Феномен поэзии Пичкова

                Никогда не разорвутся звенья
                Между душой и прелестью земли 
                Брюсов В.Я.
               
        Передо мной лежит только что прочитанная книга Алексея Пичкова «Сыновья метелей», в ней собрана большая часть стихов поэта. До этого стихи были опубликованы в различных сборниках и газетах и представление о творчестве поэта у меня были отрывчатым и не полным. Прежде чем высказать свое мнение о поэзии Алексея Ильича Пичкова хочу привести пару примеров, позволяющих хоть частично разгадать таинственные и необычные истоки таланта этого замечательного поэта.
       Наш знаменитый помор Степан Григорьевич Писахов, художник и создатель фантастических и озорных сказок, писал также и очерки о своих наблюдениях во время путешествий. В 1905году, побывав впервые на Новой Земле, он пишет: «На крутом берегу над морем сидел молодой ненец и что-то пел. Ненец слышал, что я подхожу, но не обернулся, не перестал петь. Он мне доверял. Я сел рядом. Море перед нами золотилось переливчато. Песня певца не мешала тишине, казалось – свет и в песне.
       Я долго слушал и спросил:
       -  Скажи, о чем ты поешь?
       -  Так, пою о том, что вижу.                -Скажи мне русскими словами, о чем поешь!
-Ладно, скажу,слушай.       
Ненец запел русскими словами.Его пение не мешало светлой тишине.Ненец пел:       
        Вышел я ночью на гору,
        Смотрю на солнце и на море.
        А солнце смотрит на море и на меня.
        И хорошо нам втроем:
        Солнцу, морю и мне.
        Солнце заметно поднялось над морем – начинался новый день.
      
        Я тихо поднялся. Ненец пел по-своему, по- ненецки. Когда я ушел далеко, и ненец не мог меня слышать, я повторил его песню:
        Хорошо нам втроем:
        Солнцу, морю и мне!»
               
