Будем смотреть жизнь-3

А   на   работе. . .   Нет,   на   работе   всё   в   порядке.    Клара   очень   внимательно   считает   деньги.   С   девочками   из   других   отделов   она   в   нормальных   отношениях.   Пересмеиваются   за   прилавком,   когда   нет   покупателей.   Убегают   в   подсобку   пить   чай.   
Каждый   день   Клара    приносила   домой   что-нибудь   из   продуктов.   Мама   была   очень   довольна.
За   какую-то   всего   одну   неделю   мама   очень   изменилась.   И   отец.   Папа.   Что   с   ним   случилось?.   Паласы   выбивает.   Мусор   выносит.   Вином   от   него   не   пахнет.   Оба   молчат.   Но   не   ругаются.   На   днях   Клара   пришла   с   работы,   а   они   на   балконе. . .   целуются.   Клара   опустила   сумку   в   прихожей.   Ушла   к   себе.   Сидит   и   плачет.   Чего   я   реву,   думает.    Ну   чего   я   реву,   спрашивается.   Дура   я.   Просто   дура.   Ну   чего   плакать. . .
Вспоминает   опять   эту   сцену:   отец   двумя   руками   держит   маму   за   голову   и   целует,   а   мама   кулачками   по   его   спине,   чуть -    чуть. . .   слегка. . .
Взяли   бы   они   меня   в   свою   компанию,   думает   Клара   и   опять   плачет.   Взяли   бы. . .

В   обеденный   перерыв   её   опять   вызвал   Михаил   Александрович.   Он   очень   строго   посмотрел   на   Клару,   и   у   неё   похолодела   спина:   что   это   значит?
-   Клара,   ты   допускаешь   обвесы?   Не   ожидал.
- Что?   Обвесы?   Нет.   Я   стараюсь. . .
- Вот   жалобная   книга.   Видишь,   до   вчерашнего   дня   она   была   чистая.   А   вот   что   написали   вчера.   Читай.
Клара   прочитала   дикую,   несуразную   жалобу   в   свой   адрес   и   залилась   жгучим   огнём.
- Не   понимаю. . .
- Ты   что,   рассеянная   такая?   Не   думал.   А  может,   дома   что   случилось.   Говори   смело.   Я   смогу   помочь   твоей   беде.
Клара   молча   покачала   головой.
- Может,   тебе   деньги   нужны?
- Михаил   Александрович   взял  руку   Клары   и   мягко,   очень   участливо,   посмотрел   ей   в   глаза.
- Мне   не   нужны   деньги,   -   Сказала   Клара,   забирая   руку.
- Какая ты. . .
Он   внезапно    и   резко   прижал   Клару   к   себе,   шаря   руками    -   липучками     по   её  телу.
- Клара,   не   сопротивляйся!   Я   хочу   только   обнять   тебя. . .   Подожди,   подожди,   ну   что   ты. . .
Клара   как   в   мешке   с   ватой   барахталась   в   этом   элегантном   дяде.
И   вдруг   неожиданно,   но   так   сильно,   что   ещё   секунда   и   -   конец,   подступила   к   горлу   тошнота.
И   Клара   со   всей   силой   ударила   в   его   лицо   локтём.

Она   ушла   домой.   Её   трясло,   и   она   никак   не   могла   сосредоточиться.   И   тело   тряслось,   и   мысли,   как   в   сите,   перетряхивало.
В   конце   месяца   у   Клары   оказалась   большая   недостача.   Мама ,   заплатив  триста рублей   и    этим   кое-как   уладив   дело,   забрала   Клару   из   магазина.

Сонины   друзья,   Вадим   и   Коля,   звали   Соню   работать   в   театр,   и   она    уговаривала   Клару    идти   вместе.
- Даже   в   кукольном   театре   работать,   это   тебе   не   кулёчки   заворачивать.   А   летом   будем   вместе   поступать   в   театральный.
- А   ты   уверена,   что   возьмут?
- Вадим   разговаривал    с   главным   режиссёром,   и   тот   согласился   нас   посмотреть.   Кое-какой   багаж   у   нас   есть.   Всё-таки   с   шестого   класса   занимаемся   в   студии.   Ну   а   данные,   это   ни   у   кого   не   вызывает   сомнений.

