Великий таджик

С тех пор как существует мирозданье.
Такого нет, кто б не нуждался в знанье,
Какой мы не возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.

Это стихи  великого таджикского поэта Х века Рудаки, родоначальника всей классической персидско-таджикской поэзии.  Выдающиеся представители её - Фирдоуси, Хайям, Саади, и др. считали его своим учителем.
 
О Рудаки книга Андрея Волоса  «Возвращение в Панджруд», получившая Большого Букера за 2013 год. Панджруд - таджикское селение, где родился поэт  и куда он возвращается после всей своей жизни, в которой было всё – и поэзия, и слава, и дружба, и предательство.

В книге Волоса меня больше всего поразило, что простой народ очень хорошо знал стихи своих поэтов. Люди читали вслух и распевали их повсюду – на своих праздниках, на базарных площадях, в любых общественных местах и  в своих повозках. А молодёжь в Бухаре постоянно практиковалась в написании стихов, вывешивая их на улицах для всеобщего ознакомления и критики.
 Я уж не говорю про эмиров,  державших у себя при дворе крупных писателей, поэтов, учёных, которые вели философские беседы, обсуждали литературу, научные проблемы и общественную жизнь. И что такое эмиры? На их имена, если они не связаны с великими поэтами, можно случайно наткнуться в исторических источниках, а творения поэтов, писателей, художников, учёных остаются жить в веках.
 
Прочитав книгу,  я заинтересовалась историей Таджикистана, особенно временем, когда жил Рудаки. Оказывается, это время - IX-X века - период легендарной эпохи Саманидов.
 «В 875 Исмаил Самани основал первое таджикское государство со столицей в городе Бухара. В это время завершился процесс  складывания таджикской народности.  При Саманидах культура таджикского народа достигла высокого уровня.  Процветают ремесленничество и торговля, а также, наука, литература и искусство. Они развиваются на государственном языке, который мы сегодня и называем таджикским.
Таджики внесли значительный вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа, накопленного мировой цивилизацией. Примеры тому – лирика родоначальника персидско-таджикской литературы Абуабдулло Рудаки, бессмертная национально-эпическая поэма «Шахнаме» Абдулкосима Фирдавси, вобравшая в себя легендарную историю персов и таджиков, и «Канон врачебной науки» Абуали Ибн Сино (Авиценны) трактат, который на протяжении многих веков послужил основным руководством по медицине в учебных заведениях Европы. Ученые Аль-Хоразми, Аль-Фороби и Абурайхон Беруни, такие (по словам Гете) звезды первой величины на небосклоне мировой поэзии, как Хайям, Руми, Саади, Хафиз, Джами, мастера художественного творчества Борбад, Мани, Бехзод были известны далеко за пределами древнего Согда, Хорасана и Мовароуннахра (Двуречья) – основной территории современной Центральной Азии.».

Напрашивается вопрос, куда же всё это делось? Думаю, люди остались такими же, их способности, таланты – на прежнем уровне. Видимо, изменились условия для их проявления.

О жизни и творчестве Рудаки мы узнаём в романе из его воспоминаний во время  горестного возвращения на родину. Свыше 40 лет Рудаки был придворным поэтом при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы.
Царь поэтов, так звали его и поэты и простые люди, он не только восхвалял своих правителей, он почитал простого человека и его труд, призывал к знанию, благородству, воспевал красоты  природы и верил в силу человеческого разума. Поэт мало писал на религиозные темы, но и то затем, чтобы призвать всех - с уважением и терпимостью относиться к другим религиям.
 
« Слушая и сравнивая шейхов, (которые якобы были его учителями), пытался докопаться, почему они, проповедующие в целом похожие вещи, расходятся до такой степени, что не могут и слышать друг о друге. Каждый из них согласился бы, что нужно стать правдивым перед Господом, отринуть мирские блага и прелести, быть добрым и стараться ладить с людьми независимо от их веры или привычек.
Каждый из них признал бы себя воином большого джихада — священной войны мусульманина с собственными пороками, в которую каждый обязан вступить в надежде завоевать нравственное самоочищение...».

Последняя  фраза из цитаты привлекла моё особое внимание и понятно, почему. Ведь джихад сейчас – это нечто жестокое, борьба с неверными, а тогда – борьба за собственное нравственное обновление против собственных же пороков. Когда же произошла такая метаморфоза?

Вот и оказалось, что книга Волоса очень актуальна и показывает, что надо почаще обращаться к своей истории.


К добру и миру тянется мудрец,

К войне и распрям тянется глупец.
               
                Абу Абдаллахе Рудаки


Рецензии