        Некоторые авторы, в частности Воронова О.П. в книге «Президент Новой Земли»  приписывают слова этой песни Тыко Вылке, но Писахов С.Г. об этом не пишет, хотя он встречался с ним на Новой Земле. Так пел и продолжает петь ненецкий народ.
       Удивительные, великолепные слова, рожденные в результате  слияния природы и личности. Как и при каких обстоятельствах   может родиться такое пение? Созерцательное пение! Что же способствует этому прекрасному явлению? Хомич Л. В. в монографии «Ненцы» относит такое пение к разряду лирических песен «хынабц», но, к сожалению, больше никакой информации по этому вопросу в монографии нет. Поэтому считаю, название «созерцательное пение» наиболее точно подходит к этому явлению. Точно такое же пение мне приходилось наблюдать в южном районе Казахстана. По степи на лошадке ехал казах и пел песню.
       Бескрайние и необозримые пространства моря, тундры, степи, могущественные панорамы дикой, необузданной, первозданной природы, среди которой оказывается свободный, вольный человек, приводят его в минуты покоя в благостное состояние и его душа начинает петь. И тогда рождаются великие слова: «Хорошо нам втроем: солнцу, морю и мне!». «Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения» - сказал Томас Манн.
       В юности, в начале 50-х годов, мне приходилось испытывать нечто подобное, когда я стоял зимой на лыжах на высоком берегу Печоры и глядел на гигантские снежные пространства могучей реки, заиндевелые лесистые просторы, расположенные на правом противоположном берегу, засыпанное снегом село Оксино. Эти видения вводили мою юношескую душу в состояние, когда хотелось петь, и в этот момент казалось, что вся моя плоть и все мое существо слилось с окружающей природой в единое целое и многое в этом мире мне подвластно, и я могу совершить много хороших дел в жизни. Я испытал чувство восторга, восхищения, прилив сил.  Такое благостное состояние у человека в жизни бывает очень редко, и кто пережил такие мгновения, тот запомнил это чудесное состояние на всю жизнь. Ещё раз мне пришлось пережить аналогичное душевное потрясение в те же годы зимой поздним вечером там же в Оксино, когда я разглядывал звездное небо и северное сияние. И вдруг мне послышались звуки божественной музыки, как будто высоко на небе играл огромный вселенский орган в такт с разворачивающимися сполохами северного сияния. Звуки музыки то приближались, то удалялись. Это чудо длилось какие – то мгновения.
        Автор философского трактата «Роза мира» поэт Даниил Андреев пишет о подобных чувствах просветления испытанных им в юношеские годы: «Торжественно и бесшумно в поток, струившийся, сквозь меня, вливалось все, что было на земле, и все, что могло быть на земле, и все, что могло быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медленно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством  .
…………………………………………………………………………
       Пытаясь выразить словами переживания, подобные этому, видишь отчетливее, чем когда бы то не было, нищету языка. Сколько раз пытался я средствами поэзии и художественной прозы передать другим то, что совершилось со мной в ту ночь. И я знаю, что любая попытка, в том числе и вот эта, никогда не даст понять другому человеку ни истинного значения этого события в моей жизни, ни масштабов его, ни глубины».
       Изучением этого явления в первой половине прошлого века занимались крупнейшие американские психологи Торндайк Б.- Э., Котел Дж. М., Уотсон Дж, Уильям Джемс, назвавший это состояние прорывом космического сознания. Направление этой психологии получило название бихевиоризм. Идеи и методы этого учения были перенесены в антропологию, социологию, педогогику, объединяемые в США в качестве «бихевиоральных наук», изучающих поведение.
       Не эти ли чувства испытывают ненцы и другие народы, которым по роду своей деятельности и жизненной необходимости приходится постоянно находиться среди окружающей их природы и у них, возможно, имеются способности входить в такое необычное состояние. Д.Андреев в книге «Роза мира» пишет о том, что такое возможно. Тогда вполне возможно, что, находясь в таком состоянии, человек может творить.
       Много, много лет назад, когда я учился в начальной школе в Нарьян-Маре, в Доме пионеров проводилась выставка- конкурс на лучший детский рисунок. В те годы я увлекался рисованием и считал себя достойным принять участие в ней. Когда я пришел на выставку и увидел рисунки, выполненные карандашом учениками ненецкой школы-интернат, я сразу понял, что мне здесь делать нечего. На моих рисунках были изображены вымышленные мной эпизоды только что прошедшей войны. Дети ученики школы – интерната, жившие далеко от родного дома, рисовали о родной тундре. У них была совсем другая манера рисования. Среди чумов, нарт очень своеобразно выглядели фигурки людей, взрослых и детей, одетых в малицы, до сих пор в памяти сохранились, именно, эти фигурки. 
        Уже сейчас я думаю, что их разум был не замутнен всякой чепухой и выдумками, они правдиво и точно воспроизводили то, что они хорошо знали, у них в генах сохранились навыки и умение древних художников, что позволяло им создавать прекрасные рисунки. После этого случая я перестал заниматься рисованием, зная, что есть дети, умеющие лучше это  делать.
       В результате приведенных выше наблюдений можно утверждать, что у ненецкого народа сохранились некоторые черты свойственные только именно им. Я не буду говорить о многих замечательных качествах этого народа, позволивших им выжить и продолжать жить в экстремальных условиях крайнего севера. А хочу поделиться мыслями об уникальной поэзии Алексея Пичкова. Вполне возможно, что приведенные выше примеры, в какой - то мере позволят приоткрыть таинственные истоки самобытного таланта поэта. Скажу сразу, что я не являюсь специалистом и знатоком поэзии, просто я люблю читать иногда стихи. У меня много знакомых среди уральских поэтов и даже есть друзья среди них, изредка я с ними встречаюсь и слушаю их стихи. Есть поэты, которых я не читаю и есть поэты, которых люблю и почитаю. Меня всегда удивляло и поражало умение писать стихи. Белинский В.Г. сказал: «Поэзия есть высший род искусства»
       Открываю наугад первую попавшуюся страницу сборника.
                Адрес родины краток и точен:
                Вдоль припоя полоска земли.
                И заря, словно алый платочек,
                Полыхает над морем вдали.
                Межсезонье –
                уж  высохли сети,
                Но еще не растаяли льды.
                Рыбаки, словно малые дети,
                Целый день у соленой воды.
                Утром дети заметили –
                льдины
                Далеко, далеко отнесло!
                Вот и праздник –
                открыта путина.
                В море вышло на лодках село.

       Вот так кратко и точно изображено ожидание начала путины на родине. Ни одного лишнего слова, все бьет в цель. Блестящая словесная картина, созданная художником мастером. Настоящий поэт это художник.
       «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат",- Леонардо да Винчи.
       Алексей Пичков – русский - ненецкий поэт. Для него
родина милая Россия, и её Север.
               
