Как я разрушил Берлинскую стену

         Такое не часто выпадает. Ну чтобы выходной совпадал с днём рождения. Обычно  день рождения или раньше или позже, причём всем твоим знакомым в этот именно день – неудобно к тебе приехать, чтобы поздравить, а тебе – в выходной следующий после дня рождения неудобно их принимать, чтобы они  тебя поздравили. Разве не так?

         А тут как раз всё так совпало и у тебя так все сложилось накануне, что тоже было свободное время и ты почти всё сготовил и практически осталось только разогреть , ну там…еще пару пустяков сделать… И ты думаешь, а почему бы мне не пойти погулять? И ты – идешь. Идешь себе, идешь… А всегда ведь в этот день настроение какое-то не такое как всегда. Всматриваешься в лица встречных и думаешь про себя : «А вдруг вот этот вот догадывается, что у тебя сегодня день рождения? А?».  И ты идешь.
               
          Просто идешь....иногда  ненадолго останавливаешься... что над тобой? Вопрос!...Скорее даже не вопрос, а предпосылка...если повезет и над тобою, в том  месте, где  ты находишься  на расстоянии  11-ти километров, ну там, где обычно летают ИЛ-86 или, скажем, Боинг-747 и им подобные,  этих самых железяк  над твоей головой  не будет, то следующим твердым телом  над твоей  головой, ну то есть вертикально вверх, будет уже только планета,... какая – ты ещё не знаешь, всё  зависит от времени суток и  вращения планет.. но ведь это так...над твоим последним волоском  на макушке вверх -  КОСМОС, ВСЕЛЕННАЯ!!!! Туда..вверх очень хочется, да так чтобы безопасно, с комфортом и чтобы еда была не противная...А  что там на Земле произойдёт - уже не важно...что-нибудь  да произойдёт- без  тебя разберутся! Но туда, вот туда вверх ! Очень хочется, потому что  как там всё устроено - никто не знает...Это-на уровне диссертаций, докторских и всякого  рода предположений - народу много, но вот реально знают только единицы и то, только те, кто как кусок колбасы пару минут, пару месяцев или чуть побольше проболтался на околоземной орбите и всё! А так-то...а потом кто-нибудь идёт с развязавшимся шнурком по ковровой дорожке от самолёта к делегации встречающих товарищей и все ему аплодируют, аплодируют, а за что ?! Чего особенного-то?
               
          А под тобой что? Если ты в крупном городе, то возможно труба - с канализацией, кабели  телефонной  связи, газопровод. Если этому населенному  пункту повезло,  ну  или там, например, метро, скажем.... Ты в детстве обычно наблюдал  с виадука, как поезда под тобою шли, а поезда метро можно наблюдать только с перрона станции,  изнутри вагона  или снаружи, примерно в районе Измайлово... А сверху - уже  нет и снизу - тоже нет. И вообще в метро: что есть верх, а где низ и по отношению к чему? Начинает от мыслей слегка кружиться голова...
               
           А слева от тебя что? Если  ты дома и живешь ты  не в очень престижном доме, то скорее всего дебильные соседи, у которых  понятие день - ночь слегка смещены по отношению к твоей  шкале  ценностей в  этой  жизни и временных ориентиров. Они – эти твои соседи  приходят неизвестно откуда обычно около часу, очень шумят на лестничной площадке, очень громко хлопают дверью. Потом они выпивают на кухне примерно по пять галлонов  напитка типа "Очаковское", а потом у них идет отработка предстартовая всех их «ракетных систем» перед стартом туда, с чего, собственно, и начато было это повествование, то есть в КОСМОС.....А если ты не дома?  Что слева от тебя?  Почти то же  самое, только без  панельных перекрытий, хотя и  их тоже полно...Люди, человеки, иногда - бездомные коты, которых хочется приютить, но концепция  по отношению к этому еще  не окончательно выработана,  машины, механизмы, банкоматы- чаще  всего - сотовые телефоны и прочая никчемная сиюминутная необходимость…
               