Клара   даже   с   мамой   советоваться   не   стала.   Дома   такое   происходило! . .   Родители   разводились.   Ладно.   Разводятся   и  разводятся.   Клара   не   упала   в   обморок   от   этой   новости.   Но   когда   отец   забрал   свои  вещи   и   не   пришёл, . .   не   пришёл   вообще!   -   такого   ещё   не   было!   -   Клара   вдруг   поняла,   что   такое    развод. . .
Это   когда   тоску   твою   и   горе   разводят,   разводят   по   всему   свету.   Тебе   уже   дышать   нечем   -   мало!   -   всё   разводят   и   разводят,    каждую   клеточку   ими   заполняют. . .
 
Клара   не   пошла   работать   в   театр.
Утром,   выходя   из   дома   с   документами,   она   встретила   бывшую   одноклассницу   Зою.   Остановились   перемолвиться   парой   слов.
- Библиотекаря   у   меня   нет,   -   пожаловалась   Зоя.   Всё   приходится   делать   самой.
И вдруг:
- Послушай,   Клара,   а   ты   не   хочешь   работать   в   библиотеке?   Книги   выдавать?   Это   не сложно.   Я   тебя   научу.
Сама   Зоя   учиться   на   библиотечном   и   только   недавно   стала   работать   заведующей .   Они   с   Кларой   не   дружили   в   школе.   Клара   ни   с   кем   не   дружила,   кроме   Сони.   Замкнутой   была   девочкой.
- Не   знаю,   -   сказала   Клара.
- А   ты   позвони,   если   надумаешь.   Телефон   помнишь?
- Помню,   -   сказала   Клара,   хотя   никогда   и   не   знала   его.
И  они   пошли   в   разные   стороны.   И   тут   будто   что-то   толкнуло   Клару.   Она   резко   повернулась   и   побежала   за   Зоей.
- Вот,   -   сказала   она,   протягивая   документы .   -   Я   надумала.   Я   пойду   в   библиотеку.   Книги   выдавать.
- Зоя,   удивлённая,   нерешительно   потянулась   за  папкой.
- Что   это   вдруг?   А   куда   ты   их  несла?.
- В   театр.   Но   я   передумала   в   театр.   Не   хочу.
- А   завтра   не   передумаешь   в   библиотеке   работать?
Зоя   не   стала   дожидаться   ответа,   подхватила   Клару   под   руку   и   потащила   её.   Они   шли,   скользя   по   обледенелым   тротуарам,   и   уже   чему-то   смеялись,    не   обращая   внимания   на   прохожих.
Было   совсем   рано.   До   открытия   библиотеки   два   часа.   Зоя   завела   Клару   в   свой   кабинет   и   поставила   чай.   В   углу   кучей   были   свалены   старые   книги.   Тихо.   Пока   Зоя   занималась   чаем,   Клара   походила   по  комнатам   со  стеллажами ,   потрогала   книги,   подышала   их   духом.   
Она  вернулась   к   Зое   и   взяла   протянутую   ей   чашку   с   чаем.   Села   на   маленький   диванчик.   И   засмеялась.
- Что,   -   сказала   Зоя,   -   моё   хозяйство   тебя   рассмешило?
- Нет.   Другое.   Вспомнила,   как   встретила   тебя   сегодня.   Я   в   театр   шла   нехотя.   Соня   меня   уговорила.   А   сегодня   ночью   на   разные   лады   прикидывала   свою  будущую  работу.
Как   новую   одежду.   И   не   нравится,   и   носить   нечего.   Театр. . .   Нет,   это   не   для   меня.   Это,    как   и   магазин.   Мир,   в   котором   живут   люди.   Но   это   не   мой   мир.   Я  ведь   уже   в   магазине   успела   поработать.
- Ты?   -   Удивилась   Зоя.   -   Но   это   нелепость   какая-то.
- Да.   Нелепость.
- Ну,   библиотека   -   совсем   другое   дело.    Здесь   ты   будешь   общаться   с   книгами   и   книголюбами.   Но   книг   мало.   И   книголюбов   тоже   не   густо.   Необременительная   работа.   Иногда   бывает,   за    целый   день   -   ни   одного   человека.   Однажды   я   уснула   на   абонементе.   Спасибо,   читатель   пришёл,   разбудил.   А   если   бы   начальство? . .
Девочки   посмеялись,   покончили   с   чаем,   и   -   Клара   стала   работать   библиотекарем.   Её   работа   началась   с   чтения.   Читала   всё   подряд.   Читала   целыми   днями   в   библиотеке.    Читала   по   вечерам   дома.   В   библиотеке   почти   никто   не   отвлекал.   Дома   -   никто.

