Герои Ленинградского неба 2

Никто не забыт, ничто не забыто.

Немного расскажу об авиации до военного периода.
В начале войны в составе советской авиации ВВС РККА находилось примерно 17500 боевых самолетов. В истребительная авиация имела 3552 И-16, 2898 И-153, 748 И-15, 1309 МиГ-3, 399 Як-1, 322 ЛаГГ-3;
• штурмовая — 362 И-15бис, И-153, Ди-6 и 249 Ил-2;
• фронтовая бомбардировочная — 4607 СБ, Ар-2, Як-4, Су-2 и 458 Пе-2;
• дальнебомбардировочная — 1622 ДБ-3, ДБ-Зф, 516 ТБ-3 и 9 ТБ-7;
• разведывательная — 560 Р-10, Р-5, P-Z и др.

Последние три типа истребителей были современными. Их было чуть более 2000, современных штурмовиков Ил-2 249, да 1631 современных бомбардировщиков. Остальное было старьём.
Поскольку мы оборонялись, то и буду рассказывать о лётчиках истребителях, и самолётах на которых эти лётчики и летали тогда, т.е. до 1944 года, когда Блокада была снята окончательно.
Перед войной в Ленинградском военном округе было сосредоточено 1270 самолётов.
И-15 у которого даже шасси не убиралось стали поступать на вооружение в 1934, уступал врагу, по всем статьям в 1941году, кроме манёвренности, поэтому о нём я и рассказывать не буду. Построено  было всего 404 машины. Скорость он имел 370 км/ч
А вот И-15-БИС или И-152,(его называли "Королём", с их реактивными снарядами) было построено  2400 штук! Внешне они почти не различались, но имели большую дальность полёта и усилено пулемётное вооружение. Однако, к началу войны они также устарели, но с успехом применялись как штурмовики в 41 году.
И-153 поднялся впервые в воздух в 1938 году и являлся последней попыткой модернизировать И-15 БИС. Для этой цели пытались максимально уменьшить его лобовое сопротивление, сделав шасси убираемыми в полёте и сделали крыло типа “чайки”. (Шасси убиралось ручкой троссовой лебёдки, управление которой надо было покрутить около 50 раз!)
Скорость возросла на 70 км/ч достигнув 440 км/ч и всего на 30км/ч меньше, чем у  бомбардировщика фашистов Юнкерса-88. У бипланов И-15 и И-153 была потрясающая манёвренность. Шутили, что он может развернуться вокруг столба.
Однако, как показали боевые действия, воздушные бои, в основном, немцы старались вести на вертикалях, а не на горизонталях.
Удар сверху, со стороны солнца, как правило, с пикирования и моментальный уход.
Если головой не крутить, и вовремя атаки не заметить -всё ты труп! Именно поэтому, лётчики носили шёлковые шарфики. Не так сильно шея трётся.
Немецкий лётчик имел около 350 часов налёта, прежде чем его пускали в боевые вылеты. У нас было проще, но в начале войны наши лётчики ещё были лучше подготовлены, чем в 42 году. Старых- выбили или почти выбили, а новые “взлёт-посадка “ с налётом в 10-15 часов.
На земле, в первые дни войны немцы уничтожили 1300-1800 самолётов, а в воздушных боях мы потеряли около 400. Так, за первые 6 месяцев войны Люфтваффе потеряли на Восточном фронте почти четыре тысячи самолетов (общие потери советских ВВС за этот же период составили более 16 000 самолетов).
Так как предыдущий объём был слишком велик, сокращаю до двух букв Л и М.
В предисловии я и дальше очень доступно буду рассказывать об истребителях, используемых при обороне Ленинграда.
В перечне Героев-лётчиков я использовал
1 И. Каберова “В прицеле cвастика”
2 В. Голубева “Крылья крепнут в бою”
3 И.Г. Иноземцев “Воздушные тараны в небе Ленинграда”
4. Ленинград. Блокада. Подвиг.
5 Асы Сталина. Энциклопедия. Томас Полак.
6.Уголок Неба  http://www.airwar.ru/

   53. Лесконоженко Николай Гаврилович

       Родился 6 мая 1919 года в селе Новоданиловка ныне Акимовского района Запорожской области (Украина) в семье крестьянина.  Окончил 7 классов школы и школу ФЗУ. С августа 1936 года работал слесарем в Мелитопольском паровозном депо, одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1938 года. В сентябре 1939 года окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова. В звании младшего лейтенанта был направлен служить в Ленинградский военный округ.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
     Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в районах Малой Вишеры, Чудова, Новгорода. Совершил 2 боевых вылета на штурмовку войск противника.
     2 ноября 1941 года комсомолец лейтенант Лесконоженко Н.Г. вылетел во главе звена ЛаГГ-3 на прикрытие войск, перебрасываемых по железной дороге в район Малой Вишеры, и на штурмовку переправы противника через Волхов.                Когда наши истребители легли на курс в сторону Чудова, чтобы проштурмовать переправу, возле деревни Селищин они обнаружили 6 бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении 6 Me-109. Набрав высоту, Лесконоженко повёл звено в атаку. Его ведомый Клочко направился в сторону истребителей, а сам он с другим ведомым М.Зуевым атаковал бомбардировщики. С первой же атаки они сбили 2 "юнкерса". Строй противника был нарушен. Клочко смог связать боем троих "мессершмиттов", а остальные набросились на Лесконоженко и Зуева. Завязался тяжёлый бой. С земли за ним наблюдал командующий 52-й армии генерал-лейтенант Н.К.Клыков. В бою Лесконоженко израсходовал все боеприпасы, но из боя не вышел. Оторвавшись от преследовавших его "мессершмиттов", он набрал высоту и сверху набросился на уцелевшие "юнкерсы". Подойдя вплотную к одному из них, он винтом отрубил противнику хвостовое опереиие. "Юнкер" рухнул на землю и взорвался на собственных бомбах. Тем временем Лесконоженко снова стал набирать высоту. За ним бросились сразу 3 "мессершмитта". Лесконоженко увернулся от пулемётных трасс, зашёл в хвост одному из преследователей и нанёс удар винтом. "Мессершмитт" загорелся и пошёл к земле. В это время в самолёт Лесконоженко попала пулемётная очередь. Он был ранен в голову и плечо. Из последних сил ему удалось покинуть повреждённый самолёт. Приземлился на парашюте возле КП армии, после чего потерял сознание. Пехотинцы доставили его в госпиталь на станции Краснянка, но спасти жизнь ему не удалось - он скончался в тот же день.
      Похоронен в деревне Каменка Маловишерского района Новгородской области. На его могиле установлен памятник.
       Звание Героя Советского Союза Николаю Гавриловичу Лесконоженко присвоено посмертно 27 декабря 1941 года.
Награждён орденом Ленина.

64.Литвинов  Фёдор Иванович.