          А справа от тебя что? Ну уж нет...  Ты не будешь  всего этого перечислять, достаточно уже  того, что ты уже намолол по вопросу  "слева" от  тебя... Ты бы хотел, чтобы у тебя был...."Кольт" 45 калибра был  и на стук  в дверь можно было сначала  стрелять, а потом спрашивать "А кто там?", чтобы  не было телевизора  с рекламой, новостями, где львиную долю занимает освещение деятельности всяких там «органов», а на закусочку - нате вам новую трактовку "Лебединного озера", ты бы хотел Китая на уровне  строительства  Великой китайской стены, а не на уровне одноразового изобилия в наших магазинах,  ты бы хотел.... горячих  чебуреков...штук  шесть и холодного портвейна, образца 1985 года.....без туфты и чтобы с рубленным! Слышите - с рубленным!!!! мясом  и настоящим лучком и чесночком  и специями и в натуральном кипящем масле и чтобы у тебя  на глазах....Чтобы всё было по-настоящему. Ведь у тебя ведь сегодня день рождения и хочется всего настоящего и всерьёз!

          Не так давно в одной из телепередач, кажется в выпуске "Новостей"  ты видел репортаж, как одна немецкая семья в пригороде Берлина открыла гостиницу в стиле 70-х с полным набором интерьера тех времен, стилистикой  и соответствующей атрибутикой. Сообщалось, что от посетителей отбоя не было и очередь на поселение и проживание в данных апартаментах  расписана на много месяцев  вперёд. Это удивительно, раз не мы одни здесь ностальгируем по старым добрым временам. Интересно...Ну ладно мы  жили за  "железным занавесом", но тем-то ребятам по ту сторону занавеса чего собственно рефлексировать по "тому"  времени. Они -то жили  весьма  неплохо. Хотел бы ты у них спросить. Но я про Берлин ещё скажу, чуть позже...
               
          Ты знаешь, что многие не согласятся с тобой, когда  речь зайдёт о тех завоеваниях современной страны  на всех фронтах, где так или иначе "сражался" обычный обыватель, но ты вправе высказать свою точку зрения и можешь сказать лишь одно- тебе не нравится! У тебя сегодня есть на это право. У тебя сегодня –день рождения!
               
           Тебе не нравится, что нет сливок в "пирамидках" и молока  в стеклянных бутылках с крышечкой из фольги на верху  со слоем этих самых сливок. Ладно, согласен, что это молоко скисало за 1-2 дня, но оно было настоящим  и не могло храниться неделю. Но ведь оно было настоящим и вкус у него был не такой как сейчас.
               
           Тебе не нравится, что в магазинах полно пива, которое пить невозможно, а то пиво, что было раньше в виде "Жигулевского", "Ячменного Колоса", в редких-редких случаях в виде "Таёжного" или "Бархатного" нужно было ещё поискать по городу, и ещё как поискать, но уж если ты его уже нашёл, то это был праздник и то пиво тоже было настоящим, а не тем нынешним, от которого кишки готовы взлететь на воздух как шар братьев Монгольфье.
               
           Тебе не нравится, что в магазинах есть "Адидас" китайского и вьетнамского производства, в то время как во времена твоей молодости это было чем-то вроде запретного яблока в Эдемском саду. Как?...Как  может "Адидас" быть китайским, если по всем твоим понятиям он должен быть произведен либо в Дюссельдорфе или во Франкфурте-на-Майне? Как? При чём здесь Китай?
               
           Ты накануне купил форели и нажарил вполне приличных стейков, зная, что гости на твоём дне рождения её одобрят и с удовольствием поедят. Но! Тебе не нравится, что наша рыба продаётся китайцам, потом они её на тридцать раз замораживают-размораживают и перепродают нам же, но при разморозке эта рыба навечно слипается со сковородкой. Вам нравится? Лично тебе-нет! Ты вчера вечером в этом убедился.
               
           Тебе не нравятся решётки на окнах и сигнализация на машинах. Тебе бы очень хотелось, чтобы была возможность, выходя  из дома  положить ключ от входной двери под коврик и ничего не опасаться...Раньше ты мог час простоять на обочине дороги  и мимо тебя бы проехало вечером ну...скажем с десяток машин и максимум- два такси. А современные "пробки" и такси тебе не нравится, ни машины, ни сами таксисты, которые просят им самим показать дорогу или  таращат глаза на спутниковый навигатор.
               