Мама   стала   приходить   поздно.   Клара   решила,   что   она   тяжело   переживает   разлуку    и   старается   забыться   на   работе,   в   делах.
Вообще   всё   отошло   для   Клары   на   задний   план.   Кроме   книг.   Она   и   раньше   много   читала,   но  сейчас   доступность   немыслимой   роскоши   опьянила   её.

Как-то   она   подняла   глаза   навстречу   вошедшему   читателю.   Это   был   Коля.   Тот,   что   с   бровями.   Сколько   они   не   виделись,   а   он   всё   удивлялся.
Они   посмотрели   друг   на   друга   и   рассмеялись.
- Сколько    же   ты   тут   спишь,   спящая   царевна?
- А   как   ты   меня   нашёл?
- Неважно.   Нашёл   вот.   Потому   что   искал.
- Искал   всё-таки?
- Искал.
- А   зачем?   -   Клара   скользнула   глазами   по   часам:  скоро   обед.   Десять   минут.   Можно   закрывать   библиотеку.
- Ты   домой   ходишь   обедать?   -   Спросил   Коля.
Клара   видела,   что   он   волнуется,   и   это   волнение   передавалось   и   ей.
- Нет,   я   здесь   пью   чай.
- И   вот   так   всё   время   одна?
- Почти   всё   время.   А   ты   знаешь,   я   рада,   что   ты   пришёл.   Идём   в   подсобку,   я   поставлю   чай,   поболтаем.
Клара   закрыла   входную   дверь   и   вышла   в  соседнюю   комнату.   Коля   переместился   за   ней.   Сел   на   диван.   Достал   сигареты.
-  Тебе   нравится   здесь?
- Да,   -   Клара   ставила   чайник,   готовила   чашки   и   чувствовала   ужасную   скованность.
- Послушай,   -   сказал   Коля   таким   голосом,   как   будто   у   него   перехватило   горло.   -   Я   искал   тебя.
- Ну да,   -   у   Клары   сердце   упало   вдруг   куда-то.   -   А   зачем?
- Думаю   о   тебе.   Всё   время   думаю   о   тебе.   Ты   мне   так   понравилась.
Клару   окутала   тёплая   волна   и   подняла.   Вот   ещё   одно  его   слово,   и   она   поплывёт. . .
Коля   молчал   и   смотрел   на   неё.
Закипел   чайник.   Коля   молчал.   Молчит,   подумала   Клара.   Почему   он   молчит?   Искал?   А   зачем?   Он   что,   влюблён   в   меня?    А  я?   Мне   он   что?
- Расскажи,   как   жила,   -   сказал   Коля.
- Как   жила?   Читала!
Оба   рассмеялись.
- А   я   не   могу   много   читать,   -   сказал   Коля.   -   Читаю,   и   мне   кажется,   что   всё   это   уже   было   со   мной.   Или   будет.   И   если   я   прочту,   то   не   будет,   а   не   прочту,   -   наверняка   случится.   И  скучно   становится   читать.
Да,   подумала   Клара,   вот   то   же   и   со   мной.   Мне   становится   скучно   читать.   Мне   хочется   самой   испытать   всё  то,   что   с   кем-то   происходит.
- Невесело   ты   живёшь,   -    сказал   мрачно   Коля,   прихлёбывая   чай.
Клара   разозлилась.
- Как   могу.
- Надо  так,   как   хочешь.   Ты   чувствуешь,   сколько   здесь   пассивного   смирения :  как   могу. . .   Нет,   надо   только   так,   как   хочу.
- Ну   а   как   ты   хочешь?    И   вообще,   чего   ты   хочешь?
