Однажды... из детства. 11. Неудавшийся праздник

          В пору своего детства помню очень хорошо лето 1967 года,тогда мне было 8 лет,младшей сестрёнке 3 года,старшей 12. В соседней деревне Голино каждый год праздновали "Иванов день",который проходил из года в год в один и тот же день,седьмого июля. Загодя,вся наша родня,жила в предвкушении этого торжества,из города приезжали наши родители,мама и папа,и всей семьёй мы шли туда,чтобы встретиться с родственниками по отцовской линии.

          В этой деревне Голино все жители,от мала до велика,занимались рыбной ловлей,она была основной профессией их мужиков. Рыбу ловили в озере Ильмень бригадами,большую часть улова сдавали государству,но что-то оставляли и себе. Именно в "Иванов день" устраивали шикарные рыбные пиршества,где собирались дальние и ближние родственники из других деревень и из городов.

          Особенно радостно было нам ребятишкам,не столько из-за рыбы,сколько хотелось встретиться и поиграть с другими детьми из нашей родни. Да и родители всегда приезжали на этот праздник,никогда не пропускали его.

          И вот наступил предпраздничный день,мы,по очереди,дежурили на чердаке у слухового окна,вставали на ящик и до боли в глазах всматривались в даль,где на расстоянии четырёх километров проходила шоссейная дорога. Высматривали автобус из Новгорода,и если он останавливался как раз напротив нашей деревни,и если кто-то из него выходил,тут уж глаз не отрывали от этой,едва заметной,движущейся чёрной точки. С одним немым вопросом - к кому идёт? Потом друг с другом спорили,похожа эта точка на маму или на папу,или идут к другим сельчанам?

          А если этих точек было две,то тут уж сомнения нас покидали,и мы,прыгали от радости и нетерпения,когда же придут наши родители. Встречать ходить к большаку,так у нас в деревне называли шоссейную дорогу,бабушка,да и сами родители,нам не разрешали,поэтому мы дожидались на чердаке. И только когда до задней калитки в заборе,бабушкиного огорода,родителям оставалось пройти не более ста метров,спускались с чердака и с радостными криками неслись встречать наших дорогих родственников.

         В этот раз,всё было точно так же, и едва прошло наше радостное возбуждение по поводу их приезда,они объявили нам,что младшие дети останутся дома,с собой они возьмут только старшую сестру Свету. А меня и младшую сестру Люду,оставят дома,с бабушкой. Боже,что тут началось,рёв с моей стороны и истерика со стороны Люды. Папа был не многословен,и с ним спорить было бесполезно,но мама,не выдержав истерики сестрёнки,сказала,что возьмёт только её,потому что она лёгкая,её легче унести на руках,если устанет. А меня они оставят дома,и на мои увещевания,что я не устану,не обращали никакого внимания.

         На следующий день,на праздник,в деревню Голино,они ушли вчетвером. Бабушка занялась своими делами,а я сидела на скамье возле кухонного окна плачущая,покинутая всеми. Потом я поднялась на чердак,там у папы была сделана летняя комната отдыха,забилась в уголок кровати,закрывшись одеялами и незаметно для себя уснула.

         Дальнейшие события того дня развивались уже без меня.
Через какое-то время я проснулась,спустилась с чердака вниз,вошла в избу,позвала бабушку,она не отозвалась. Вышла из дома,спустилась по ступенькам к двери,заперта на ключ,пожав плечами в знак непонимания,вышла во двор,где были ворота,куда запускают в хлев корову,они прикрыты,но не закрыты на засов. Сходила в огород,на наше картофельное поле,в сад - нигде бабушки не было. Побежала к дому бабы Маши Маловой,она жила через дом от нашего,спросила её,не видела ли она моей бабушки? Та всплеснула руками,
         -Батюшки,нашлась! А где ты была-то всё это время,ведь Александра (так звали мою бабушку) обыскалась тебя,не найдя,подумала,что ты убежала вслед за родителями на праздник в Голино?-
         -Я спала на чердаке,-потупив глаза,сказала в ответ я,
         -Так где же моя бабушка?-повторила свой вопрос я.
         -Так я разве не сказала? Так она же побежала в Голино за твоими родителями,узнать,с ними ты или нет?-ответила баба Маша.

         Поняв,что из-за меня будет грандиозный скандал у родителей,в нём правда не было моей вины,но страх всё же одолевал меня,и мне очень хотелось спрятаться,чтобы избежать наказания. Но,уже тогда понимала,что рано или поздно меня найдут и накажут,и я зная,что не смогу предотвратить наказания,всё же поплелась к концу деревни,и остановилась возле последнего дома,прямо на дороге,стала дожидаться своих нерадивых родственников.

         Стояла босыми ногами в дорожной пыли и от нечего делать разгребала ступнями мягкую,и теплую от солнца,пыль,время от времени посматривая в даль сельской дороги,не показались ли мои родители.

         И вот мои глаза уловили знакомые черты в силуэтах,показавшихся из-за поворота дороги: маму,папу,с сидящей на его кликушах сестрой Людой,бабушку и сестру Свету. Они шли скорко и о чём-то спорили и ругались,а я поняв,что ругаются из-за меня,стояла на дороге,низко склонив голову.

         Тут меня увидела мама и закричала в голос,
         -Вот же Леночка,нашлась,слава Богу,всё в порядке!-
Они сменили бег на шаг,и всё равно довольно быстро дошли до меня.
         -Так,дочь,где ты была?-строго спросил отец.
         Я заморгала глазами,готовая снова разреветься и еле слышно сказала,
         -Спала на чердаке.-
         Папа обращаясь к бабушке,
         -Надо было перевернуть все одеяла и посмотреть получше,и тогда бы ты,мать,не сорвала нам праздник.

         Меня не тронули и не наказали,но потом,уже дома,я с удовольствием и с умилением слушала рассказ взрослых,как они меня потеряли.

      ...Вскоре бабушка спохватилась,что меня нет в поле её зрения,покричала меня,я не отозвалась,поднялась на чердак,заглянула в комнатку,одеяла лежали комком,посмотрела под ними,меня не увидела и подумала,что я скорее всего убежала втихаря в Голино,на праздник.
         Побежала туда,да так быстро,что родители не успели погулять и только-только сели за праздничный стол,папа даже не пропустил ни одной рюмочки "за воротник". И едва поняв причину,почему его мать вдруг встала на пороге с растрёпанными от быстрого бега волосами и сдвинутым на бок платком,сразу же отправились всем семейством в обратный путь.

         В этот день,пережив глубочайший стресс,папа даже не притронулся к предложенной бабушкой,домашней браге,так и ходил весь день трезвый и смурной. Уехали они в город рано утром,пока мы ещё спали,чтобы не поднялся большой шум от расставания.

         Потом,в следующие года,если были какие-то праздники в Голино,они брали нас,всех своих дочерей,с собой,чтобы никому не было обидно,и чтобы праздники удались.


Рецензии