           Вот из салона сотовой связи на всю улицу громко играет дебильная музыка. Что ты можешь в свой день рождения, гуляя, сказать о музыке? Тебе не нравится, что современные певички  туда-сюда по сцене бегают в лифчиках и трусиках, а певцы пальчиками всё время  делают вверх-вниз по микрофону, то сжимая  его-то разжимая, а песни сведены к трём строчкам  к которым добавлен бесконечный рефрен одной только  фразы. Песен нет и нет ни куплетов, ни мотивов,  ни припевов. По твоему мнению, за последние лет 20-25 не написано ни одной путёвой  песни, а то что есть – так однодневный «проходняк» и профонация, похожая на то, как давят на тюбик зубной пасты, зная прекрасно о том, что в нём самом уже давным – давно никакой пасты-то и нет. Раньше музыканты звуки извлекали руками из клавиш, струн, из мембран ударных (+ноги), ртом и губами из труб, в то время  как сейчас всё это можно смикшировать клавиатурой компьютера. И тебе это не нравится!
               
           Тебе навстречу идут девушки в почти летних одеждах. Ведь на дворе май. Тебе не нравятся барышни с бриллиантами в пупках и стразами в носу  и бретельками лифчиков, выставляемых наружу  из-под  немыслимых  "топиков" или еще какой-либо  дряни. Где высокие талии брюк и джинсов, что материи  мало на   всех?  А кого ты , собственно, хочешь об этом спросить?  Почему девицы, а зачастую и парни, штаны носят  так, что видны  их трусманы и разрезы  между ягодиц? Лично ты этого видеть не хочешь. Была бы еще задница так себе ничего, а то ведь...так себе…
               
           Где кафетерии при гастрономах, где колбы с томатным-березовым-яблочным соком и миксеры для взбивания коктейлей, а где пирожные «картошки» и «корзинки»? Где? Где коллекции марок и значков, а где магазины филателии и вообще. Куда делись значки? Что металла с эмалью мало в стране? А бумага вся перевелась?
               
            Почему раньше можно было выписать несколько журналов и газет и не опасаться, что их вытащат из твоего почтового ящика? Почему вот уже тридцать лет на Новый год одни и те же фильмы...набор известен "Иван Васильевич..", "Джентльмены удачи", "Ирония судьбы.." и этот еще...как его, ну этот дурацкий фильм, где "...упал, очнулся - гипс". Забыл название. Последние годы такие бесцветные, унылые и безрадостные...Тебе сегодня не радостно от того, что у  тебя и выходной и день рождения. Совсем не радостно.
               
            Почему? Ну ладно в СССР секса, как говорят, не было, атеизм был общепризнанной  нормой и моралью,  пускай  так, но  мы  ведь не были  бездуховными и безнравственными, пускай мы не верили  в Бога, но у нас были  свои "боги" в виде Пола МакКартни, Ричи Блэкмора и Джимми Пейджа, Юрия Антонова, наконец, Мулявина из «Песняров», Валерия Ободзинского. У современных – то хоть у одного есть голос-то? Мы  на них молились, а они не знали о нашем существовании...Сейчас они, видимо о нас знают, но вот только нам всем слушать приходится на Новый год "супердискотеку" 80-х.....а ведь уже тридцать лет прошло как Олимпийский мишка улетел и как-то слезу это уже не вышибает.... и мне это не нравится!
             
           Ты немного прогулялся и устал. Тебе трудно ходить, потому что в ноге у тебя  плюсневая кость зажата «железкой», что  не делает тебя на сто процентов здоровым. Ты решил проехать в  центр города и поскольку у тебя день рождения, то ты решил не скромничать, а шикануть и взял такси.   