        Младший лейтенант Ф. И. Литвинов и его ведомый, будучи замыкающими в группе немедленно развернулись и пушечным огнем отбили атаку истребителей. Тогда фашисты навалились на пару Литвинова. Одному «мессершмитту» удалось зайти в хвост его самолета и открыть по нему огонь. Федор Литвинов не растерялся: убрал газ и взял ручку управления на себя — скорость его машины сразу уменьшилась. Немецкий летчик, не ожидавший такого маневра, проскочил вперед, оказавшись ниже штурмовика. Самолет с черными крестами был совсем рядом, но стрелять по нему было невозможно, так как пушки на штурмовике установлены неподвижно. Надо было направить нос самолета на врага, а это значит — ударить по нему винтом. Советский летчик так и поступил. Он прибавил газ мотору и опустил нос своего «ила» с вращающимся стальным винтом на хвост «мессершмитта». Обломки посыпались на головы фашистов. После этого истребители противника уже не решались больше атаковать штурмовиков.
Самолет Литвинова после тарана получил незначительные повреждения. Летчик вернулся на свой аэродром и благополучно произвел посадку. Вскоре его наградили орденом Отечественной войны I степени.
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

 65. Литаврин Серге;й Гаври;лович
(14 декабря 1921 года — 4 февраля 1957 года) — лётчик-ас, участникобороны Ленинграда, Герой Советского Союза, полковник.
       Родился в селе Двуречки в семье крестьянина. В 1928 году, после того как отец стал работать на липецких железных рудниках, семья переехала в Липецк. Литаврин окончил восемь классов средней школы № 5 и в 1939 году поступил в Воронежский радиотехникум. Однако почти сразу возвратился в Липецк и стал учиться в аэроклубе. В том же 1939 году был зачислен курсантом Борисоглебской военной авиационной школы пилотов. По окончании её в 1940 году служил командиром авиазвена в Пскове.
С первых дней Великой Отечественной войны он участвовал в боях на Ленинградском фронте. За время войны Литаврин совершил 462 боевых вылета. В 90 воздушных боях лично сбил 19 самолётов и 2 аэростата наблюдения противника и ещё 5 самолетов противника в групповых боях.
28 января 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию.
3 февраля 1957 года полковник Литаврин трагически погиб в авиакатастрофе. Похоронен 7 февраля в Липецке на Преображенском кладбище.
Награды[править | править вики-текст]
• Орден Ленина (дважды)
• Герой Советского Союза — Медаль «Золотая Звезда»
• Орден Красного Знамени (дважды)
• Орден Александра Невского
• Орден Красной Звезды
• многочисленные медали

66.ЛИТВИНЕНКО Трофим Афанасьевич

На втором месяце войны во время штурмовки вражеского аэродрома летчик Литвиненко был ранен в лицо и ногу. Кое-как он довел подбитый самолет до своей территории. Через шестнадцать месяцев летчик вышел из госпиталя инвалидом — не сгибалась нога. Его хотели демобилизовать. Литвиненко обратился к командующему Военно-Воздушных Сил Советской Армии с просьбой оставить его в авиации. «Негодный к лётной службе» майор Литвиненко продолжал воевать и сбил восемнадцать вражеских самолетов.
2 ноября 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Ушел в отставку Литвиненко только после войны.
Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970
 
67. Лихолетов Петр Яковлевич

     Родился в 1917 году в городе Харцызске (Донецкая область, Украина). Учился в Докучаевской средней школе, фабрично-заводском училище. Работал на доломитном руднике.
В Советской Армии с 1937 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков в 1940 году. Служил в Ленинградском военном округе. На фронтах Великой Отечественной войны: Северном, Ленинградском - с 1941 года. Совершил 366 боевых вылетов, провел 72 воздушных боя. Сбил лично 25 машин противника и 5 в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года командиру эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка 275-й истребительной авиационной дивизии капитану Лихолетову П. Я. присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Ленинграда". Умер 13 июля 1945 года. Похоронен в Ленинграде.

68.Лукьянов Александр Михайлович

         4 июля летчики фронта совершили три воздушных тарана. Вот как это произошло.
Командир звена 159-го истребительного авиаполка младший лейтенант А. М. Лукьянов с ведомым младшим лейтенантом И. Ф. Рощупкиным несли боевое дежурство в готовности номер один, когда вдруг послышался гул чужих моторов. С командного пункта взвилась ракета. Истребители пошли на взлет. Менее опытный летчик Иван Рощупкин несколько замешкался и вскоре потерял командира из виду. Лукьянову одному пришлось вступить в бой с тремя фашистскими самолетами. Несколькими пулеметными очередями советский летчик повредил две машины, и они отвернули на запад. А третий Ме-110 упорно продолжал полет. Лукьянов устремился за ним. Фашист хитрил, прятался за облака, разворачивался в сторону солнца. На высоте 3000 м Лукьянов настиг врага и открыл огонь из всех пулеметов. Очередь прошла слева, задев только плоскость. "Мессершмитт" перешел в крутое пикирование, пытаясь оторваться от советского истребителя. Лукьянов не отставал. Но когда фашистский самолет был уже рядом и его можно было поразить наверняка, пулеметы советского истребителя вдруг замолкли. Лукьянов пошел на таран. Немецкий самолет с обрубленным хвостом врезался в землю. На "миге" после удара мотор работал с перебоями. Возникла сильная вибрация. Рули управления почти не действовали. Долететь до своего аэродрома было невозможно. Увидев в лесу поляну, Александр Лукьянов произвел на нее вынужденную посадку с убранным шасси.
69. Львов Семен Иванович
      Родился 16 февраля 1917 года в деревне Ягунино, ныне Одинцовского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем Октябрьского трамвайного депо Москвы. С 1935 года в Военно - Морском Флоте. В 1937 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков. Получил назначение на Тихоокеанский флот. Летом 1938 года участвовал в боевых действиях на озере Хасан. В 1939 году переведён на Балтийский флот, где принял участие в боях с финнами.
       На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Активный участник обороны и прорыва блокады Ленинграда.
К февралю 1943 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада ВВС Балтийского флота ) Гвардии Капитан С. И. Львов совершил 280 боевых вылетов, в 98 воздушных боях сбил лично 6 и в группе с товарищами 22 самолёта противника. 24 Июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего уничтожил 7 вражеских самолётов лично и - 22 в составе группы. Войну закончил в Главной инспекции ВВС ВМФ. Участник Советско - Японской войны 1945 года.

После войны продолжил службу в морской авиации. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, находился на преподавательской работе в Военно - Политической академии.
       С 1963 года гвардии полковник С. И. Львов - в запасе.
Последние годы жил в Москве, работал старшим преподавателем Университета дружбы народов, старшим научным сотрудником Института информации.
Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

70.МАКЕРОВ  Леонид Николаевич

      Родился 5.6.1922 в дер. Комлево ныне Лебяжского района Кировской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943. Окончил 8 классов и аэроклуб. В Советской Армии с 1940. Окончил Ворошиловградскую авиационную школу пилотов в 1941.
      В действующей армии с августа 1942. Помощник командира 943-го штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) капитан Макеров к январю 1945 совершил 133 боевых вылета на штурмовку укреплений, аэродромов, скоплений войск противника. Уничтожил 58 танков, 164 орудия,, 17 ДЗОТов и около 50 самолётов на земле. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.4.45.
После войны майор Макеров - в запасе. Жил в г. Кустанай Казахской ССР. Работал в аэроклубе. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 5.10.1954.