               
                Родина…
                Родина…
                Тропы оленьи.
                Родина –
                В сопках родное селение.
                Дома выбегают
                К студеному морю,
                Есть лучше места


                В этом мире,
                Не спорю.
                Есть звезды иные,
                Есть скалы покруче,
                Есть в небе иные,
                Высокие тучи.
                А здесь ни березки,
                Лишь травы густые
                Растут, просоленные
                Яростным ветром.
                У моря окраина
                Милой России
                Последним лежит
                На песке километром.
                Так, что же, скажите мне,
                Что в ней такое?
       Читая эти стихи, хочется петь. Скажите куда подевались музыканты? Почему в их песнях звучит всякая чушь? Почему они не используют в своих песнях стихи этого мастера. Отвечаю. Потому что их способности несоизмеримы с талантом автора этих строк. Эти стихи требуют совершенно другой уровень музыкального исполнения. Здесь нужен музыкант класса Г.В. Свиридова. Но, все - таки, не все так плохо, есть поэт, музыкант, который исполняет песни на стихи поэта. У меня есть записи трех песен на слова А.Пичкова в хорошем исполнении Валерия Ледкова из п. Красное: «Нгерм Нумгы» (Полярная звезда), «На  север» (На север, в густые снега, как тросы натянуты нервы…», «Свое пою» (Я качался в легкой зыбке, словно в лодке на волне…). Стихи поэта имеют некоторую специфичность, северную тематику, поэтому нужно приложить немалые усилия для того, чтобы они зазвучали в широкой аудитории. И я уверен, что они полюбятся, как в свое время полюбилась песня «Нарьян – Мар, мой Нарьян – Мар…»
       Как определить русскость у человека, проживающего в России? Русский человек отождествляет Родину со словом мать. Он её любит как родную мать и никогда про неё не скажет плохого слова, он прощает все её недостатки, он никогда не будет говорить о проклятом прошлом, негативно рассуждать о её истории. Это совестливые люди, и в независимости от национальности, если они проживают в России они её граждане и являются русскими. Те лица, которые говорят плохо о России, проклиная её прошлое, не являются русскими, Родина для  них не мать. Родина у них в другом месте, если она у них есть.
       В книге целая россыпь поэтических зарисовок
               
                Полюбил я родные просторы,
                Ветра буйного силу и злость,
                Где зарю золотую в озерах
                Тянет тоненькой струйкою лось,
                Где не пуганы птицы и звери,
                Где под каждой березкой жилье,
                Семицветные радуги – двери
                В обретенное счастье мое.

       Разве не чудо. «Где зарю золотую в озерах тянет тоненькой струйкою лось...», «Семицветные радуги – двери в обретенное счастье мое».
       12 января я ходил на встречу уральских поэтов в Дворце Культуры Уралмаша по приглашению Заслуженного работника культуры РФ поэта Юрия Конецкого и прочитал два стихотворения Алексея Пичкова. Юрий Валерьевич очень сожалел, что я не принес сборник его стихов.
       Вся поэзия Пичкова проникнута любовью к природе, к родному краю. Трудно найти поэта, который так проникновенно и с такой потрясающей любовью пишет о природе своего края, милой ему тундре. Вся его поэзия пронизана захватывающими, страстными родными напевами. Поэт далек от политики, она совершенно его не интересует. Он сливается с природой и поет так,  как пел молодой ненец в далеком 1905году, «нам хорошо втроем, солнцу, морю и мне», но уже на другом, более высоком уровне. Это уже стихи блестяще образованного высококлассного поэта, одного из лучших знатоков русского языка.

                Приходит март в положенные сроки,
                Он раньше или позже не придет.
                Где мне искать любви своей истоки,
                Когда кругом снега и синий лед. 
                ……………………………………
                Всему на свете свой черед и сроки,
                Морозу стыть,
                а синим рекам течь.
                Всему на свете есть свои истоки,
                Найти легко их,
                трудно уберечь.

       Я не думаю, что жизнь поэта была такой уж безоблачной и беззаботной. Наоборот вся его поэзия и творчество  говорит о том, что поэт, создавая такие колоссально насыщенные, пропитанные энергетикой поэтические полотна неизбежно нес на себе весь груз взятой на себя душевной ответственности. Одно дело прочитать, другое дело создать произведение и создать на высоком художественном уровне. « Поэзия – это душа подвига, обращающего красоту в добро.» - сказал М. Пришвин.
                ………………………………..
                Стонет гагара,
                плачет гагара.
                Вещая, умная сильная птица…
                И сердце мое надрывается с нею,
                И сердце мое что-то ждет,
                не дождется.