           Сейчас ты этого не помнишь отчетливо, но со слов родителей, в  раннем детстве ты  хотел быть сначала дворником, а потом таксистом. Немного странно да, если принять во внимание те романтические мечты большинства  мальчиков, которые мечтали стать, кто космонавтом, а кто еще кем-то вроде этого. Ты же хотел быть или тем или другим. Насчет дворника- помнишь смутно. Очевидно тебе нравилось то, что дворник встает рано и людей утром почти нет, а он - главный и не важно, что он метет улицу и убирает мусор. В твоём раннем детстве мусора  еще не было столько, сколько его сейчас, да и улицы были другие, утром их поливали и они были к  началу  рабочего дня чистыми, а мусорные урны на улицы - пустыми. Так, а что насчет таксистов...? Ага.... Тебя сводили  с ума их  фуражки, они чем-то напоминали тебе тогда фуражки стильных полицейских Нью-Йорка. Это ты помнишь очень хорошо - их фуражки образца 1970 года. И ещё у них часто были кожаные куртки и они не воевали с "бомбилами" по причине отсутствия последних.
               
            Ты после этого в общем-то, по правде говоря, не очень многими "персонажами", если можно так  выразиться, хотел стать,  может моряком, может ещё кем-то. Пропади оно все пропадом. Сегодня, когда тебе почти пятьдесят, ты точно знаешь свое желание- стать японской  обезьянкой и сидеть целый  день в  термальном  теплом источнике, чтобы было не очень холодно и сверху падал  небольшой  снежок, и чтобы  людей вообще  никого рядом  не было, пусть будет немного туристов где-нибудь неподалеку, желательно, японских (они покультурнее), но боже упаси, чтобы русских рядом не было.... Это единственное, чего ты хочешь. Но кто тебе, скажи на милость сделает такой подарок на день рождения? Пусть Господь Бог после смерти реинкорнирует тебя (ну то есть меня) в японского макака  на Хоккайдо, а...?

            Такси останавливается и пропускает  группу ребятишек с кем-то из взрослых. Возможно, они ходили в музей или в кукольный театр.  Взрослый человек (а это женщина средних лет, в очках, полная, в  плаще не по погоде) кричит :  «Зарубин, Чеснокова не отставать, бегом, бегом, за руки держимся, за руки!!». Когда ты сам последний раз был в кукольном театре?  Трудно вспомнить….Но… ты вспомнил,  как  младших классах ты учился в одной из школ, где так же наравне со всеми в общих классах вместе со всеми учились ребята и девчата из детского дома. У кого-то были родители, а у кого-то - нет. Не важно. Важно было то, что все вы учились вместе.
            
             Тогда никто о проблемах этих ребят, а точнее о них, как о проблемных детях, никогда не говорил. Скорее, наоборот. Всегда говорили в школе, об учениках, как о тех, кто неприязненно относится к детдомовцам. Ты силишься вспомнить, а как же ты лично к ним относился. Не можешь вспомнить ни себя ни тех своих тогдашних чувств. Какие-то обрывочные полуэмоции-полуфакты. Да разве кто-то другой вспомнит.

             Вот что интересно. Тебя всегда удивляло, как какой-нибудь писака с дотошной точностью описывает все свои детские впечатления с такими нюансами и подробностями, которые нормальному ребенку или подростку и не снились. Зачем? Кому это нужно. Всем же ясно, что это дописано-домысленно-дорисовано-додумано -дофантазировано и дорисовано. Разве что только ему самому. Но ты сам силишься  вспомнить... какие они были эти ребята и не можешь. Вот - вот только всплывет перед глазами какой-то образ и тут же он уже и не образ, а так... Одного мальчика ты вспомнил. Его звали Витя Зарубин. Он плохо учился и ни с кем не разговаривал. Вообще ни с кем. Ты не помнишь ни одного случая, чтобы он хоть раз какое-нибудь слово произнес. Хотя он не был глухой или немой. Он просто ни с кем не разговаривал. Как он учился- ты не помнишь. Но вот почему ты его помнишь – ты не знаешь, а точнее если, то только потому, что у него все тетрадки были изрисованы конями и лошадьми. Он их обожал- лошадей. Он их рисовал на обложках тетрадей во время уроков литературы, на деревяшках-во время уроков труда, на клеенке - во время обеда. Он их рисовал всегда. Он мог среди уроков встать и уйти, несмотря на оклики учителя. Просто- встать и выйти из класса. Витя Зарубин... Странное совпадение...Его отец зарубил топором жену и дочь, то есть мать и младшую сестренку Вити и поэтому его отдали в детдом. Это ты помнишь. Это вряд ли кто-либо забудет. Ты  бы, наверное, и сейчас узнал бы его. В 4 классе ты тогда увидел впервые, что у четвероклассника может быть седина в волосах. Ты помнишь, что на большой перемене, все эти ребята и девочки не бежали как все остальные ученики - к буфету, где за 3 копейки покупали компот и за 11 копеек коржик с изюмом. Почему ты это помнишь и зачем тебе это все спустя столько лет. Тем более в твой день рождения, сидя в душном такси с неудобным креслом. Где они сейчас все эти ребята... где этот Витя Зарубин? На ипподроме, может быть...