71.Мазуренко Алексей Ефимович

       Алексей Ефимович Мазуренко родился  20 июня 1917 году в деревне Ленинка Устиновского района Кировоградской области. По национальности украинец. Член КПСС с 1942 года.
До призыва в ряды Советской Армии работал шахтером. Учился в планерной школе, а затем в аэроклубе. В 1938 году был призван на военную службу и направлен в Ейскую летную школу.
За годы Великой Отечественной войны прошел путь от рядового летчика до командира полка. Был старшим лётчиком-инструктором штурмовой авиации на СФ и ЧФ, командовал полком ВВС КБФ Многие тысячи километров налетал он на своем "ильюшине" над морскими просторами, над немецкими укреплениями под Ленинградом, над Прибалтикой. Всего за время войны отважный летчик совершил около 300 успешных боевых вылетов. На его личном счету много потопленных вражеских судов (потопил лично 8 кораблей и 22 в группе), а также большое количество боевой техники, уничтоженной на суше.
23 октября 1942 года А. Е. Мазуренко было присвоено звание Героя Советского Союза. 5 ноября 1944 года он удостоен второй медали "Золотая Звезда". Награжден также многими орденами и медалями.
После Великой Отечественной войны генерал-майор авиации (1962) А. Е. Мазуренко многие годы продолжал службу на командных должностях в морской авиации, работал центральном аппарате и вузах ВМФ.. С 1972 года находится в запасе, живет и работает в Ленинграде.

72.Манкевич Владимир Михайлович

        Родился 10 апреля 1918 года в гор. Смоленск, в семье рабочего. Окончил 10 классов в средней школе ; 7, работал шофером в автопарке. Окончил аэроклуб. В 1938 году призван в Красную Армию, в 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, в 1941 году - Конотопскую военную школу, работал в ней летчиком - инструктором. С началом Великой Отечественной войны готовил кадры для фронта.
С мая 1943 года последовательно сражается  на Центральном, Белорусском, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. С Мая 1943 по Июль 1944 года эскадрилья В. М. Манкевича cовершила 1045 боевых вылетов, уничтожила 52 вражеских самолета. К Февралю 1945 года штурман 163-го истребительного авиаполка ( 336-я истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт ) Майор В. М. Манкевич совершил 182 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 17 самолетов противника.
Ко Дню Победы Владимир Манкевич имел на своем счету 320 успешных боевых вылетов, 65 проведенных воздушных боев, 23 лично уничтоженных самолета и 5 - в группе с товарищами ( по другим источникам - 17 лично и 6 в группе ). 18 августа 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Владимир Михайлович продолжил службу в ВВС. С 1959 года Подполковник В. М. Манкевич - в запасе. В настоящее время живет и работает в Харькове.
       За период службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени(четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

73.Манохин Александр Николаевич

      Родился 8 июля 1920 г. в п. Хоботец-Васильевский Тамбовской области (Россия). После окончания московской школы-семилетки ; 154 работал слесарем на одном из заводов Москвы, одновременно учился в аэроклубе.
В армию призван в 1939 г.В 1940 г. окончил военную школу летчиков им. В. П. Чкалова в г. Борисоглебске.
С июля 1941 г. на фронте. С сентября 1941 года и до прорыва блокады Александр Манохин воевал на Ленинградском фронте. Защищая небо Ленинграда. На немецких аэродромах вокруг Ленинграда находилось большое количество самолетов и боеприпасов. Командование Ленинградского фронта приняло решение нанести удар по вражеским аэродромам. Из лучших летчиков было создано несколько групп для выполнения этого задания. В одну из таких групп зачислили и Александра Манохина.
В январе 1942 г. одержал первую победу в воздухе. Впоследствии был капитаном, командовал эскадрильей 15-го гвардейского ИАП на Ленинградском фронте (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия).
     В 15-м гвардейском штурмовом авиационном полку прошел путь от пилота до помощника командира полка.
К июлю 1944 г. выполнил 219 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных станций, складов с боеприпасами и горючим, танков, автомашин, скоплений живой силы врага. В воздушных боях сбил 3 и в группе 8 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза А. Н. Манохину присвоено 19 августа 1944 г.
До конца войны совершил еще 61 вылет, уничтожил на земле 60 танков и 10 самолетов. После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 окончил Военно-воздушную академию.
В 1957 г. демобилизован по болезни в запас. Проживает в Калинине. Много лет работал в холодильной промышленности.

73.Мартыщенко. Михаил Григорьевич

           Коммунистом был ж летчик 5-го авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота старший лейтенант М. Г. Мартыщенко. Вместе с Солдатовым и Максимовым он 24 июля вылетел на перехват вражеских самолетов. Эта спаянная, хорошо слетанная тройка одержала уже немало побед в воздухе, неоднократно штурмовала аэродромы и войска противника.
Набрав высоту, Мартыщенко внимательно осмотрелся. Облачность и густая дымка затрудняли наблюдение. Наконец высоко в небе, в голубой дымке он заметил бомбардировщик Ю-88. Дружное звено пошло на сближение. Солдатов ударил в хвост «юнкерсу», Максимов — слова, Мартыщенко — справа. Под перекрестным огнем бомбардировщик задымил и начал быстро снижаться.
В это время Мартыщенко выше себя заметил второго «юнкерса», а Солдатов — третьего. Балтийцы рассредоточились, чтобы не упустить ни одного вражеского самолета. Догнав воздушного противника, Мартыщенко открыл по нему огонь. Фашисты яростно отстреливались, но советский летчик меткими очередями заставил замолчать сначала стрелка, а в следующей атаке и штурмана. «Юнкерс» со снижением стал уходить под защиту своих зениток. Балтиец преследовал его и продолжал бить из всех пулеметов.
Бой проходил над самой линией фронта, тысячи глаз с обеих сторон наблюдали за этим поединком. С земли открыли огонь вражеские зенитки — осколком снаряда повредило советский самолет. Перестали стрелять пулеметы: кончились боеприпасы. В довершение Мартыщенко заметил, что бензиновые баки почти пусты. Надо было выбирать: или прекратить преследование и дать врагу уйти, или уничтожить его с риском для собственной жизни. Коммунист Мартыщенко выбрал второе.
          Не колеблясь, он нацелил свою машину на хвостовое оперение вражеского бомбардировщика. Оставалось всего несколько метров до цели, как вдруг мощный поток воздуха от двигателей «юнкерса» отбросил советский истребитель на несколько метров в сторону. Балтиец повторил атаку, но и она не удалась: фашистский самолет резким клевком вниз уклонился от удара.
Неудача не обескуражила ленинградского летчика, а только придала ему еще большую решимость добиться победы. Поднявшись на 150 м выше «юнкерса», он спикировал и ударил своим самолетом по чужому хвосту, задев частично и фюзеляж. От удара Ю-88 взорвался. В кабину Мартыщенко хлынули потоки бензина из лопнувших баков бомбардировщика кипящая вода, дым. Взрывной волной советский истребитель подбросило вверх, и он, потеряв скорость, в штопоре закувыркался к земле. Ниже падали горящими факелами обломки разбитого немецкого самолета.
В первое мгновение Мартыщенко не понял, что происходит. Но определив, что самолет, вращаясь, падает, вывел его из штопора и, планируя, потянул на свою территорию. Мотор не работал. При взрыве обломок вражеской машины ударил по левой плоскости и стабилизатору, поэтому истребитель сильно трясло. Старший лейтенант уже отстегнул привязные ремни и приготовился прыгать, но, вспомнив, что под ним территория, занятая врагом, изменил решение. Стирая свободной рукой кровь с лица, мешавшую видеть землю, он пересек линию фронта и благополучно произвел посадку.
      За этот подвиг Михаила Гавриловича Мартыщенко наградили орденом Ленина.

