Нэ -2. Кольцо 4. Грань 2

Грань вторая.
Концентрация.

«В сущности, вся наша жизнь случается с нами в детстве, в концентрированном виде. А потом мы только разбавляем этот концентрат дистиллированной водой времени…»
Макс Фрай.

Концентрация – еще один важный элемент для масти Чаша. Если умение использовать удовольствие в качестве силы созидания отличает Чашу от прочих мастей, то сила концентрации ранжирует представителей в самой масти. Мастер умеет значительно с большей отдачей концентрироваться, нежели Ремесленник или Подмастерье, не говоря уж о тех, кто и к концу жизни не отходит от границы, разделяющей обывателя и ремесленника.
Умение концентрации у резчика локализуется на острие резца, у художника - на волоске кисти, у инженера - на кончике карандаша, чертящего проект. Писатель оттачивает слово. Ученый – мысль. Токарь – навык. Преподаватель – искусство преподносить знание. Все представители Чаш разные, уникальны, но для успеха им необходимо одно – умение концентрироваться!
Почти каждый из нас может посетовать на то, как, порой, не хватает этой самой КОНЦЕНТРАЦИИ! Сколько дел начато и брошено! Сколько хорошего, необычного не замечаем рядом с собой! Сколько важных начинаний было похерено только из-за того, что проступило множество других, пусть не таких важных, ну оч-чень срочных дел!
Концентрация – это «мышцы» представителя Чаши, следовательно, ее можно методично и целенаправленно тренировать. Однако, нужно учесть то обстоятельство, что может не хватить сосредоточения и терпения на то, чтобы сконцентрироваться на концентрации. Вновь возникнут более неотложные дела, сиюминутные глобальные проблемы. Ситуация немного походит на заколдованный круг: чтобы сконцентрироваться, нужна концентрация, однако, чтобы ее развить, нужно сконцентрироваться на концентрации, но как это возможно, если ВООБЩЕ не умеешь концентрироваться?!
Вот тут-то и приходит на помощь «палочка-выручалочка» Чаши – удовольствие! Именно удовольствие способно приковать ваше внимание к любому явлению, к любому событию, предмету или живому существу. Удовольствие искривляет топологию восприятия и мышления таким образом, что все мысли и желания, словно горошинки, «скатываются» в воронку предмета вожделения. Трудно думать о чем-либо другом, когда источник удовольствия находится прямо перед глазами.
Когда за дело берется удовольствие, необходимость напрягать Силу Воли отпадает, мало того, что действо протекает легко, без напряжения, его хочется постоянно повторять и повторять.
Итак, наша задача – научиться получать удовольствие от концентрации. А начнем мы с концентрации на удовольствии.
Говорят, что Гаутама Будда достиг такой концентрации на удовольствии, что буквально ежесекундно испытывал состояние, подобие которого мы можем испытать лишь при оргазме. 
Испытать состояние Нирваны – дело всей жизни уважающего себя буддиста. Наша цель попроще – поставлена задача развить сингулярность масти Чаша. Текущая степень сингулярности Чаши в прямой зависимости от уровня удовольствия. Нирвана, получается, для нас не есть цель, а путь, дао.
Для Чаши Нирвана не может быть самоцелью, ибо передозировка удовольствием чревата «отравлением». Представитель Меча видит в источнике удовольствия подобие анестезии – если пьет, например, то, как правило, до состояния «рога в землю» или уходит в запой. После запоя чувство вины ли, либо другие соображения наставляют «залетного» на путь истинный – дисциплину. Чаша же, сошедшая раз, очень редко возвращается к нормальной жизни. Пусть не запой, а «легкое подшофе» становится новой нормой. Внешние источники удовольствия кажутся слишком простыми – «принял» - и все – творческий процесс пошел! НО! Организм травится, мстит похмельным синдромом, привыкает к дозировке. Для продолжения темпа творческого процесса возникает необходимость в увеличении порций, что приводит, в конце концов, к гибели. Посмотрите, сколько творческих людей травится «простыми средствами»! Художники, композиторы, писатели. Спившиеся актеры и певцы – уже обыденность!

Меня всегда восхищал опыт Стивена Кинга. Писатель «повелся» на «простое средство», но один из не многих, кто сумел вылезти и продолжать творить, причем творить не хуже а, может быть, даже и лучше, чем это было при алкодопинге творчества.

Поэтому и ведется речь о внутренних источниках удовольствия. Да, чтобы их воспитать, нужно потрудиться. Но это того стоит! Андрей Левшинов в своих книгах называет медитацию «внутренним наркотиком». Определение спорное, и в чем-то даже отпугивающее. Медитация не туманит разум, но проясняет его. Медитация не губит тело, но омолаживает его. Нет, не «наркотик». Душевное удовольствие – это Радость. К ней и будем стремиться.

Упражнение.
Капельки Радости.

