Несвоеврем-й Вызов и Мудрость Гоголя - Христианин

                Несвоевременный Вызов и Мудрость Н.В. Гоголя
                или
                "Христианин идет вперед"...

                "Рожден я вовсе не затем, чтобы
                произвести эпоху в области литературной...
                Дело мое - душа и прочное дело жизни..."
                (Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями")
               
                «И себя увидеть иным
                В новой сути…»
                (К. Кинчев «Крещение»)

                «Новое Сердце взорвётся над нами,
                Новая Жизнь позовёт за Собой…»
                (Ю. Шевчук "Новое Сердце")

                "Человек - это его вера.
                Вера - взор сердца к Богу"
                (И.В. Киреевский)

    В уникальнейшей книге Галины Яковлевны Стрельцовой "Паскаль и европейская культура" (1994) в главе 6 "Паскаль и русская культура" автор пишет:

"Хотелось бы закончить весь этот раздел прекрасной характеристикой, которую дает Розанов "пророческому видению" Достоевского и которая в равной мере может быть отнесена и к Паскалю. "Зов к свету", духовному возрождению человечества, после трагической эпохи его падения, пишет Розанов, составляет главный момент в нравственных исканиях Достоевского, "интересы которого были вне своего дня, зов которого был обращен к векам и народам, взор - устремлен в вечность"..."
                (Г.Я. Стрельцова, с. 355, 1994).

Удивительные, наполненные духовной глубиной и ясной очевидностью, слова Василия Розанова, адресованные Достоевскому, которые могут быть по достоинству отнесены не только к Блезу Паскалю, но и к Николаю Гоголю (вопреки всем литературным предвзятостям и сплетням, здесь подразумевается всем известное отношение Розанова к Гоголю), как "...интересы которого были вне своего дня, зов которого был обращен к векам и народам, взор - устремлен в вечность".

Именно, потаенный взор души Н.В.Гоголя, устремленный в вечность...

Поразительно, но мы (прежде всего, русские люди) "прохлопали" Гоголя - несвоевременного гения, "...интересы которого были вне своего дня", с одной стороны; с другой, взор Гоголя был устремлен в глубину бездны существования души личной и существования души народной. И "прохлопали" мы не только тО, чтО Гоголь увИдел (как в самом себе и в душе России), но и тО, к чему русский гений призывал, к чему был обращен взор и ЗОВ Гоголя. (На эту проблему нас самих здесь я бы не хотел останавливаться, так как это проблематика следующего очерка).

Именно, вот Вопрос: к чему и куда и для чего обращен Взор и Зов Гоголя?..

Парадоксально, но Достоевский продолжает духовный Путь Гоголя: как путь к потаенному образу А.С.Пушкина и путь к потаенному образу Иисуса Христа.

Случайность ли, аль парадокс?..
Нет, очевИдность, если открыть очи сердца!..

И еще меня поражает вот чтО!..
Блезя Паскаля сопоставляли с многими гениями русской мысли, например, в той же книге Г.Я.Стрельцовой, есть интересные сопоставления, как "Паскаль и Достоевский", "Паскаль и Лев Толстой"; или в уникальной монографии Александра Федоровича Управителева "К будущему цельному мировоззрению. Религиозное миросозерцание П.А.Флоренского" (1997) - есть очевидное и безусловное сопоставление, по некоторым чертам и парадоксам жизни и творчества, Флоренского с Паскалем. И это безупречно и бесспорно, но... разве только и лишь!?..

Возможно, что я просто несведущь и не знаю, что уже есть таковые исследования и статьи в мире литературном и научном, но как бы там ни было, а мне здесь хочется обратить внимание читателя на несколько интересных особенностей и мелочей в жизни и в творчестве Блеза Паскаля и Николая Гоголя.
Например, гениальные способности (у Паскаля в области науки, у Гоголя в области художественной литературы); некоторые странноватости в образе жизни и в характере личности; вновь же, странная болезнь у того и у другого, как и отношение к болезни в целом, к жизни в мелочах и в целом, к женщинам, к друзьям и к противникам и т.д. Но самое главное - это сопоставление двух главнейших произведений мыслителей, как "Мысли" Паскаля и "Выбранные места из переписки с друзьями" Гоголя. Вновь же, отсюда - "Завещание" Гоголя и "Мемориал" Паскаля. И, чтО не менее интересно, это посмертная судьба творческих произведений и оценок творчества со стороны других людей.

В данном очерке я и не претендую на глубокий и обширный анализ исследования. Здесь я лишь хочу сделать одно маленькое сопоставление, как: мне здесь интересно сопоставить мудрость и вызов Гоголя и логику сердца Паскаля.