http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

74.Масич Виктор Григорьевич

       Родился 15 июля 1917 года в Хабаровске. Его отец, Григорий Саввович, грузчик Хабаровской пристани, принимал активное участие в партизанском движении на Дальнем Востоке. После окончания 10 классов, работал шофёром. В 1935 году, по путевке ЦК ВЛКСМ, был направлен в Качинское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1938 году. Служил в строевых частях ВВС.
      В составе 68-го истребительного авиационного полка ВВС 13-й армии участвовал в советско - финской войны. Совершил 53 боевых вылета, в воздушных боях уничтожил 4 вражеских самолёта.
За бесстрашие, отвагу и мужество проявленные в боях, 7 апреля 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С сентября 1941 года по май 1942 года был заместителем командира эскадрильи 68-го истребительного авиационного полка ( Западный фронт ). В воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолётов, один из них - тараном.
В 1943 году окончил Военно - Воздушную академию ( в Монино ). Жил в Москве.
       В августе 1943 года перешёл на лётно - испытательскую работу в ГК НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях нескольких типов самолётов, в том числе иностранных. Например, провёл испытания Р-39 "Аэрокобра" на нормальный и перевёрнутый штопор, испытания Р-40 "Киттихаук" на пикирование. Участвовал в испытаниях самолётов FW-190D-9, Ме-262, Р-63 "Кингкобра", Ла-9, МиГ-9. Был большим мастером испытаний самолётов на критических режимах. Человек редкой скромности и большого мужества, он был одним из зачинателей лётных испытаний самолётов на прочность.
Долгое время Масич работал над доводкой самолёта Ла-7УТИ по новой методике разработанной П. С. Лешаковым. В одном из полётов, при достижении машиной предельного режима, разрушилось сразу 2 узла подвески руля высоты. Только благодаря мужеству и высокому лётному мастерству Масича полёт завершился благополучно. Вскрытые недостатки Ла-7УТИ были изучены и устранены, что позволило предотвратить возможные катастрофы в лётных училищах и строевых частях.
3 августа 1947 года в составе девятки Ла-9РД участвовал в авиационном параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного Флота СССР.
19 августа 1947 года капитан В. Г. Масич погиб в испытательном полёте на модифицированном истребителе МиГ-9 с двигателем РД-10Ф.
Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
        Похоронен на станции Чкаловская ( в черте города Щёлково ) Московской области.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/masich.html

75.Матвеев  Владимир Иванович

           8 июля капитаны Матвеев и Шолохов районе Малютино встретили семь фашистских истребителей Хе-113. Коммунист Матвеев родился и вырос в Ленинграде, он был преисполнен решимости любой ценой не допустить врага к родному городу. В первом бою Матвеев израсходовал весь боекомплект и, видя, что враг уходит, на преследовании концом плоскости своего самолета снес хвостовое оперение «хейнкелю», который сразу перешел в беспорядочное падение. Советский летчик произвел посадку на своей территории.
         22 июля 1941 г. капитану Матвееву Владимиру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре Матвеева назначили командиром 158-го истребительного [28] авиаполка. Бесстрашный летчик, умелый командир, он неоднократно водил лётчиков в бой, уча и воспитывая их личным примером. Последний его боевой вылет был 1 января 1942 г. на прикрытие Дороги жизни. В неравном воздушном бою Владимир Иванович погиб.

 76.  Мациевич Василий Антонович

       Родился 13 апреля 1913 года в селе Песчаный Брод, ныне Добровеличковского района Кировоградской области, в семье рабочего. Окончил 2 курса Ленинградского морского техникума. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Оренбургскую военную авиациоенную школу лётчиков, год спустя - курсы усовершенствования командного состава.
Участвовал в походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красного Знамени.
С июня 1941 года старший лейтенант В. А. Мациевич в действующей армии. Осенью 1941 года участвовал в перехвате немецких самолётов во время ночных налётов на Ленинград.
К июню 1942 года командир эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ) капитан В. А.Мациевич совершил 196 боевых вылетов (138 днём и 58 ночью ), в 44 воздушных боях сбил 5 самолётов противника, ещё 13 самолётов вместе с товарищами уничтожил на земле. Лётчики его эскадрильи выполнили 1192 боевых вылета, провели 147 воздушных боёв, сбили лично 16 и в составе группы 6 самолётов противника.
      14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил 215 боевых вылетов, проведя около 50 воздушных боёв, сбил 5 самолётов противника лично и 2 в составе группы.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1964 года Гвардии полковник В. А. Мациевич - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Умер 10 сентября 1981 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

