Село Гагино Сергачского уезда. Часть IV

  Фото: М.Дмитриев. Волостные старшины Сергачского уезда               


                Обычаи и обряды

   Из обычаев и обрядов у гагинских прихожан держатся следующие: на Святой неделе до посещения домов с пасхальными молебнами не принято ни петь песен, ни начинать увеселений, вроде катания яиц, качки на качелях и проч. На другой день Пасхи в обычае «купать молодых», т.е. сочетавшихся браком в этом году; купание обыкновенно производится между утренней и обедней. Обычай этот, далеко небезопасный, состоит в том, что молодых в одежде бросают в реку или озеро; это так вкоренилось и так любимо народом, что сопротивления ему почти не встречается, молодые обыкновенно сами отдаются на купание, сопротивляющихся  же  разыщут везде и еприменно искупают. В праздник Троицы молодежь отправляется на гуляние в рощу, где с песнями водят хороводы .(Празднование Семика в приходе почти совсем прекратилось). На святках – неизбежные гадания. Накануне Нового года мальчики и девочки ходят под окнами с песней:
Эй, Таусень,
Как на улице мороз
Не велит долго стоять-
Велит скоро подавать.
Кашку да лепешку,
Поросячью ножку.
Эй, Таусень, эй, Таусень !
И получают за это или деньги или что-либо из съестного. На Крещение, во время освящения воды на реке, некоторые купаются в проруби с целью смыть грехи святочных гаданий и ряженья. В последние дни масленицы – общее катание на лошадях. На Благовещенье подают за здравие просфоры, с коими потом выезжают в поле при засеве, и, помолясь на восток, едят их; потом со словами: уроди Господи и проч. И начинают сеять. Некоторые при этом зарывают в землю бутылку с крещенской водой. При первом громе имеют обыкновение умываться дождевой водой, что, по их  мнению, приносит здоровье. Чтобы предотвратить град, выбрасывают из дому кочергу или помело, или вывешивают за окно столешник. При выгоне скота в первый раз на пастбище гонять его той вербой, с которой кто стоял утреню в вербное воскресенье.

   На крестильном пиру в обычае куму и куме поднимать блюдо с кашей с пожеланием крестнику или крестнице жить столько лет, сколько крупинок в каше и вырасти в высоту подъема блюда.

   Свадьба ведется в следующем порядке: сваха, придя в дом родителей невесты, садиться под матицу со словами: «сажусь под матку, не даст ли Бог бабку». Ей отвечают : «подумаем» и назначают день для «сговора», в который сваты сговариваются о кладке, т.е. сколько жених должен отдать родителям невесты денег и сколько одежды невесте. За сговором следует «запой» - жених со своими родными и товарищами идут к невесте угощаться а потом и невеста к жениху, и так гуляют дня два-три… Накануне свадьбы у невесты бывает девичник, на который собираются подруги ее, поют песни, но невеста не принимает участие в веселье, а в отдельном чулане плачет, прощаясь с девичьей волей, затем приходят родные жениха, коих невеста дарит дарами.

   В день свадьбы невеста встает раньше и опять принимается плакать с причитаниями, обращаясь к отцу с матерью,  родителей благодарит за хлеб, за соль, к братьям обращается с просьбой срубить березу- «загородить путь-дороженьку разлучникам» и т.п.; потом собирается к венцу. Перед венчанием служат сначала у жениха молебен, а потом жених едет к невесте, где тоже служат молебен и благословляют жениха и невесту; затем свадебный поезд направляется к церкви. После венца молодую покрывают фатой и не кажут родным до тех пор, пока те не обещают что-либо « на вскрывание». К венцу некоторые невесты берут с собой в карман просфору и кусок хлеба, которые потом съедают с молодым перед обедом после венчания; берут и кусок мыла, который берегут как средство от болезни глаз.

   Подле умирающего в обычае ставить чашку с водой и класть полотенце на случай исхода души, чтобы было ей чем омыться. Саван и подушку умершему шьют, обыкновенно, девушки или вдовы; материю не режут ножницами, а рвут руками, шьют на живую нитку и на оборот от себя. При похоронах девушки  подруги ее покрываются белыми платками и провожают с расплетенными косами.
 
   При постройке дома в обычае класть под углы деньги, чтобы жить богато; переходя на новоселье, после молебна, зовут в новый дом домового» дедушка домовой, приходи к нам жить в новый дом».