Коля   рассмеялся,   и   брови   его   перестали   удивляться.   Что-то   упрямое,   дерзкое   появилось   в   его   лице.
- О,   Клара,   я   очень   многого   хочу.   Не   знаю,   как   получиться,   но   желание   есть   добиться   своего.
- Глядя   на  тебя,   не   подумаешь.   Ты,   скорее,   производишь   впечатление   слабовольного   человека.
- Да?   Ну   это   ничего.   Это   даже   неплохо.   Хочешь   со   мной   вечером   пойти   в   одну   компанию?   -   Неожиданно   сказал   он.
- Откровенно   говоря,   не   очень-то   они   мне   интересны,   компании   незнакомых   людей.   Я,   наверное,    слишком  . ..
- Отчуждение?
- Да,   да. . .
- Социофобия. . .
- Вот   оно,  это   самое.   Всегда.   С   детства.
- Или   не  доверяешь   людям.   Напрасно. И  среди   незнакомых  можно  встретить   довольно   интересных   людей.   И   им,   может   быть,   тоже   нелегко   раскрыться.   Кстати,   а   замуж   за   меня   ты   пошла   бы?
- Не-ет,   -   огорчилась   Клара.   -   Вот   это   -   нет.   Мне   кажется,   замуж   -   это   вообще.. .   никак.
- Ну   и   не   надо.   -   Коля   натянуто   улыбнулся.   -   Ну   так   идём   вечером?
- Хорошо.   Идём.   Если   не   очень   поздно.
- Сразу   после   работы.   Согласна?   Во   сколько   зайти   за   тобой?
- В   шесть   я   закрываю.
- Ну   я   зайду.   Смотри,   не   передумай.   Пока.   Не  скучай.
И   он   ушёл.
   Клара   помыла   чашки   и   открыла   библиотеку.   Тут  же   ураганом   влетела   Зоя.
- Клара,   я   книги   привезла.   Давай   разгружать   побыстрее,   машину   надо   отпустить.
Перенесли   книги,   Отпустили   машину.   Клара   поставила   чайник   на   плитку   и   стала   перебирать   новые   книги.   Самые   лучшие   на   полку   не   попадут.   Их   Зоя   заменяла   старыми,   теми,   что   приносили   читатели,   записываясь   впервые.   Проверить   со   стороны   и   уличить   не   было   никакой   возможности.   Так   что   всё   это   было   как   бы   в   порядке   вещей.   
В   первый   раз,   когда   Клара,   столкнувшись   с  таким   откровенным   воровством,   запротестовала,   Зоя   высмеяла   её.
- Да   кто   здесь   будет   работать   за   девяносто   рублей?   Думаешь,   много   таких   дураков   найдётся?    Те,   кого   государство   не   может   обеспечить   нормальной   зарплатой,   сами   о   себе   заботятся.   Компенсируют,   как   могут.
- Вот   и   в   магазине   тоже,   -   уныло   протянула   Клара.
- Смешная   ты,   -   в   магазине. . .    Везде.   Честных   людей   сейчас   нет.   Честность   оборачивается   нищетой.   Кто   же   добровольно   захочет   обречь   себя   на   нищету?   Глупая   ты   ,   Клара.   В   наше   время   муками   совести   изводятся   только   неполноценные   люди.   Ну   не   может   человек   приспособиться,   урвать   для   себя   кусок   благополучия,   что   ему   остаётся?   Завидовать?   Но   это   значит,   самому   признать   свою   неполноценность.   Презирать.   Только   и   всего.
Пришли   читатели,   и   Клара   заняла   своё   место   на   абонементе.   

