Память

К 110 – летию подвига «Варяга»

 
  Наверх вы, товарищи, все по местам,
  Кипящее море под нами,
  Не думали мы ещё с вами вчера,
  Что нынче умрём под волнами…

Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят вдали
Геройскую гибель «Варяга».
 
  Наверно, в нашей стране не найдётся ни одного человека, кто бы не знал  этой песни, посвящённой подвигу русского крейсера «Варяг».
    Как это не покажется странным,  песня была написана на стихи австрийского поэта Грейнца Рудольфа, как дань восхищения подвигу русских моряков. Перевели стихи Е.М. Студенская и Н.К. Мельников в апреле 1904 года.
Был принят вариант перевода Е.М.Студенской, как наиболее удачный. Музыку написал музыкант 12 –го гренадерского  Астраханского полка А.С. Турищев.
    1904 год вошёл в русскую историю, как начало русско – японской войны, которая длилась с 27 января ( ст. ст.) 1904 года по 23 августа (ст.ст.) 1905года.
Япония, которая стремилась господствовать в Северо – Восточном Китае и Корее, 27 января без объявления войны напала на Порт -_Артур. Началась осада порта, которая продолжалась до начала 1905года. В ходе войны Россия потерпела поражение в сражениях при реке Ялу, под Ляояном, реке Шахэ. В 1905 году японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, русский флот – при Цусиме. 23 августа был подписан Портсмутский  мирный договор, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила японцам Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт –Артур и Дальний.
   Бой русского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» был одним из  героических эпизодов этой, в принципе, позорной для России войны.
   С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. Здесь же находились корабли других нейтральных стран (Англии, Франции, США и Италии). 27 января 1904 года японская эскадра, состоящая из 14 военных кораблей, под командованием контр – адмирала Уриу блокировала Чемульпо с целью прикрытия высадки десанта. В тот же день «Кореец» попытался прорваться в Порт –Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами, две выпущенные торпеды не попали в цель, но вынудили его вернуться на рейд.
    28 января Всеволод Фёдорович Руднев капитан «Варяга» получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт или русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев принял решение идти на прорыв,  о чём доложил командирам нейтральных судов. В 10.00 он провёл короткое совещание с офицерами, на котором  они поддержали решение о прорыве, а в случае неудачи –  уничтожение корабля. «Варяг» и «Кореец» начали готовиться к бою. Были подняты пары в котлах, выбрасывалось за борт дерево. В 11.00 Руднев обратился к команде с короткой речью, в которой  сообщил о начале войны  и о решении принять бой. В 11. 25 на « Варяге» пробили тревогу, подняли боевой флаг и двинулись из порта Чемульпо. Для японцев это было неожиданностью, они были уверены, что их условия будут приняты - русские не решатся на бой с превосходящими силами. Бой продолжался  в течение часа. Согласно рапорту командира, огнём крейсера был потоплен один миноносец, один крейсер повреждён, а другой после боя затонул.
    «Варяг» получил от 7 до 11 попаданий и пробоину площадью 2м.кв. у ватерлинии, были убитые и раненые. Проанализировав обстановку, Руднев решил, что корабль в связи с превосходящими силами противника и многочисленными повреждениями, не имеет возможности продолжать бой и вынужден возвратиться в порт. После постановки кораблей на якорь Руднев заявил союзникам о своём намерении уничтожить «Варяг» и перевезти команду на нейтральные корабли. Получив их согласие, он  сообщил о своём решении офицерам, которые его единодушно поддержали. Раненых и оставшихся в живых из команды «Варяга» перевезли на английский, французский и итальянский крейсера. Американцы отказались принять русских моряков.  «Варяг» было решено затопить путём открытия клапанов и кингстонов. Команду «Корейца» также свезли на нейтральные корабли, канонерка была взорвана и затонула.
    В японский госпиталь  Красного Креста были перевезены 24   тяжелораненых моряка, что касается остальных моряков, то японцы дали согласие на возвращение их на родину при условии дачи ими обещания более не участвовать в войне. 27 февраля Николай II дал согласие на условия японцев. На транспортных судах русских моряков доставили в Севастополь, а затем по железной дороге в  Москву и другие города. По всему маршруту морякам оказывали трогательный приём. 16 апреля по прибытии моряков в Петербург они промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков – героев приветствовал сам император Николай II. Всем матросам были вручены в подарок от Николая II именные часы. Все без исключения участники боя были награждены орденами и специально учреждённой медалью «За бой «Варяга» и «Корейца». Именно 16 апреля и была впервые исполнена  песня «Варяг». Написанная в маршевом ритме, она и по сей  день является любимым маршем моряков России от Балтики до Тихого океана.
   Останки погибших моряков были в 1911году перенесены во Владивосток и захоронены в братской могиле на Морском кладбище. Над могилой установлен обелиск из серого гранита. Японское правительство по окончании войны создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило командира Руднева орденом Восходящего солнца.
    В 1954году по случаю 50-летия подвига «Варяга»  15 ветеранов были награждены медалями «За отвагу», позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов – моряков с «Варяга» и «Корейца».
    Крейсер «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и использован в учебных целях под названием «Сойя». В 1916 году царское правительство выкупило крейсер и под прежним именем «Варяг»  включило его в состав флотилии Северного Ледовитого  океана. В 1917году он был отправлен на ремонт в Великобританию,   после революции конфискован и продан англичанами германской фирме на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул в Ирландском море. Впоследствии был взорван. Такова судьба легендарного крейсера.
          Использованная литература «История России от древнейших времён до ХХв.»  Под редакцией И.Я. Фроянова
               


Рецензии