Например, в уникальной и неповторимой книге Бориса Вышеславцева "Вечное в русской философии", как это может показаться ни странным, но..., философ усматривает, прозревает нечто Вечное в творческой мысли Паскаля.
Так Б.П.Вышеславцев пишет:

"...Постановка философской проблемы ценностей была его неоценимой заслугой в истории человеческой мысли... Он первый высказал мысль, что ценностные суждения являются суждениями нашего чувства, а не суждениями математического рассудка. Ценности не рассматриваются теоретическим разумом, но нои чувтсвуются. Для этого нужно, однако, обладать очень тонкой способностью чувствовать. Такое чувствование не есть расплывчатая сентиментальность, не есть субъективная фантазия, но некая особая способность суждения. У Канта она была названа "практическим разумом". Паскаля прежде всего интересуют моральные ценности, потом ценности эстетические, наконец, ценности политические, правовые и т.д. ... Различение положительной и отрицательной ценности добра и зла есть особый род суждений - не суждения разума, но суждения сердца... Сердце имеет свою логику, которая не известна рассудку. Сердце имеет свой собственный порядок идей, отличный от рассудочного порядка...
Эта идея о порядке ценностей была также предвосхищена Паскалем. Для него моральные ценности являются самыми высшими. Моральное суждение для человека важнее, чем теоретическое суждение науки, так как оно определяет всю жизнь и всю судьбу человека. Мы видим здесь предвосхищение учения Канта о "примате практического разума", что часто игнорируется в истории философии.
Еще выше, чем моральные ценности, Паскаль ставит ценности религиозные, и из них главную - "святости". Святостью в полном смысле этого слова обладает только абсолютная личность Бога. Здесь открывается самое высокое, что может чувствовать сердце. "Сердце, - говорит Паскаль, - открывает Бога, а вовсе не разум". Сердце любит Высшее Существо, "как светящееся естественным светом".  Через мораль открывает Паскаль Трансцендентное Святое, зовущее к совершенству, - именно Бога-Отца. Для Паскаля, как и для Достоевского, без Бога нет добра и зла, - без Бога все позволено!.."
                (Б.П. Вышеславцев "Вечное в русской философии").

Поразительно!.. но если мы окинем цельным оком книгу Гоголя "Выбранные места...", то нам откроется в бесконечности удивления нечто странное и таинственное в том, что как же совпадают внутренне-духовное содержание книги Гоголя, т.е. христианская мудрость Гоголя и открытие Паскаля в книге "Мысли или Апология христианства".

Удивительно, но если мы вслушаемся и всмотримся в таинственное слово Гоголя как бы сквозь времена и именно после открытия порядка Ценностей в "Мысли" Паскаля, то лично я сам испытываю некий священный трепет в том, что как же эти "Мысли" и эта Мудрость в Паскале и в Гоголе по своему духовному содержанию близка. Именно, здесь испытываешь некое сокровенное потрясение, как в некоем прозрении того, чтО тебе открылось Нечто и ты сам этому Нечто внемлешь всем сердцем и разумом, стоящим в сердце.
Вот это!..

"...XII
    ХРИСТИАНИН ИДЕТ ВПЕРЕД
     (Письмо к Щ.....ву)

     Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и  учеником.  Не  думай,
чтобы ты уже был стар для того, чтобы  учиться,  что  силы  твои  достигнули
настоящей зрелости и развития и  что  характер  и  душа  твоя  получили  уже
настоящую форму и не могут быть лучшими.  Для  христианина  нет  оконченного
курса;  он  вечно  ученик  и  до  самого  гроба  ученик.  По  обыкновенному,
естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в  тридцать
лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого
срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только  не  лучше
прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. Но для  христианина  этого  не
существует, и где для других предел совершенства, там для  него  оно  только
начинается. Самые способные  и  самые  даровитые  из  людей,  перевалясь  за
сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери  всех  философов  и
первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их  полного
мужества; потом они уже понемногу выживали  из  своего  ума,  а  в  старости
впадали даже в младенчество. Вспомни  о  Канте,  который  в  последние  годы
обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех  святых:  ты
увидишь, что они крепли  в  разуме  и  силах  духовных  по  мере  того,  как
приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от  природы  не
получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми  и  глупыми,
изумляли потом разумом  речей  своих.  Отчего  ж  это?  Оттого,  что  у  них
пребывала всегда та стремящая сила, которая  обыкновенно  бывает  у  всякого
человека только в лета его юности, когда он видит перед  собой  подвиги,  за
которые наградой всеобщее рукоплесканье, когда ему мерещится радужная  даль,
имеющая такую заманку для юноши. Угаснула пред ним даль и подвиги - угаснула
и сила стремящая. Но перед христианином сияет вечно даль, и  видятся  вечные
подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и  где
подвизаться,  потому  что  взгляд   его   на   самого   себя,   беспрестанно
просветляющийся, открывает ему новые недостатки в  себе  самом,  с  которыми
нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только  не  могут  в
нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются беспрестанно; а  желанье  быть
лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие  шпоры,  каких
не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее  честолюбие.  Вот
причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад,  и  отчего
становится он, чем дальше, умнее.
     Ум не есть высшая в нас  способность.  Его  должность  не  больше,  как
полицейская: он может только привести в порядок и расставить по  местам  все
то, что у нас уже есть. Он сам не двигнется вперед, покуда  не  двигнутся  а
нас все другие способности, от которых  он  умнеет.  Отвлеченными  чтеньями,
размышленьями и беспрестанными слушаньями всех  курсов  наук  его  заставишь
только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его
самобытному развитию. Он несравненно  в  большей  зависимости  находится  от
душевных состояний: как только забушует  страсть,  он  уже  вдруг  поступает
слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая  страсть,  он  и  сам
проясняется и поступает умно. Разум есть несравненно высшая способность,  но
она приобретается не иначе, как победой над  страстьми.  Его  имели  в  себе
только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним  воспитанием.  Но  и
разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще
способность, имя ей - мудрость, и ее может дать нам  один  Христос.  Она  не
наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть  природная,  но
есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум и разум,  может
не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и  день  и
ночь ее у бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри
себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять  эту  небесную  гостью,  которая
пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное  хозяйство  и  нет  полного
согласья во всем. Если же она вступит в дом, тогда начинается  для  человека
небесная жизнь, и он  постигает  всю  чудную  сладость  быть  учеником.  Все
становится для него учителем; весь мир для  него  учитель:  ничтожнейший  из
людей может быть для него учитель. Из совета  самого  простого  извлечет  он
мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей  мудрой  стороной,  и
вся вселенная перед ним станет, как одна открытая книга ученья: больше  всех
будет он черпать из нее сокровищ, потому что больше всех будет слышать,  что
он ученик. Но если только возмнит он хотя на миг, что ученье его кончено,  и
он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком  или  поученьем,
мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь  Соломон
в свои последние дни..." (1846))
          (Н.В. Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