77.Мейлус Иван Игнатьевич

      Мейлус Иван Игнатьевич родился 15 августа 1913 года на руднике Рудченково (ныне находится в черте города Донецк) в семье рабочего. Отец до и после революции работал на том же руднике машинистом водокачки, мать была домохозяйкой.
     Иван Мейлус окончил 7 классов. Затем поступил в горнопромышленное училище рудника Рудченково Рудченковского района Сталинской области по специальности электрослecapь. После окончания училища, в 1930 году и до призыва в армию, работал шофером в гаражах коксохимзавода, а позднее - в управлении новыми шахтами.
     2 октября 1935 года Иван Мейлус был призван Рудченковским РВК Сталинской области для прохождения действительной военной службы и направлен в город Бобруйск (Белоруссия) в бронетанковые войска. В декабре этого же года красноармеец Мейлус был переведен в город Минск в 45 авиационный отряд, где и проходил службу. В 1937 году, после окончания срока службы остался сверхсрочником и работал до апреля 1940 года в отдельном звене связи при 100-й пехотной дивизии БОВО авиамехаником.
       В апреле 1940 года Иван Мейлус получил направление в Пуховическую военно-авиационную школу нилотов ЗапОВО (Белоруссия) В декабре этого же года школа перебазировалась в город Поставы (Литва). После выпуска, в феврале 1941 года курсанту Мейлусу было присвоено звание "старшина", и он был направлен в 97 сбап ЗанОВО (город Бобруйск) пилотом.
      С 25 июня 1941 года старшина Мейлус в составе 97 сбапа (Брянский фронт) принимал активное участие в уничтожении гитлеровских войск. Уже на третий день воины летчики полка наносили бомбовые удары по наступающим соединениям 2-й танковой группы.
Танкистов Гудериана настойчиво бомбили экипажи 97 сбап. С 1 по 28 сентября они совершили 562 боевых вылета, в основном уничтожая противника в районе Стародуб, Почеп, Глухов. 10 сентября 1941 года cтаршина Мейлус выполнял боевое задание ведомым в группе пяти Су-2. Перед группой была поставлена задача бомбардировать артиллерийские позиции противника в районе Почеп. По цели был нанесен эффективный удар и подавлен огонь артиллерийской батареи из четырех орудий. При отходе от цели старшина Мейлус подавлял огонь точек зенитной артиллерии. При возвращении с боевого задания, он обнаружил аэродром противника, на котором находилось до двадцати самолетов Hs-126. Сделав три захода по аэродрому, старшина Мейлус поджег три из них, израсходовав при этом весь боекомплект. Результат своего удара он сфотографировал и привез в часть снимок полевого аэродрома противника, куда после была выслана группа Су-2, с задачей нанести удар по аэродрому. В результате налета на земле было уничтожено девять самолетов Hs-126.
Приказом "2/6 от 7 ноября 1941 года старшина Мейлус был награжден орденом "Красного Знамени".
       Зима 1941 - 1942 годов выдалась невероятно снежной и холодной, поэтому активность боевых действий была невысокой. Полеты, в основном, совершались наиболее опытными экипажами. Так, 25 декабря 1941 года Иван Мейлус летал ведущим звена в группе девяти Су-2 на выполнение боевого задания с задачей нанести бомбовый удар но автоколонне противника на дороге Мажарово-Змеевка. Группа обнаружила цель и сделала три захода по автоколонне, в результате чего было уничтожено 10 автомашин с войсками и штабной автобус. За отличное выполнение боевого задания старшине Мейлусу командующий ВВС 3-й армии объявил благодарность с вручением именных часов.
Весной 1942 года боевые действия активизировались, и сражавшийся к тому времени на Брянском фронте 97-й сбан потерял в мае во время бомбежки на аэродроме Ельца почти все Су-2. Оставшимися машинами и личным составом усилили 209-й ббап. Этой части вместе с другими полками ВВС фронта пришлось в неимоверно трудных условиях отбивать начавшееся 28 июня немецкое наступление, многие полки несли тяжелые потери, но 209 ббап сохранил боеспособность
       28 августа 1942 года старшине Мейлусу присвоено звание "младший лейтенант", за время службы в 97 сбапе и 209 ббапе им произведено 93 боевых вылета, при которых уничтожено 9 танков, 106 автомашин, 44 повозки, 20 орудий, 20 минометов, 2 цистерны, 3 склада, 4 железнодорожных вагона, 6 точек зенитной артиллерии, 3 дзота и до 900 солдат и офицеров противника.
12 сентября 1942 года 209 ббап был расформирован и младший лешепант Мейлус переведен в 44 окраэ, которая с 1 ноября 1942 года приступила к ведению боевых действий на Калининском фронте 22 ноября 1942 юда младшему лейтенанту Мейлусу на Калининском фронте присвоено звание "лейтенант", а 5 апреля 1943 года на Волховском фронте - "старший лейтенант".
       Весной 1943 юда в связи с отсутствием новых Су-2 командование ВВС приступило к формированию корректировочных эскадрилий на самолетах Ил-2, потому старший лейтенант Мейлус был направлен в 3 шаэ 16 оутаи для переучивания по сокращенной программе, которую закончил на "отлично". За время переучивания на самолетах УИл-2 и Ил-2 совершил 23 вылета с общим налетом 6 часов 11 минут. Командир 16 оутап подполковник Вевер в летной характеристике на старшего лейтенанта Мейлуса от 24 мая 1943 года указывал:               "Старший лейтенант Мейлус может быть использован в боевом авиационном полку на самолете Ил-2. И может быть допущен к вывозке летного состава на самолете УИл-2 в качестве инструктора со второй кабины".
15 марта 1943 года старший лейтенант Мейлус летал на выполнение боевого задания корректировать огонь артиллерии по артбатареям противника в районе населенного пункта Мга. Его прикрывали два Як-1. Противник выслал четыре FW-190 с задачей - сбить самолет-корректировщик. Старший лейтенант Мейлус вместе с истребителями прикрытия вступил в бой, при этом не переставая корректировать огонь нашей артиллерии, в результате чего была подавлена четырехорудийная батарея противника. В воздушном бою в группе было сбито три FW-190. Четвертый истребитель покинул поле боя. Приказом командующего артиллерией Волховского фронта от 15 марта 1943 года лейтенант Мейлус И.И. награжден орденом "Отечественной войны" 2-й степени за отличную корректировку автогня.
В ноябре 1943 года старший лейтенант Мейлус был переведен в 958 шан и принял участие в боевых действиях на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. За период с 22 июня 1941 года по 27 ноября 1943 года он произвел 123 успешных боевых вылета, при этом уничтожил 9 танков, 107 автомашин, 110 повозок с лошадьми, 22 орудия, 1 мост, 4 железнодорожных вагона, 22 миномета, 5 дзотов, 5 автоцистерн с горючим, 3 самолета на аэродромах, 3 склада с боеприпасами, 1 артбатарея противника, до 1219 человек живой силы противника и сфотографировал 7 маршрутов укрептерритории врага.
      1944 год принес резкое повышение активности боевых действий Старший лейтенант Мейлус, будучи заместителем командира авиаэскадрильи, неоднократно летал на выполнение боевых заданий. Участвуя в боях за Новгород, он водил в бой группы от 2 до 6 самолетов.
2 февраля 1944 года Иван Мейлус возглавил группу из четырех Ил-2, имевших задание уничтожить отходящие войска противника по дорогам Вдицко - Огорели - Язвинка. Снизившись до бреющего полета, группа штурмовала войска противника, уничтожив до 45 солдат и офицеров, 5 автомашин, подавила огонь 5 огневых точек
9 февраля он водил в бой группу из четырех Ил-2 с задачей: нанести шгурмовой и бомбардировочный удары по артпозициям в районе 1 км восточнее населенного пункта Пески. Район цели был сильно насыщен зенитными средствами противника. Применяя противозенитный маневр, группа задание выполнила отлично, уничтожив до 25 солдат и офицеров, подавив огонь четырех орудий полевой артиллерии, и создав два очага пожара, сопровождавшихся взрывами.
        В представлении от 20 февраля 1944 года на орден "Красного Знамени" на заместителя командира авиаэскадрильи старшего лейтенанта Мейлуса командир 958 шап майор Ярошенко писал: "На фронте Отечественной войны совершил 136 успешных боевых вылетов. После последней награды совершил 28 боевых вылетов, из них на самолете Ил-2 - 21 вылет ".
Однако 15 марта старший лейтенант Мейлус был награжден только орденом "Отечественной Войны" 1 степени.
         В аттестационном листе на присвоение очередного звания "капитан" от 13 июня 1944 года командир 958 шап майор Ярошенко указывал: "Участвуя на фронте Отечественной войны на самолетах У-2, Р-5, Су-2, совершил 127 боевых вылетов, на самолете Ил-2 совершил 33 боевых вылета. За отличные органиваторские способности и отличную штурманскую подготовку, приказом по 14 ВА назначен на должность штурмана полка в мае месяце 1944 года.
Летает на самолетах: У-2, Р-5, Су-2, Ил-2. Общий налет на всех типах самолетов 800 часов, из них боевой налет 160 час.
Налет на самолете Ил-2 100 часов, боевой налет на Пл-2 39 часов". И уже 20 июля ему присваивают это очередное звание
3 августа 1944 года на выполнение боевых заданий два раза водил группы по четыре Ил-2 с задачей: подавить артминометные батареи противника и уничтожить живую силу в опорном пункте Лаура. Преодолевая зону зенитного огня, группа вышла на цель, и метко сброшенными бомбами уничтожила 2 орудия полевой артиллерии, 3 миномета, до 20 солдат и офицером противника и подавила огонь батареи зенитной артиллерии. Создано 2 очага пожара, сопровождавшихся взрывами.
         10 августа старший лейтенант Мейлус дважды вылетал для подавления артиллерийских позиций и уничтожения живой силы противника в районе Стуколова. Группой задание было выполнено отлично, при этом уничтожено: 3 орудия полевой артиллерии, до 20 солдат и офицеров противника, подавлен огонь 1 батареи полевой артиллерии, 3 точек зенитных пулеметов, создано 3 очага пожара.
        17 августа 1944 года выполнял боевое задание ведущим четырех Ил-2 по уничтожению живой силы противника и подавлению артминометных батареи в районе Разина. Группа боевое задание выполнила отлично, при этом уничтожив 20 солдат противника, 1 орудие полевой артиллерии, подавлен огонь 3 точек зенитной артиллерии и 4 миномета. При возвращении с боевого задания капитан Мейлус заметил группу из двенадцати Ju-87, возвращавшуюся с боевого задания под прикрытием десяти FW-190. Приняв решение атаковать, он подал команду своим ведомым. Смело врезавшись в строй самолетов противника, Илы нарушили их боевой порядок, заставив в панике броситься в разные стороны. В завязавшемся воздушном бою в группе было сбито два Ju-87, которые горящими упали на землю в районе 3 км юго-западнее Разина. Группа в полном составе вернулась на свой аэродром.
          Горя желанием приблизить час победы над врагом и освободить из фашистского ига советский народ, капитан Мейлус в боях за города Псков и Остров лично водил группы по два раза в день. Летным составом в Псковско-Островскую операцию было совершено 230 успешных боевых вылетов. Из них капитан Мейлус, лично совершил на самолете Ил-2 24 боевых вылета на штурмовку и бомбардирование огневых средств, техники и живой силы противника на переднем крае его обороны, за что командиром 958 шапа майором Ярошенко 24 августа 1944 года представлен к награждению орденом "Красного Знамени" и 20 сентября он получил эту награду.
          В 1944 году капитану Мейлусу неоднократно объявлялись благодарности за участие в боевых действиях, которые закончились для 958 шапа 26 ноября 1944 года. В дальнейшем прошел переучивание на самолет Ил-10.
В боевой характеристике па штурмана 958 шап капитана  Мейлуса И.И. от 30 декабря 1944 года командир 958 шап подполковник Ярошенко писал. "Участвуя в Отечественной войне, на самолете Ил-2 совершил 57 боевых вылетов, на Су-2 132 вылета с общим боевым налетом 202 часа. Летает на самолетах: ПС-2, Ут-2, Р-5, СБ, Су-2, Ил-2. Общий налет на всех типах самолетов 1230 часов, из них налет на Ил-2 115 часов, боевой налет на Ил-2 65 часов.
          За время руководства штурманской службой в полку летным составом совершено 986 успешных боевых вылетов, без единого случая потери ориентировки групп, а также сдельных экипажей, невыхода на цель и бомбометания по своим войскам".
В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза указывалось:         "На Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах на самолете Ил-2 совершил 57 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы, огневых средств и техники противника на переднем крае его обороны. В бою умеет сочетать мужество и героизм с высоким летным мастерством, благодаря чему наносит вред и большие уроны в живой силе и технике противника. За совершенные 189 боевых вылетов не имел ни одной боевой или не боевой потери матчасти.
За совершенные 189 боевых вылетов капитан Мейлус лично уничтожил 9 танков, 127 автомашин, 114 повозок с грузом, 38 орудий полевой артиллерии, 500 солдат и офицеров противника. В групповом воздушном бою сбито 3 самолета противника.
За геройство и мужество, проявленные в боях за социалистическую Родину, за отличное выполнение боевых заданий командования на фронте Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое руководство летным составом полка, за высокое летное мастерство, достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда".
          23 февраля 1945 года штурману 958 шап капитану Мейлусу И.И. Указом президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