    Благодаря  тому, что в Гагине около 30 лет живут участковые врачи, а в соседнем селе Ветошкине открыта превосходная больница при искусных врачах, недоверие гагинцев к научной медицине сильно уменьшилось, но все же народная медицина у  них в ходу. Гагинцы разделяют болезни  по происхождению на четыре вида: 1) от порчи, 2) от притки, 3) от глазу и 4) от поветрия (повальные болезни). Против порчи лекарств не употребляют, а лечат ее наговорами и молитвой. Приткой называют болезнь, приключающуюся от неизвестной причины вдруг: попритчится, т.е.нечаянно-негаданно отнимется спина (тянет спину), наступит ломота и т.п. Против нее употребляют следующее средство: больной ложится поперек порога, ему легонько тяпают по спине косырем; тот спрашивает: « что рубишь?». «Притку - отвечают ему, - Руби ее больней». Вопросы, ответы и приказы повторяются до трех раз. Болезнь от сглазу происходит в том случае, когда кто-либо позавидует  чьему-либо здоровью, или силе, или просто полюбуется; впрочем сглазить может не каждый, а только люди с черными глазами. От сглазу пользуют наговором на угли и воду и спрыскиванием наговоренной водой. Больному лихорадкой вешают на шею ужиный выползок.  Английскую болезнь ( собачью старость по народному названию «перепекают» таким образом: мать, или кто-либо из родных ребенка, одержимого этим недугом, обкладывают сочнем из теста кладут в этом виде его на лопату и суют через огонь в нетопленную печь: « что печешь? - спрашивают, - собачью старость, - « пеки ее больше»; после чего плюют через плечо; сажание в печь и вопросы с прочим повторяются три раза.

   Некоторые болезни лечат заговорами, но заговоры эти хранят в тайне  и только некоторые ходят свободно между народом. Вот, например, заговор от зубной боли: «млад месяц, колоты рога, серебряны бока, куда идешь? – К бабушке Солмании. – Помяни меня раба (или рабу – имярек) от головной ломоты, от зубной щемоты».  Заговор этот больной произносит, обращаясь к молодому месяцу. Чтобы унять кровь употребляют следующий заговор: « на море, на Кияне, на острове на Буяне сидят три девицы; они шьют – вышивают, кровавые раны (такого-то) зашивают».  Некоторые из гагинцев носят на шее «ладанки» из песочка и камушков от святых мест, или из богородской травы, а также и « Сон Богородицы».

   По взгляду гагинцев, земля стоит неподвижно, а солнце ходит по небу, равно как и луна. Относительно затмения небесных светил у них нет определенных объяснений; затмение – это, по их мнению, знамение Божие, предвещающее нечто недоброе, равно как и появление комет знаменует непременно какое-либо общественное бедствие – голод, «мор», войну; северное сияние, как явление довольно редкое, считают обязательно за предвестие войны; падающие звезды – это души только что скончавшихся людей. Гром считают за грохот от колесницы пророка Илии; молния – это стрела гнева Божия, убивающего нечистого духа, который во время грозы скрывается от стрел часто за человеком, отчего стрела, направленная в злого духа нередко убивает и человека, почему необходимо творить молитвупри каждом блеске молнии, чтобы силою молитвы отогнать нечистого духа и тем предохранить себя от смерти. Причину появления радуги не объясняют, но утверждают, что она пьет воду и что может даже поглотить человека, находящегося там, где она берет в себя воду. Метеоры – это , несомненно, нечистая сила. При виде метеора обыкновенно произносят: «аминь, рассыпься», и он непременно рассыплется добавляют те, которым приходилось видеть метеор и произносить приведенное заклятие.

  Остальные явления природы не имеют для себя у гагинцев объяснений.

   Из примет между гагинцами держатся следующие: лес осенью стоит долго зеленым – тяжелый год для народа;  мелкие снега – глубокие воды, глубокие снега – мелкие воды; ясная звездная ночь зимой или месяц в кругу – к морозу; солнце при закате заходит за тучу – к дождю; тараканы ползут из домов – к пожару. О большем или меньшем урожае того или другого жита примечают по находимым зернам в избном сору в день нового года: каких зерен найдется больше в сору, такого хлеба и уродится больше.

   В нравственном отношении гагинцы стоят ниже поселян окрестных местностей: кражи мошенничества разного рода между ними не редкость, но встречаются и такие преступления как поджоги и убийства. Пьянство распространено чрезвычайно: пьют даже женщины и несовершеннолетние обоего пола, а отсюда и значительный процент незаконнорожденных.

 Как на хорошую сторону гагинцев можно указать на их сострадание к бедным: сироты охотно принимаются в дом зажиточных, пользуясь кровом и пищей за домашние работы соответственно возрасту, нищие не встречают отказа в милостыне. С особой благосклонностью гагинцы относятся к калекам и юродивым, считая их «божьими людьми».



«Нижегородские губернские ведомости», №№ 28,31, 1893г.


   


Рецензии