В   одно   из   воскресений   Кларе   позвонил   отец.
- Папа,   это   ты?
- Ну   да!   Дочка,   ты   не   забыла   меня?
- Я?   Ну   ты   даёшь!   Где   ты?   Как   ты   там?
- Приезжай,   если   можешь. . .
Клара   тут   же   собралась   и   поехала.
По   дороге,    тепло   вспоминая   всё,   что   было   связано   с   отцом   в   детстве,   ужаснулась   вдруг   мысли :  а   если   он   не  один?   Конечно,    не   один.   Он   живёт   с   какой-то   женщиной.   В   Кларе   колючкой   раскорячилась   ревнивая   неприязнь.
Куда-то   потихоньку   уползало  страстное   желание   видеть   его,   милого,   родного,   далёкого   в   таком   далёком   далеке,   куда   мысль   не   доставала,   повиснуть   на   его   плечах   маленькой   девочкой. . .
Клара   приехала   по   адресу,   который   ей   дал   отец,   и   позвонила   в    дверь.
Отец   был   один.   В   глазах   его   блеснули   слёзы.   Он   был   нетрезв.
- Клара,   не   ругайся,   доченька.   Я   так   обрадовался,   что   ты   приедешь, . .   вот,   не   выдержал,   выпил   немного. . .
Он  хлюпал   носом   и   размазывал   слёзы   по   щекам.   Повёл   её   в   комнату.   Усадил   на   диван.   Потом   пересадил   в   кресло.   И   всё   смялся.   И   слёзы   всё   текли.
- А  почему   ты   один,   -   спросила   Клара,   вытирая   щёки   отца   своим   платком.   -   Где   твоя   новая   жена?
- Да  нет   у   меня   никакой   жены.   Уехала   она.   Непутёвая   какая-то   баба.   Я   так   и   не   понял,   что   ей   от  меня   надо   было.   Видишь,   квартиру   оставила,   мебель.   Всё   бросила   и   уехала.   Жалела   она   меня.   Добрый   ты,   говорила.   Но  видишь,   уехала.   Там,   видно,   кто-то   добрей   меня   есть.
Ладно!   Не   будем   об   этом.   Давай   лучше   о   тебе.   Как  там   мама?
- Мама?   Не   знаю.   Работает.   Мы   мало   видимся.   Я   ведь   тоже   работаю.
- Где?
- В библиотеке.
- Ишь   ты,   в   библиотекари   пошла.   Ну   ничего,   ничего.   Везде   люди   работают.   А   мама   как?
- Да   никак.   Работает.   Потом   приходит   и   ложится   спать.
- А   где   она   ужинает?
- Дома,   где   же!
- А. . .   Да   ты   не   сердись,   дочка.   Не   сердись.   Я   выпью   ещё.    А   ты   такая   хорошенькая,   Клара.   Замуж,   наверное,   выскочишь   скоро.
- Нет,   папа.   Замуж   я   не   собираюсь.   
- Правильно,   Брак,   это   не   самое   лучшее,   что   придумали   люди.   Но   вообще то,   когда   мы   с   твоей   мамой   поженились. . .Он   опять   захлюпал.   Клара   осмотрелась.   Квартира   сильно   запущена.   Полы   не   мыты.   Горы   грязной   посуды,   грязного   белья. . .
- Папа,    а  ты   не   хочешь   вернуться   домой?
- Домой?   А   что   мама   что-нибудь. . .   нет?   Да   она   ни   за   что,   ни   за   что,   никогда…   А   вообще-то   она   как?
- Нормально.   Кто   тебе   готовит?   Как   ты   один-то,   папа?
- А   я   не   один.   -   Клара   увидела,   как   он   опять   налил   вина   и   выпил.
- Ко   мне   женщина   приходит.   Я,   наверно,   женюсь.   А   у   меня   не   одна   женщина,   Клара.   Если    б   я   захотел. . .   Но   я   не   хочу.   Я   в   больницу   лягу.
- У   тебя   что-то   болит?
- Ничего   не   болит.   Просто   лягу.   Подлечусь,   отдохну.   Кислый   я   стал   какой-то.   Не   понимаю,   что   со   мной.
- Ты   пьёшь   много.
 - Не-ет. . .