78.Митин Николай Иванович

       Для уничтожения самолета-корректировщика в районе Сольцы 16 июля вылетел заместитель командира эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота старший  лейтенант Н. И. Митин. Он уже имел немалый боевой опыт. За образцовое выполнение заданий командования во время советско-финляндского вооруженного конфликта его наградили орденом Красного Знамени. Успешно сражался он и в Отечественной войне. Только 11 июля Митин в паре с Козловым аэродроме противника сжег несколько самолетов.
     Да скоростном истребителе МиГ-3 коммунист Н. И. Митин пересек линию фронта и углубился на территорию, занятую врагом. Внизу летчик видел горящие русские селения, и в нем еще больше росла ненависть к оккупантам. И тут на фоне леса мелькнул силуэт самолета, летящего на малой высоте. Им оказался немецкий корректировщик ПЗЛ-24.
Крутым пикированием Митин зашел в хвост неприятельскому самолету и открыл огонь. Заметив огненные трассы, фашистский пилот стал, лавируя, удирать под прикрытие своих зенитных батарей. Балтиец продолжал преследовать врага. Увлекшись атакой, он не сразу заметил, как в хвост его самолета зашел немецкий истребитель. Отразив нападение, Митин продолжал преследовать корректировщика. Вот ПЗЛ-24 рядом, но пулеметы осеклись: кончились патроны. А. тут еще новое осложнение: зенитным снарядом повредило мотор на «миге». Стало ясно, что в воздухе самолет долго не продержится.
           Но Митин думал не о личном спасении, а прежде всего о том, как уничтожить врага. И он решил таранить неприятельский  самолет. Задрав нос машины, балтиец пробил облачную завесу и, выскочил рядом с фашистским самолетом, врезался в него. От сильного удара на «миге» произошел взрыв, и два самолета, одним огромны факелом прочертив расстояние, отделявшее их от земли, упали почти рядом.
           Советский летчик успел выпрыгнуть с парашютом. Его одежда, обрызганная после взрыва бензином, горела, снизу по нему строчили пулеметы.                Приземлившись, Митин бросился к лесу. За ним гнались, по нему стреляли, он отстреливался. Добежав до леса, Митин спрятался в кустах и просидел там до вечера. Ночью летчик пошел на восток. Через сорок часов блужданий он встретил колхозников, прятавшихся от фашистов. Они накормили его, поделились одеждой и указали путь к советским войскам.
        На пути к своим Митин не раз натыкал на вражеские патрули, попадал в деревни, занятые врагом. Но смелость и находчивость спасали его. На третьи сутки летчику удалось перейти линию фронта.
За самоотверженные действия в бою старшего лейтенанта Николая Ивановича Митина наградили орденом Ленина. Защищая Ленинград, он сбил четыре вражеских самолета, но в январе 1943 г. летчик Митин погиб в воздушном бою.
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

