I-5-9. Летописец Иосиф Флавий

               
                Эссе «Мировые империи в Ветхом завете» я закончила опрометчивым выводом: «А греко-персидские войны, захват Александром Македонским Персидской империи и последующее завоевание огромных территорий римскими императорами - об этом  придется читать уже в трудах официальных историков». Не нашла я этих трудов.

                В течение месяца посещала в интернете информационные сайты в поисках «стройматериалов» для возведения в своем сознании хотя бы мостика для перехода от персидской империи Ветхого Завета к Римской империи Нового Завета. Но удалось лишь восстановить в памяти знания об исторических событиях, приобретенные еще в институте. Но той истории я уже давно не доверяю.  Правда, иногда выходила на сайты, которые внесла в рубрику «Эврика!», но они относятся к более поздней истории Римской империи, об этом  разговор будет впереди. А сейчас речь идет все еще о библейской истории, которой ученые-историки пока пренебрегают.

                Вспомнила про книги Иосифа Флавия, которыми, как выяснилось, я тоже пренебрегала. Когда купила их в начале девяностых годов прошлого века, то, перелистывая, сделала несколько пометок на страницах, и забыла про них. Потому что тогда я уже с головой погрузилась в Библию. И только сейчас осознала их ценность.  «Иудейские древности» (репринтное издание) и «Иудейская война» вышли в нашей стране впервые, будучи перепечатаны  с первого же в России издания этих книг в 1900 году.  Главное для меня – содержание и проявляющаяся в нем личность Иосифа Флавия, которая  комментаторами негативно искажена. Видимо, поэтому я, тогда еще будучи «младенцем в вере» (1Пет.,2:2),  20 лет не вспоминала о нем. Сейчас-то мое кредо: «О духовном надобно судить духовно»  (2Кор.,2:14-15), - высветило человека, высоко духовного.  В его летописях я нашла то, что искала.

                Иосиф Флавий родился в 37 году н.э. в богатой и знаменитой семье еврейского священника. Отец дал ему прекрасное образование, четырнадцатилетний подросток поражал старцев-книжников знанием Священного Писания и сообразительностью. Уже в 26 лет он в составе делегации от своего народа предстал перед Нероном и произвел на него сильное впечатление умом, образованностью и воспитанностью. Римляне очень ценили Иосифа Флавия, поэтому все архивы исторических документов ему были доступны. В своих книгах он часто цитирует архивные свидетельства, которые позже, среди бурь и катаклизмов истории, бесследно пропали. Он стал для многих поколений историков незаменимым источником сведений, и  не только об еврейском народе, чья судьба тесно переплетена со всеми мировыми империями и народами.

                Некоторые историки считали его предателем своего народ за то, что он убеждал евреев – быть в мире с «сильными мира сего» и подчиниться их власти. Пророки Ветхого завета о том же  говорили народу, передавая волю Божью. Но агрессивность людская и самонадеянность приводила к непослушанию и, как итог, к страданию.  Иосиф Флавий исполнял волю Бога: сохранить народ избранный, защитить их культуру  и вероисповедание. Но непослушание Божьему указанию повергло евреев в страшную иудейскую войну с римлянами.
 
                Мне думается, что Иосиф Флавий был духовно связан с Богом, и на него свыше была возложена  миссия продолжателя  дела библейских  летописцев. В его книгах сохранилось подробное описание 500-летней мировой истории от разрушения Иерусалима Навуходоносором и до окончательного изгнания евреев в рассеяние после разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 году. Иосиф был не только очевидцем, но и непосредственным участником многих важных событий первого столетия новой эры. Только благодаря ему я могу восполнить исторический пробел между Ветхим и Новым заветами реальными фактами.

                Цитировать Иосифа Флавия невозможно, потому что он истинный летописец. Его нужно читать «от корки до корки» и осмысливать. «Иудейские древности» он начинает с описания сотворения мира (с этого же начинается и русская летопись «Повесть временных лет»).  Меня заинтересовала передача текста Библии еврейским автором, к тому же он описывает подробности, которые известны только иудеям. Обещала себе внимательно прочитать начальные главы книги позже и устремилась к страницам, повествующим о связи евреев с древними мировыми империями.

                Последнее мое эссе было посвящено этой теме, поэтому здесь буду обращаться к тексту Иосифа Флавия как к подтверждению  Божьего пророчества почти на пятисотлетний период во второй главе книги Даниила.  И по этому мостику подтверждений мы перейдем от Ветхого Завета к Евангелию. Иосиф Флавий умер в первый год второго столетия, поэтому  дальше нам придется идти по дороге, проложенной очевидцами и историками последующих событий.  Хочется надеяться, что все люди поймут: Божье Слово неизменно.

«Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет". Дан., 4:14.
               