Принимаем позу Алмаза. Дыхание ровное, спокойное. Погружаемся во внутренний мир ощущений (уже применяя технику погружения по плоскостям, т.к. в этом случае идет не только психологическое переключение внимания с внешнего мира на мир внутренний, как это происходило в «мастерской», но и энергетический переход восприятия. Напомню еще раз: плоскость Меча отвечает за погружение и выход из того или состояния, плоскость Чаши – фиксирует на заданном уровне, стабилизирует достигнутое энергетическое состояние, плоскость Монеты ответственна за временное перемещение, плоскость Посоха – за пространственное).
Вызываем ощущение улыбки, которое было достигнуто на прошлом занятии. Некое чувство удовольствия, жизнерадостности разливается по всему телу. Концертируем внимание на этом состоянии. И одновременно, осознанность уводим по плоскости Меча назад, словно стоим на кромке обрыва спиной к пропасти. (Обычно состояние «спиной к пропасти» воспроизводится очень четко. Но если фантазия по каким-то причинам отказывается выдавать нужный образ, то необходимо состояние испытать в реальности. Разумеется, предприняв все меры безопасности. Для этого искать пропасть не обязательно, в некоторых случаях достаточно просто встать на табуретку и закрыть глаза.)
Пропасть, как ментальный символ сингулярности, имеет свойство притягивать – чем на большую глубину уходит опасное зево, тем выше сила притяжения. Притяжение сингулярности на высоте очень четко прослеживается у любого человека. Поэтому необходимо обязательно испытать на себе этот эффективный прием ментальной магии, который нам еще не раз поможет.
Итак, вызвав ощущение улыбки, погружаемся в него по плоскости Меча, усиливая погружение приемом «спиной к пропасти». Погружение должно завершиться при состоянии, похожим на состояние дремы – когда мы еще осознаем сигналы от внешних раздражителей, но они уже начинают вписываться в картину мира внутренних ощущений, дополняя его краски и сюжет разворачивающихся событий. Так, человек, который вас в этот момент попытается разбудить может возникнуть в образе, например, Зевса и оглушать вас громоподобным призывом.
Для «точного попадания» в такое состояние нужно оставить во внешнем мире «маячок» с монотонным размеренным ритмом издающий сигнал-раздражитель. Например, это может быть длительная запись морского прибоя, щелчки метронома или же тиканье обычных часов – все, что вы сочтете приемлемым в качестве «маячка».
Концентрируемся на дыхании, прислушиваемся к «маячку». Вы слышали когда-нибудь диалог двух спорщиков, которые не умеют слушать друг друга? А слушали когда-нибудь слаженный дуэт профессиональных артистов оперного театра? Или дуэт музыкальных инструментов в руках умелых исполнителей? Видели парное искусство опытных бальных танцоров? Тогда вы поймете разницу первоначального состояния «ритм маячка – процесс дыхания» и того состояния, которое необходимо добиться.
Почувствовав, как только вдох и выдох слились с сигналами маячка в подобие слаженного ритма, мелодии, уходим по плоскости Меча осознанием, искусственно вызывая ощущение «падения назад». Делаем это аккуратно, чтобы не провалиться в сон. Как только сигналы «маячка» начинают участвовать в дремных грезах, прекращаем усиление интенсивности погружения. Внимание переводим на плоскость Чаши. Концентрация на этой плоскости стабилизирует уровень погружения. А дальнейшая работа в плоскости Чаши расслоит «белый цвет» удовольствия, подобно призме, на множество оттенков.
Научиться вновь различать оттенки радости и удовольствия – задача архиважная, которая вернет нас к способностям, которыми мы владели лишь  в детстве. Мастер Чаши – это «гурман» удовольствия, «дока» телесных и душевных переживаний.
Как только сконцентрируемся на плоскости Чаши ощущения «взорвутся» множеством оттенков, разлетятся многочисленными брызгами. Нужно уловить одну из «капелек», заострив на ней внимание, если существует необходимость, то погрузиться в нее поглубже по плоскости Меча методом «спиной к пропасти», а затем вновь расслоить на множество оттенков, усиливая напряжение внимания по плоскости Чаши.
«Капелька» ощущения вновь «взорвется» фонтаном неизведанных переживаний. Ловим новую капельку, погружаемся в ее ощущение по плоскости Меча, усиливаем экстенсивность переживаний плоскостью Чаши.
Как вы наверняка догадались – процесс познавания оттенков удовольствия бесконечен. И он не требует никаких усилий для концентраций. Если вы успешно вызвали ощущение удовольствия уже на первой стадии упражнения, то все остальные шаги будут выполняться, как правило, легко и эффективно.
Выполняя данное упражнение в первый раз можно сделать себе поблажку – «нырять» в каплю за каплей, вовлекаясь в неизведанные ощущения радости и удовольствия. Задача на первых шагах и состоит в том, чтобы осознать, что мир-то, оказывается, не так скучен и сер!!! Даже серая пыль при ближайшем рассмотрении превращается в скопление причудливых кристалликов и затейливых волокон. А обычная грязь может превратиться в фантастический мир с необычными условиями существования. Нудная и скучная работа вдруг разворачивается на бесконечное множество творческих задач. Чистый белый лист, которого так боится начинающий писатель, вдруг превращается в рельеф гордой и неприступной Антарктиды, где в каждом осколке льда уже преломляется дивными огоньками история и приключения морских капитанов и отважных первопроходцев.
Делясь с вами упражнением «Капельки Радости», знаю, что оно вам принесет не только капельку, а целый необъятный океан удовольствия и неизведанных переживаний!


Рецензии
В позе,без позы,
В хаосе дня!
"Капелька радости"-
Маяк для меня!

Интересно! Благодарю!

Татьяна Гутова   15.09.2014 18:49     Заявить о нарушении
дерзайте;)

Игорь Град   16.09.2014 00:37   Заявить о нарушении