79.Мироненко Александр Алексеевич

      Родился в 1918 году в с.Яхники, Лохвицкого района, Полтавской области (Украина).
В ВМФ с 1937 года. По комсомольскому набору поступил в Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. По окончании училища был оставлен в нем инструктором. С 1940 года служил летчиком в 5-ом истребительном авиаполку КБФ.
С середины июня 1941 года А.А.Мироненко, сражаясь с гитлеровцами, совершал по 7-8 боевых вылетов в день на защиту города Таллина. Осенью 1941 года прикрывал корабли, сопровождал самолеты, эвакуировавшие детей из Блокадного Ленинграда.
Зимой 1941-1942 года защищал "Дорогу Жизни". 1 января 1942 года А.А.Мироненко в группе 6 самолетов вел бой с 18 самолетами противника, которые пытались штурмовать движущуюся к Ленинграду автоколонну с продовольствием. Самолеты врага не были допущены к трассе, 2 из них были сбиты.
         В марте 1942 Мироненко был назначен командиром звена, в августе того же года - командиром 1-й эскадрильи 11-го истребительного полка, в январе 1943 года - командиром 12 КОЭА, затем командиром 13-го истребительного Краснознаменного авиаполка, который в июле 1944 года был преобразован в 14-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк. Полк под командованием Александра Алексеевича Мироненко принимал участие в освобождении Ленинградской области и советской Прибалтики, отличился в боях за Мемель (Клайпеду), за что полку было присвоено наименование "Клайпедский". Летчики во главе с командиром участвовали в боях за освобождение Кенигсберга (Калининград), Пиллау(Балтийск) , Любаву (Лиепаю).
            За образцовое выполнение заданий командования Клайпедский полк был награжден вторым Орденом Красного Знамении Орденом Ушакова II-й степени.
За период военных действий А.А.Мироненко совершил 700 боевых вылетов, им сбито 16 самолетов противника лично и 5 в групповых воздушных боях. Он был награжден тремя Орденами Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, Орденом Ушакова II-й степени, Орден Отечественной войны 1 степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии майору А.А.Мироненко присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1948 году А.А.Мироненко окончил ВМА. Ему присвоено звание "Заслуженный военный летчик СССР ". Кандидат военно-морских наук. В 1982 году генерал-полковник авиации А.А.Мироненко уволен в запас.
Умер 17 июля 1999 года.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/miron.html

80.Миронов Сергей Иванович

       Родился 12 июля 1914 года в Житомире (Украина). Окончил 6 классов неполной средней школы и Фабрично - заводское училище. Работал на заводе "Ленинская кузница" в Киеве. В Красной Армии с 1933 года, год спустя окончил Харьковскую военную школу лётчиков. С 1938 года служил заместителем командира эскадрильи в истребительном авиационном полку под Ленинградом.
       Участник советско - финской войны 1939 - 1940 годов. Летая на истребителе И-153, командир звена 68-го истребительного авиаполка старший лейтенант С. И. Миронов к январю 1940 года совершил 37 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника.
7 апреля 1940 года за мужество и отвагу, проявленное в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре он поступил на учебу в Военно - Воздушную Академию.
     С началом Великой Отечественной войны Сергей Иванович был назначен командиром эскадрильи одного из авиаполков, сражавшегося под Ленинградом. Вскоре он принял командование 153-м истребительным авиаполком.
153-й авиаполк, с которым майор Миронов сражался на Воронежском фронте, состоял из опытных, обстрелянных бойцов. Все они участвовали в обороне Ленинграда, их подвиги были отмечены правительственными наградами. Слава о мироновском полке гремела по всему фронту. Его лётчики дрались под Воронежем три месяца, нанося по врагу один удар сокрушительнее другого.
С осени 1942 года полковник С. И. Миронов возглавлял отдел истребительной авиации при Главном управлении боевой подготовки ВВС.
        Войну Сергей Иванович закончил уже командиром истребительной авиационной дивизии, имея на своем личном счету 18 уничтоженных самолётов противника ( с учетом боев в Финляндии ). За период боевой деятельности он совершил более 400 боевых вылетов, освоил самолёты следующих типов: И-153, И-16, Р-39 "Аэрокобра".
        После войны Сергей Иванович остался на службе в ВВС. Окончил Военную Академию Генерального штаба в 1949 году. Командовал авиационными соединениями, занимал ответственные командные посты в Министерстве Обороны СССР. Жил в Москве. Генерал - Полковник авиации С. И. Миронов был заместителем командующего ВВС по боевой подготовке, членом Военного Совета ВВС. За период службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени, медалями.
          Погиб в авиационной катастрофе 3 августа 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

81.Михалев  Владимир

       17 июля летчик 71-го истребительного авиаполка Краснознаменной Балтики В. А. Михалев, патрулируя на самолете И-153 вдоль железной дороги, обнаружил в воздухе самолет незнакомой конструкции:  моноплан с приподнятыми крыльям: двумя килями и оттопыренным шасси. Это был фашистский самолет «Хеншель-126». Михалев пошел ему наперерез. Немецкий летчик, заметив советский истребитель, успел скрыться за облаками. Через он снова появился в том же районе, снова Михалева настигла неудача.
На аэродром балтийский летчик вернулся раздосадованным. Он не мог простить себе, участнику боев в советско-финляндском вооруженном конфликте, за которые был награжден орденом Красного Знамени, что упустил врага.
— Я все-таки поймаю его, — убежденно сказал он товарищам.
Утром 18 июля Владимир Михалев снова вылетел в тот же район. «Хеншель» был уже там. Советский летчик зашел со стороны солнца и обстрелял немецкий корректировщик. Маневренный самолет противника увернулся от атаки. Балтиец зашел с другого направления — снова неудача. Так продолжалось несколько раз, пока не кончились патроны. Но советский летчик решил любой ценой добиться победы.
        Фашист пытается улизнуть в облака — старший  лейтенант преследует его, настигает и... Вот как рассказывал об этом сам летчик в газете «Ленинградская правда» от 25 июля 1941 г.: «Решаю: буду рубить винтом. Рублю хвост. Раздается глухой треск, и я чувствую, как плоскость, скрежеща, ползет и врезается в плоскость. На мои плечи падают мелкие обломки фюзеляжа. Они попадают в кабину и левую полукоробку. «Хеншель-126» в безнадежном штопоре падает на землю в районе Нарвы».
          Но и «чайка» Михалева срывается в штопор. Высота уже 150 м — прыгать поздно. Остаются считанные секунды. С огромным напряжением Михалев над самой землей выводит истребитель из вращения и пикирования. Машину сильно кренит вправо, мотор стучит. Однако летчику удается набрать высоту 400 м, дотянуть до своего аэродрома и благополучно произвести посадку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. Владимиру Александровичу Михалеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
 http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