                А осень над озером кружится тихо,
                Пестрая, светлая, ясная осень. 
                Стонет гагара
                и плачет гагара,
                Какая же осень
                без бурь и без грома?
 
                И сердце мое
                все ровней и спокойней
                Бьется, как горная речка в ущелье.
                И ветер мне шепчет
                про солнце, про радость.
                Оно к нам придет
                после бури и грома.
                Плачет гагара,
                стонет гагара,
                И бурю, и солнце,
                И радость нам кличет.
                Лишь только напомни!
                Лишь только задумай!

       И, наконец, не могу удержаться, не привести великолепную, звучную поэму «Ты уедешь на Канин» её первую часть. Не хочется разрывать целостность этого прекрасного произведения, приведу полностью.
       Ты уедешь на Канин,

       Ты уедешь на Канин,
       В куропачью державу,
       В край, где вешние травы
       Пробивают снега,
       Ты уедешь на Канин –
       В ледяную оправу
       Одевает там море мои  берега.
       Ты уедешь на Канин,
       К древним стойбищам нашим,
       К нашим старым и верным
       Не забытым друзьям,
       На седеющий Камень –
       Стал он выше и краше –
       Ты взойдешь по тропинке
       К голубым облакам.
       А потом по дороге
       Выйдешь к главной вершине,
       Оба моря видать
       С этих пасмурных круч:

1
       Море Белое – белое,
       В белых тающих льдинах;
       Море Баренца
       Солнцем блеснет из-за туч,
       Отправляйся на Север
       С этой главной вершины –
       Здесь дороги приметны
       И, как стрелы, прямы.
       И тогда где-нибудь
       На зеленых равнинах
       Ты увидишь оленей
       И увидишь чумы.
       И, тебя ожидая,
       Будет чайник на печке
       Петь занятные песни
       И огню подпевать.
       И на нартах своих
       Пастухи в этот вечер
       Об идущем тебе
       Будут думать, гадать.
       Кто он – путник,
       Идущий
       Без нарт и оленей?
       А дорога – то, видно,
       Знакома ему.
       Из каких городов,
       Из какого селения,
       По какому он делу
       Идет?
       Почему?
       …А полярная ночь
       Стынет солнечным светом,
       Стынет белым туманом,
       Встающим с озер,
       Ты идешь к пастухам
       И несешь им приветы,
       Опускаясь в долину


       С древних Канинских гор.

       Снимаю шляпу и низко кланяюсь Поэту.

       Закрываю книгу. С портрета на обратной обложке на меня пронзительно и зорко смотрит великий сын талантливого ненецкого народа Алексей Ильич Пичков. Поэт вопрошает меня: - ну как?
       Отвечаю - Прекрасно! И читаю ему его стихи.

       В глазах наших чистое небо.
       Что светит и мне, и тебе.
       Живу я не только для хлеба.
       А в думах о светлой судьбе.

       Я мыслю о дальних дорогах,
       О звездах, что есть в вышине.
       Живу, подгоняем тревогой,
       А вдруг не достанется мне.

       Тропинка по скользким ущельям,
       Чтоб падать и снова идти.
       На птичьем гулять новоселье
       И песни их людям нести.
 
.
.       
  13 января 2012 г
03.14.               
Екатеринбург               
                Филиппов   Рудольф      Ефимович       
               

               


Рецензии
Рудольф Ефимович, рада встрече на ПРОЗЕ!.
Великолепное эссе о нашем народном поэте!
С почтением,
Любовь

Любовь Царькова   20.01.2014 18:24     Заявить о нарушении
Любовь Викторовна.Считаю во многом и Вашей заслугой в написании и публикации эссе. Сборник стихов я получил от Вас.Высоко ценю Вашу литературную и просветительскую деятельность. Здоровья и счастья в Новом году. Готовлю к изданию книгу.Р.Ф.

Рудольф Филиппов   20.01.2014 22:31   Заявить о нарушении
Удачи! На сайт наш заглядывайте. В "поиске" ЭКЦ НАО

Любовь Царькова   20.01.2014 23:53   Заявить о нарушении