- Пьёшь   и   не   ешь   совсем.
- Да.   Это   точно.   Не   ем.   Не   хочу.   Мне   готовят,   а   я   не   ем.   Не   хочу.   Я   вот   тебя   хотел   увидеть.   Я   рад,   что   ты   пришла,   дочурка.   Я,   наверное,   в   больницу   лягу.   Надоело   всё.   Знаешь,   как-то   стало   неинтересно   жить.   Я   поспать   хочу,   Клара.   Полежу   просто   немного.   Ты   не   уедешь?
- Не   уеду.   Ложись,   папа.   Я   приберусь.
- Ладно.   Делай,   что   хочешь.   Ты   приехала,   и   у   меня   стало   спокойней   на   душе.   Но   мне   тут   никогда   не   будет   спокойно.   Твоя   мать   меня   прокляла.   Да!   Думаешь,   почему   я   женился   на   ней?   Любовь?   Ага!   Как   же!    Любовь. . .   Это   она   меня   окрутила.   До   сих   пор   не   пойму,   чем   она   меня   взяла.
Отец   лёг,   и   Клара,   пока   он   спал,   успела   помыть   полы,   постирать   кое-что   и   приготовить   обед.   Но   отец   проснулся   и   сказал:
 - Уезжай,   Клара.   Ничего   мне   от   вас   не   надо.   Не   хочу   вас   видеть.   Я   что-то   там   наболтал   спьяна,   а   ты   едешь   в   такую   даль.   Мне   без   вас   спокойнее.
- Болтаешь   ты,   сам   не   соображаешь,   что.   Не   говори   мне   больше   таких   слов,   папа.   Я   ещё   приеду   к   тебе.   Но   если   тебя   положат   в   больницу,   позвони.
Отец   заплакал   и   прижал   Клару   к   себе.
- Клара,   девочка   моя!   Если   бы   ты   знала,   как   мне   плохо   без   вас.    Глупец    я.
Уехала   Клара,   когда   уже   было   темно.   Отец   её   не   провожал.   Он   опять   был   пьян,   сидел   перед   телевизором   и   объяснялся   с   ним   на   какие-то   международные   темы.
Всё,   что   произошло   в   их   семье,   было   непонятно   и   страшно.   Но   сейчас,   когда   Клара   повидалась   с   отцом,   у   неё   появилось   ощущение,   что   всё   можно   исправить.   Она   расскажет     маме,   каково   отцу.   Мама   не   сможет   остаться   равнодушной.   Да   она   побежит   за   ним,   приведёт   домой   и   никогда   уже    никуда   не   отпустит.
Отец,   видно,   очень  серьёзно   болен.   Что   с   ним?   Он   никогда,   сколько   помнила   Клара,   не   болел.   Но   он   так   изменился.   Он   вернётся,   и   они   с   мамой   будут   заботиться   о   нём,   запретят   ему   пить.   Он   сможет   взять   себя   в   руки.   Клара   знает,   он   всё   может.   Он   -   любимый.   Он   очень   им   с   мамой   дорог.   Ему   плохо,   а   им   хорошо?   Всё   можно   исправить.   Какое-то   недоразумение,   ошибка,   глупость.   Им   только   вместе   может   быть   хорошо.   Клара   всё   расскажет,   и   мама   -   да   она   сразу   побежит   за   ним.   Она   никогда,   никогда   не   сможет   выйти    замуж   за   чужого.   И   одной   ей   очень   плохо.   Она,   конечно,   жалеет   обо   всём   Значит,   надо   всё   исправлять.


Рецензии
"Клару окутала тёплая волна и подняла. Вот ещё одно его слово, и она поплывёт. . ." - как мне понравилось вот это - о любви!

Что же с отцом. Почему он не в семье. Полагаю, дело не только в пьянстве...

Богатова Татьяна   10.08.2014 22:48     Заявить о нарушении
Вы не стесняетесь выражать своё отношение, сочувствие, Татьяна,
спасибо!
С Вами приятно общаться!
Радости Вам и Вашей семье!

Натали Соколовская   11.08.2014 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.