82. Михайлов Леонид Васильевич

     Третий подвиг в этот день(A. M. Лукьянов  и Н Я. Тотмин ) совершил командир эскадрильи 10-го бап 41-й бомбардировочной авиадивизии коммунист капитан Л. В. Михайлов. Он бросил свой СБ, подожженный зенитным снарядом, на колонну вражеских танков..
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

83.Муравицкий Лука Захарович

      Родился 31 декабря 1916 года в деревне Долгое, ныне Солигорского района Минской области (Белоруссия), в семье крестьянина. Вскоре переехал в Москву. Окончил 6 классов и школу ФЗУ, работал токарем. По путёвке комсомола пошёл на строительство метрополитена, без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
      Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Свою боевую деятельность, младший лейтенант Л. З. Муравицкий начал в составе 29-го истребительного авиационного полка. Сражался на Западном фронте. Затем был переброшен на Ленинградский фронт.
      Действуя в составе 127-го авиаполка старший лейтенант Муравицкий сбил ещё 3 самолёта противника. 22 октября 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени на его боевом счету значилось 14 сбитых вражеских самолётов.
30 ноября 1941 года командир звена 127-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Л. З. Муравицкий погиб в  воздушном бою с вражескими истребителями.
       Похоронен в деревне Капитоново Всеволожского района Ленинградской области.
 
84.Мыльников Григорий Михайлович

          Родился 25 мая 1919 года в селе Егорьевка (по другим сведениям - в поселке Логиново) ныне Касторенского района Курской области в крестьянской семье. Русский.
Окончил школу ФЗУ. Работал аппаратчиком на Воронежском заводе синтетического каучука им.С. М. Кирова.
Призван в армию в 1939 г.
• Окончил Борисоглебскую военную школу летчиков (1940).
• С 21 июля 1941 года и до конца войны Мыльников воевал на Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Был пилотом, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиаполка и заместителем командира полка. Проявил высокое мастерство при выполнении особо сложных заданий на самолете-штурмовике. Разыскал в непроглядной метели и уничтожил фашистскую дальнобойную батарею, которая обстреливала улицы блокадного Питера. В другом полете обнаружил и разбомбил незамеченный разведкой хорошо замаскированный железнодорожный эшелон с военной техникой. Одним из первых штурмовиков затопил в открытом море немецкий транспорт.
• К сентябрю 1944 в должности командира авиационной эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (Ленинградский фронт) совершил 193 боевых вылета, нанес противнику большой урон в живой силе и технике.
• В январе 1945 на подступах к Кенигсбергу под его руководством шестерка Ил-2 с предельной точностью нанесла сокрушительные штурмовые удары по танкам и огневым точкам противника, находившимся в опасной близости от нашей пехоты.
• Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Мыльникову присвоено 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях.
• Второй медалью "Золотая Звезда" награжден 19 апреля 1945 года.
• Произвел 223 боевых вылета. За несколько дней до конца войны получил тяжелое ранение.
• Майор (1944 г.).
• С ноября 1945 по состоянию здоровья в запасе.
В 1954 году окончил Московский институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова, ныне - Российская экономическая академии им Г.В. Плеханова (Замоскворечье, Стремянный переулок, 28).
Жил и работал в Москве.

85.Мурга Кирилл Никитович

        Смелостью, мужеством, самоотверженностью политработники завоёвывали уважение сослуживцев, без которого трудно ждать и действенности слова. К слову комиссара эскадрильи 7-го Краснознамённого истребительного авиационного полка старшего политрука Кирилла Никитича Мурги прислушивались все и все восхищались его выдержкой, храбростью, находчивостью в бою. За первый месяц войны он сбил в небе Ленинграда 5 фашистских самолётов. Такой счёт тогда имели немногие лётчики.
         23 июля 1941 года он вместе с лейтенантом А. И. Никитиным сбил "Юнкерс". Не успели лётчики снять свои доспехи, а на аэродроме уже красовался боевой листок. Один из авиаторов Л. Кулякин посвятил комиссару Мурге стихи, заканчивавшиеся строкой: "Привет тебе, слава, наш лучший герой".
Одной из последних операций, в которой принимали активное участие истребители МиГ-3, стала Ржевско - Сычевская, начавшаяся 4 августа 1942 года. К тому времени советское командование сосредоточило авиацию под единым командованием - на этом участке действовали 1-я и 3-я Воздушные армии, которые включали более 60 авиаполков. Два из них были вооружены МиГ-3, и оба действовали вполне успешно. Так, в первый день наступления 519-й ИАП получил задачу прикрытия войск. Его истребители не пропустили ни одного бомбардировщика, сбили 7 и повредили 5 самолётов.
Во второй половине следующего дня майор Мурга повёл 8 МиГ-3 на прикрытие войск. Над деревней Погорелое Городище на высоте 4000 метров были обнаружены до 30 Ju-88 под прикрытием 4-х групп Ме-109. "МиГи" атаковали противника в лоб, разошлись на большой скорости с первой четвёркой немецких истребителей и прорвались к бомбардировщикам. Пытаясь уклониться от атаки, один Ju-88 столкнулся с соседним бомбардировщиком, и оба рухнули на землю. Строй ударной группы нарушился. Мурга дал команду разделиться. Одна часть его группы связала боем истребители, другая занялась "Юнкерсами". Сам Мурга не гонялся за добычей, а вёл наблюдение за ходом боя и вовремя давал команды подчинённым, которые чётко их выполняли. Огонь лётчики старались вести короткими очередями с минимальных дистанций и в результате заявили о сбитии ещё 9 Ju-88.  [ Очевидно, в тот день им попались бомбардировщики эскадры KG 3. Её документы не подтверждают потерю 11 машин 4 августа, но Ржев дорого обошёлся этому соединению. ]
      По некоторым источникам, в составе 7, 19, 122, 153, 519-го истребительных авиаполков, совершил 423 боевых вылета. В воздушных боях сбил не менее 14 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами.
 
       По некоторым источникам, в 1950-е годы генерал - майор авиации К. Н. Мурга командовал 170-й ИАД 11-й Воздушной армии Закавказского Военного округа. На её вооружении состояли истребители МиГ-17 и МиГ-17ПФ.
http://airaces.narod.ru/all11/murga.htm
далее http://proza.ru/2014/01/20/2142


Рецензии
СИТНИКОВ АНАТОЛИЙ. Да , это он! Мама ещё жива, ей 91 год, она всё помнит...

Елена Полякова 2   08.05.2015 19:18     Заявить о нарушении
Здорово! Я вот http://www.proza.ru/2012/10/01/8
Если История пилота истребителя. Началось с шутки а закончилось За Ленинград!

Поправкин   08.05.2015 21:26   Заявить о нарушении
И ещё. Вы не могли бы мне отчество сообщить. Не нашёл.

Поправкин   08.05.2015 21:31   Заявить о нарушении
Ситников Анатолий Викторович.

Елена Полякова 2   08.05.2015 21:48   Заявить о нарушении
Спасибо. Добавлю.

Поправкин   09.05.2015 21:23   Заявить о нарушении
Добавил! Спасибо!

Поправкин   11.05.2015 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.