            Такси едет, а магнитола в такси  разрывает  смесь кислорода и азота децибелами о «владимирском централе», что когда «..этапом из Твери, то зла – немерено». Ты лично против Круга ничего не имеешь. Но вот у тебя в мыслях промелькнула догадка...Ну может и не совсем догадка, а так...предположение..  ну может и не совсем сегодня, а оно все это у  тебя давно уже в голове сидело... Как бы это объяснить...?

           Короче, сидите вы с зрительном  зале  и слушаете  оперу, хорошую  такую оперу... с хорошим  составом и оркестром неплохим и одеты  вы прилично, как подобает случаю, а не как наш российский, в большинстве своем, обыватель - в том, в чем на  работу  с утра  ходил, в том и в оперу вечером поперся, и вечер у вас  был хороший  до оперы,  ну то есть, в ресторан  вы сходили, рыбу  ели и вино белое пили,  и на вас  чистая  белая  рубашка  с золотыми запонками, а не  черная  полусинтетика, которую  стирать надо не  чаще одного раза  в  квартал, и не пили  вы  минералку  в буфете за три секунды  до последнего звонка... Словом,  вы - в опере. у вас программка с либретто и всем, что должно быть по этому случаю. И  вы эту оперу знаете  уже  наизусть. Но  вы же  туда идете и запонки свои  раз в год для этого достаете..... Зачем? Да только есть там  такой  момент,  в этой опере... Ну  нет..не сказать, что кульминация, а как-то  вот такой  момент,  сродни   родимому  пятну или отпечатку пальца, то есть который  характерен  только   этому  одному  произведению..  как ария Каварадоси из "Тоски", или  ария Туриду из  "Сельской  чести", или каватина  Нормы  из одноименной  оперы или  арии Неморино и Надира из "Любовного напитка" и "Ловцов жемчуга", соответственно. И вы  этот момент предвкушаете и ждете  с нетерпением. И вот он – настал!  И вы слушаете.... и знаете прекрасно что будет потом,  но этот момент... вы его так  ждали и можно ради него сидеть час до и час - после. Но вы сидите. А там.....в общем то мало отличимые друг от друга перепевы,  очень похожие  друг на друга, что в  одной  опере, что  в  другой.. Но вот эти моменты, они собственно и делают ту оперу той, название которой заставляет вас напяливать хорошую  белую  рубашку, запонки, платье, лучшие свои украшения  и  прочее и идти....и ждать этого самого момента.....Разве не так?

         У таксиста нет счетчика. Нет такого устройства, которое успокаивало бы  тебя насчёт тех денег, которые ты должен ему отдать. Нет, а очень хотелось бы. Но зато у него есть подвесная полуобнаженная негритяночка под зеркалом заднего вида. Она искусно сделана. Почти как настоящая, только маленькая, вот только у неё неоправданно большие красные губы. Ты уверен, что она из резины.

          Тебе это тоже кое-что напоминает.  Ты это тоже вспомнил. Что? Примерно следующее. (Дальше повествование идет как бы от первого лица, ну то есть от того, кто едет в такси и говорит о себе: "Я". Так будет проще выразить эмоции).

