, хотя в Типиконе и Минее это возбраняется, и дается примечание:

«Изве;стно же бу;ди все;м о святе;й воде;, я;ко не;цыи су;ть отлуча;юще себе; от святы;я воды; вкуше;ния ра;ди, не до;бре творя;т: и;бо благода;ти ра;ди Бо;жия дана; бы;сть на освяще;ние ми;ру и все;й тва;ри. Те;мже во вся;ких ме;стех, и ска;редных, и всю;ду кропи;тся, я;же и под нога;ми на;шими су;ть: и где; е;сть си;х ра;зум, е;же не пи;ти сея;? но да уве;си, я;ко не вкуше;ния ра;ди я;стия нечистота; в на;с; е;сть, но от скве;рных де;л на;ших, очище;ни же от си;х, пие;м без сомне;ния сию; святу;ю во;ду… Сего; ра;ди и в полу;нощи на пра;здник се;й, вси; поче;рпше в до;мы во;ду отно;сят и соблюда;ют, и ле;то соверше;нно храня;т, поне;же дне;сь освяща;ются во;ды; и зна;мение быва;ет я;вственное, не растлева;ющуся во;д; о;ных естеству; долгото;ю вре;мене, но ле;то соверше;нно, и два; и три;, мно;жицею, дне;сь че;рпаемая вода; цела; и нова; пребыва;ет, и по толи;цем вре;мени, ны;не от исто;чника взя;той воде; сравня;ется» (Типикон, 6 января, 1-е «зри»).

 
Люди верят, что Крещенская вода обладает целебными свойствами, но  все по вере да будет.



Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/kreshhenskaya-voda/


Рецензии
Извините, но это скорее похвала самой себе...

Дмитрий Хохлов 2   20.01.2014 10:04     Заявить о нарушении
Возможно, но я могу писать только о себе.

Тина Гай 2   21.01.2014 10:59   Заявить о нарушении