                Итак, ветхозаветная история заканчивается  временем правления персидского царя Ксеркса (485-465 по традиционной хронологии),  при котором  еврейский народ, оставшийся жить в бывшей Вавилонской империи, спасается от неминуемой смерти заступничеством Есфири (Книга Есфирь). Начинает сбываться пророчество от Бога, данное Даниилу около 120 лет назад относительно сна вавилонского царя Навуходоносора.  Разгадку этого сна Бог открыл Даниилу по его молитве. Царю приснилась статуя огромного истукана. 

«У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.  Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.  Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.  Вот сон!
 
Скажем пред царем и значение его.  Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,  и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.  А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.

А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.  И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.  А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.

И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,  так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!». Деян.,2:32-45.

               
Иосифу Флавию, как и нам, было известно, о каких царствах идет речь, потому что он жил уже во времена Римской империи. Он так передает разговор Даниила с царем  : «Золотая голова означает тебя и двух твоих предшественников на вавилонском престоле, обе же руки и плечи указывают на то, что ваше могущество будет подорвано двумя царями. Власть последних сокрушит некий другой властелин, который придет с запада, облаченный в медное вооружение, а его силу, в свою очередь,  сломит четвертый в железе и будет властвовать тут навсегда, благодаря самой сущности железа, которое тверже золота, серебра и меди.
 
                Равным образом объяснил Даниил царю и значение камня; однако мне нечего сообщить об этом, так как приходится описывать только прошлое и уже случившееся, а не раскрывать будущее. Тот же, кто в поисках за истиной не страшится работы и желал бы осведомиться так же насчет будущих событий, тот пусть ревностно читает книгу Даниила». (стр.429). 

                Камень, отторгнутый от горы, - это о Небесном царстве Иисуса Христа, о чем тогда не догадывался Иосиф Флавий, как и большинство иудеев.

                Итак, сон Навуходоносора пророчествует  о последовательном господстве четырех мировых империй, когда трех из них еще не существовало:

*  Золотая голова  истукана из сна  царя Навуходоносора  –  Вавилонская империя.
 
*  Серебряная грудь с руками и овен с двумя рогами – Персидская империя, объединяющая Мидию и Персию.

*  Медное чрево с бедрами и козел с одним рогом, на месте которого потом выросло четыре других рога – это империя Александра Македонского, поделенная после его смерти на четыре царства.
 
*  Железные голени и стопы с пальцами частью из железа и частью из глины – Римская империя, из которой возникло много национальных государств, и все они будут побеждены камнем – вечным Царством Небесным. «Колосс на глиняных ногах» - замечательный фразеологизм, возникший из этого пророчества.

                И самому Дниилу Бог посылал пророческие сны. Его второй сон, про овна и козла, пророчествует о двух событиях в истории Иудеи, когда козел поразил овна и чрезвычайно возвеличился, но его рог быстро сломался, и на его месте выросло четыре рога. Здесь предначертано стремительное возвышение Александра Македонского, создавшего огромную эллинскую империю за 12 лет правления. Но после его ранней смерти эта военная держава за 40 лет сепаративных разборок распалась на четыре эллинистических царства: Египетское (династия Птолемеев), держава Селевкидов (Ближний Восток и часть Малой Азии), Македонское царство и Пергамское (запад Малой Азии).За земли Палестины и Финикии постоянно сражались Птоломеи и Селевкиды. Особенно страшен был для евреев царь Антиох IV Епифан из династии Селевкидов. Это о нем написано в пророчестве Даниила:

«От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу, и к востоку, и к прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его».  Дан.,8:9-11.

                Об этой трагической странице в судьбе иудеев рассказывает Иосиф Флавий в последних главах двенадцатой книги «Иудейские древности». Злодеяния Антиоха IV заставили народ взяться за оружие. Возглавил восстание священник Маттафия со своими пятью сыновьями. После смерти отца руководство восстанием принял Иуда Маккавей. От него пошла иудейская династия Маккавеев, которая с переменным успехом правила страной 126 лет и была свергнута идумеем Иродом Великим, который подкупом и лестью получил у римлян право на царство в Иудее. Во время его правления в семье потомков Царя Давида родился младенец Иисус Христос.
 
                В третьей главе восемнадцатой книги, упоминая о Понтии Пилате, Иосиф Флавий пишет: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе много иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любил Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по Его имени». На странице 223 Флавий упоминает и об убийстве Иродом Антипой Иоанна Крестителя.


                Дальше историк подробно описывает тяжелую жизнь евреев под часто сменяющейся властью римских императоров, прокураторов и разного уровня начальников. Египет и Сирия по-прежнему перетягивали Иудею, как одеяло, на себя.  Гессий Флор, которого Нерон назначил наместником в Иудее, навлек на евреев большие  бедствия, и народ начал войну с римлянами. Этим сообщением Иосиф Флавий заканчивает «Иудейские древности». И называет дату окончания книги: «тринадцатый год правления императора Домициана и пятидесятишестилетний год моей жизни».

 http://proza.ru/2015/12/02/1704


Рецензии