Вот это! - порядок Ценностей у Паскаля и порядок Мудрости у Гоголя:

"Есть высшая еще
способность, имя ей - мудрость, и ее может дать нам  один  Христос.  Она  не
наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть  природная,  но
есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум и разум,  может
не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и  день  и
ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри
себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять  эту  небесную  гостью,  которая
пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное  хозяйство  и  нет  полного
согласья во всем. Если же она вступит в дом, тогда начинается  для  человека
небесная жизнь, и он  постигает  всю  чудную  сладость  быть  учеником..."

Поразительное совпадение - логика сердца Паскаля и мудрость Гоголя!..

Но разве это всё?.. Какие еще открытия таит в себе и в своей чудной книге Гоголь?..

Именно, чудная книга Гоголя, и чем глубже в неё вглядываешься, тем более удивляешься, ибо, вглядываясь в книгу Гоголя, ты вглядываешься в душу человека.
И сколько еще чудного для нас таится в душе человека другого?..
И здесь вспоминается мудрое слово:

«О человече! Почто дивишься высотам звездным и морским глубинам? Войди в бездну сердца твоего! Тут то дивися, аще имаше очи»
                (Св. Исидор)

и...

              "О, сколько нам открытий чудных
               Готовят просвещенья дух
               И опыт, сын ошибок трудных,
               И гений, парадоксов друг,
               И случай, бог изобретатель"
                (А.С. Пушкин)

По-моему, вот эти слова поэта К.Кинчева, что запечатлены в песне "Крещение", в самом духовном образе отражают внутреннее содержание Образа ценности книги Гоголя "Выбранные места...", загадка которой сокрыта в потаенной душе человека-автора...

         «И себя увидеть иным
          В новой сути…»
            (К. Кинчев «Крещение»)

По-моему, суть книги Гоголя именно вот в этом, как... "И себя увидеть иным в новой сути"...

Именно, вот это, нужно увИдеть в другом и понять-уразуметь сердцем в себе.

Дело не в самой гениальности человека-творца, а в том Вопросе,
куда и для чего направлена его гениальность, его Взор и его Зов души и сердца...

Именно, сей краткий очерк есть лишь попытка дать ответ или заинтересовать читателя в самостоятельности ответа для себя самого, как кратчайшая попытка в рассмотрении мельчайших деталей, на сей Вопрос о человеке и его душе, запечатленной в образах сокровенного слова...

                (19 января 2014 г.)   

               


Рецензии
Доброе утро, Виктор!
Прежде чем выйти из дома, решил прочитать у Вас о Гоголе. и не пожалел.
"Дело не в самой гениальности человека-творца, а в том Вопросе,
куда и для чего направлена его гениальность, его Взор и его Зов души и сердца..." (Виктор Бармин).
Вот это и есть краеугольный камень, который отвергают почти все "строители" (в первую очередь, западные и наши - либеральные) биографий Гоголя, Достоевского, Л. Толстого, Лескова, Горького.
Те Ваши очерки, которые я прочитал, похожи на бур, которым Вы бурите каменистую почву предрассудочного и ангажированного литературоведения. Бог в помощь Вам!
С уважением,

Виорэль Ломов   24.01.2014 09:49     Заявить о нарушении
СпасиБо, Виорэль! за вИдение и Понимание, и творческое напутствие.
Ваш отзыв - для меня это чрезвычайно сокровенно ценно!..
И взаимно благодарен Вам за Ваши творческие труды и хочу пожелать Вам удачи в творчестве и в жизни; и с Богом в Путь, по которому...
"Христианин идёт - вперед!.."

С уважением,

Бармин Виктор   24.01.2014 10:57   Заявить о нарушении