          Если кто-то скажет, что Берлинская стена пала в ноябре 1989 года, то вы не верьте. Она пала гораздо  раньше. Не верьте также, если кто-то скажет, что немцы сами ее разрушили. Поверьте мне на слово: это я ее сломал. Да, честно, еще в 4 классе, то есть задолго до 1989-ого. Как? Да очень просто. У нас в классе учился  мальчик по имени Андрей. Мы с ним как-то вот сошлись случайно, стали дружить. В основном первые дни дружба протекала  на переменах в школе, иногда на уроках, чуть меньше-после уроков. Мама Андрея была очень строга. А какой она могла быть, если работала директором школы, правда, другой, а не в той, где мы учились. Папа Андрея служил военным летчиком и никогда того не было дома, все время на аэродроме. Крепил обороноспособность наших  восточных границ. Здесь очень важно отметить то, что крепил-то он её не всегда  на Востоке. До этого - на Западе, а точнее - в ГДР. То есть служил там раньше. Андрей мальчиком был очень дисциплинированным. У него в комнате на дверце шкафа висел стандартный листик "Распорядок дня". Нам их тогда всем выдавали в школе. Мы чего-то туда писали и вешали у себя дома. Андрей все выполнял и точно по графику. Подъем, завтрак, домашнее задание, обед, школа, прогулка, отбой. А как же...А я свой листик с распорядком, кажется, и не смотрел даже. Помню, что рыбалки, игры в футбол и прослушивания пластинки "Чипполино" в нем точно не было. Когда я первый раз пришел к Андрею в гости, то понял, что этот день будет каким-то особенным, что-то такое почувствовал...труднообъяснимое словами. По распорядку дня нам надлежало делать уроки. Ну надо-так надо.. стали делать. Скажу честно, мне было не до уроков. Моя голова вертелась как "ментовская" мигалка на служебном «бобике». У Андрея дома все было не так. Находившихся в квартире Андрея таких шкафов, стульев, дивана, ковра на полу, радиолы "Грюндиг" и загадочных тарелок, почему-то висевших на стене в кухне, я до этого никогда прежде не видел. Мне казалось, что я перешагнул вовнутрь экрана телевизора, показывавшего зарубежный фильм. Когда уроки были сделаны, то Андрей сказал мне: "Давай в индейцев поиграем?". И это было им сказано так просто-просто, словно он говорил это уже тысячу раз. Но я -то это слышал от него впервые. Мы, конечно, играли до этого в индейцев во дворе под впечатлением фильмов  с Гойко Митичем, типа "Оцеола","Апачи" или "Ульзана". Но чтобы играть в индейцев дома! Это было что-то новое. А Андрей в этот момент из шкафа вытащил коробочку, а из нее  - индейцев. Они были из какого-то полимерного или резинового материала, гнулись, не ломались, некоторые в руках держали томогавки и так искусно сделаны, что казались настоящими, но только маленькими. В их компании, помню, был также один бледнолицый (ковбой), с револьвером, но без головы. Наверное, он сильнее всем досаждал апачам, взял в плен их вождя и за это лишился головы. Но это было не важно. В тот момент время для меня перестало существовать и сузилось до пределов Андреевой квартиры, границы мироздания стерлись, а сердце бешено колотилось. Андрей сказал, что давно уже играет ими, а куплены они были еще во время пребывания в ГДР. Он рассказал про Берлин, где, с его слов, есть стена через весь город. Как раз в этот самый  момент эта самая Берлинская стена для меня рухнула. Она попросту не могла существовать там, где есть такие замечательные люди, которые сделали таких замечательных индейцев, которых я попеременно держал в своих руках и не мог поверить своим глазам, что их вот так вот запросто можно иметь у себя дома в коробочке, достать в любой момент и играть сколько душе угодно. Конечно можно продолжить дальше и рассказать про немецкую железную дорогу с путями, локомотивом и вагончиками, которая также была у Андрея, но это все - равно, что заново пережить клиническую смерть, к тому же таксист уже привёз меня к нужному месту и мне выходить. Ну всё, пока!


Рецензии