Пробка шампанского

В новогоднюю ночь при бое курантов она выпила фужер шампанского и прикрыла бутылку пробкой, слетевшей с бутылки минут через пять. На место пробки она водрузила яблоко, но и оно упало. Взгляд случайно «зацепил» вазочку с суворовским печеньем, похожим на пирожное буше, только гораздо меньше, шоколад сверху этого «творения » был всегда притягателен для нее. Это печенье напоминало ей счастливую жизнь, когда приходил муж, распахивал портфель. Чего там только не было, и это при далеком социализме, когда в магазинах стояли пирамиды с консервами, а из витрин «выглядывали » головки сыра. Мужа давно уже нет, но ностальгируя по старому доброму времени, она постоянно покупает это печенье.
Да, коротка жизнь человека.
«Vivre pour mourir n’est pas d;j;  tellement amusant, mais vivre en sachant qu’on mourra pr;m;tur;ment c’est toujour absurde» ,- так сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов, ушедший из жизни в сорок четыре года.
Внук мужика, знал ли он, что станет всемирно известным писателем, что его пьесы будут ставить в театрах по всему миру, а филологи многих стран произведения  Антона Павловича станут разбирать «по косточкам».
В автореферате  диссертации  Perrine Poumailloux  французская исследовательница рассматривает  жизнь писателя с точки зрения литературы, медицины и здоровья.
  Вот некоторые впечатления от прочитанного.
  Жизнь Антоши Чехонте была тяжела, ему надо было кормить шесть ртов. Он колебался между выбором  профессии: адвокат или врач. Но, считая, что предназначение человека в любви к ближнему, выучился на доктора.
И, однажды, оказавшись в поместье у мецената Саввы Мамонтова, недоумевал: «Как можно рассуждать о театре, когда у деревенских врачей даже йода нет». Сам же он построил на свои средства школу, дом для престарелых, церковь, мост и дорогу.  Промолчав весь вечер, удалился в отведенный ему флигель, где в соседней комнате пытался заснуть сопровождавший его в этой поездке некий студент горного института Тихонов. Пришедший в ужас от кашля, он заглянул к Чехову, у того из горла шла кровь. Несмотря на мучившие страдания, Антон Павлович сказал: « Простите, спать вам не даю».
  Можно долго рассуждать, нужны были человеку в таком тяжелом состоянии пьесы или нет. Ведь он  мог писать только несколько строк в  день. Но Книппер настаивала, ей хотелось блистать на сцене московского театра. Ей хотелось не только новых ролей , она жаждала хотелось стать женой писателя. После упорных предложений Книппер, Антон Павлович сдался. Но после регистрации брака так и не  стал женатым человеком. Книппер продолжала жить в Москве, в письмах в  Крым, напоминая ему о себе бестолковыми советами,  просила его быть аккуратным, следить за чистотой одежды. Смешно и одновременно грустно было от таких наставлений умирающему писателю.
Когда Чехову стало совсем плохо, в Москве жена  показала его одному немецкому врачу, тот порекомендовал  ехать в Германию. Тамошний доктор, приятель московского, в немалой степени был удивлен тому, что такого тяжелобольного, умирающего человека Книппер вывезла из России. Уезжая  из Москвы, Чехов простился с близкими ими людьми навсегда, понимая, что обратного пути у него уже не будет никогда.
Через некоторое время супружеская чета оказалась на немецком курорте, где Чехов уже не вставал с постели. Незадолго до смерти  он сказал  доктору по-немецки: «Ich sterbe».
Когда Книппер хотела положить ему лед на сердце, то услышала : «Сердце -пусто». И попросил принести шампанского. Отпил немного, лег на левый бок… 
Пробка упала с бутылки шампанского…
    Когда провожающие пришли на берлинский вокзал, то недоумевали, увидев военный  оркестр. Как потом выяснилось траурная музыка была предназначена для умершего генерала. А вагон из-под устриц, предназначенный для Антона Павловича Чехова,  стоял на дальнем пути.   


Рецензии