Как я побывал у чукчей не испорченных

цивилизацией и посмотрел их быт и нравы. (Это самый Север моей большой Родины)

У меня есть шкуры бурого и черного медведя и мне очень хотелось заиметь обязательно шкуру белого медведя, хотя бы лоскуток 10 на 10 см. А где можно найти такую шкуру, только на самом севере нашей страны и вероятней всего у настоящих чукчей она есть, как я наивно полагал...

Как-то раз, на самый север к геологам летел вертолет МИ 8 на 2-3 дня, и я упросил вертолетчиков подкинуть меня на какое не будь первобытное стойбище чукчей. Раньше с вертолетчиками о таком очень просто можно было договориться за бутылку, две, три спиртного. Если надо сесть вертолету в неположенном месте, просто останавливается самопишущий барометр высоты – своеобразный черный ящик полетов, а куда полетел сам вертолет, раньше никак не фиксировалось. Это сейчас есть разного рода джипис навигаторы, а в прошлом ни чего такого и подобного не было, лети куда захочешь, но далеко не удаляясь от маршрута, так как время полета все таки фиксируется при возвращении на аэродром, а если маршрут состоит из нескольких дней, то пилот вертолета вообще вольный как птица.

Закупив почти ящик водки (основная валюта на севере, да и в других диких и не диких местах) и взяв на всякий случай по банке тушенки и сгущенки (черт его знает, что они там едят) я и, загрузился я в вертолет. Мы долго летели, а внизу расстилалась безбрежная тундра и вот мы подлетаем к стойбищу, состоящему из трех чумов-яранг и больший чум посередине. В метрах 100 от чумов (чтоб ни кто из чукчей и оленей не угодил под лопасти) вертолет быстро приземлился и так же быстро улетел, а я побрел,с тяжелой ношей позвякивая бутылками и упираясь своим взглядом в истоптанный оленями ягель.

При подходе к чумам уже окруженный местными аборигенами обнаружилась натоптанная тропинка в ягеле, длиной всего метров 30 и ведущая как я понял к большему чуму. Уже подходя к чуму, я с удивлением увидел, что с лева и справа от тропинки лежит человеческий дерматин в рулонах и листах. Я ведь какой не какой, но охотник и собачье или звериные экскременты от человеческих могу отличить. Это все меня страшно поразило, ну понятно, что в тундре не спрячешься, ну зайди ты хоть за чум, зачем же перед чумом то гадить.

Так я под своей тяжестью и озадаченный и ввалился в наибольший чум и встал в оцепенении как вкопанный, так как в нем были только полуголые до пояса женщины, принимавшие воздушные ванны и что-то там свое мастеря, ведь чукчи почти совсем не моются по другому. Я совсем растерянный попятился назад, позванивая бутылками, тут-то меня и встретил прибежавший хозяин стойбища, и пригласил в правый чум поменьше.

Пока мы ели не совсем свежую строганину и запивали ее водкой или наоборот, так я и не понял. А женщины в это время что-то парили и жарили. Хозяева почти совершенно не говорили по-русски и хорошо, что там был малец, который несколько лет учился в школе интернате и поэтому все наши разговоры мог переводить. Стол был не богатый яствами, но сытный и когда мне предложили рыбу с тухлинкой, я естественно вежливо отказался.

Почти в конце застолья, ко мне молча, подошла девушка чукчи, и как я понял, что ее мне сватали на ночь. Я, конечно же, отказался, запаивая хозяев водкой, что бы они на меня не обиделись. Ведь у нас европейцев все это принято делать украдкой как бы воруя, а здесь сами же родители предлагают это сделать, да еще в своем собственном чуме. А у нас европейцев так не принято. Понятно, что нельзя долго самим по себе скрещиваться и это чукчи на уровне звериных инстинктов понимают, но мне от этого понимания не легче становится.

Проснувшись утром с похмелья, я оказался один в чуме и начал все окружающее рассматривать и обратил внимание на то место в чуме, напомнившее мне красный угол с иконами в крестьянской избе. Укромно стоял маленький деревянный идол еще какие-то принадлежности их религиозного культа и бубен, а также среди этого висело нечто наподобие бус, но не бусы, так как в этом не было никакой симметрии. К кожаному ремешку были привязаны разноцветные камушки, всевозможные ракушки, тряпочки, деревянные завитки ерника – карликовой березы и т.п. безделушки, но все выглядело первобытно красиво. Тут в чум вошел малец переводчик, и я спросил у него, что это такое и что это означает.

ААА говорит он, это мол записная книга истории нашего стойбища. Вот видишь черный камушек, это большой мор оленей был, а это моя мать родилась и т.д.и т.п. Ведь у чукчей нет письменности, и они так записывают все, что произошло с ними. Что-то на подобии узелковой письменности или памяти.

Уже почти выходя из чума, я вспомнил о том, что лежит вдоль тропинки справа и слева и спросил у мальца, что бы это значило. Как я понял из его повествования, это тоже записная книжка наподобие узелковой письменности, но только гостевая книга от благодарных гостей. Каждый благодарный гость как бы этим говорит спасибо всем хозяевам стойбища. Вы меня накормили, напоили, спать уложили с женщиной, вот я и на клал Вам в благодарность свою кучу дерьма перед вашим чумом.

Выходит хозяин каждый раз утром из чума и видит, вон тонкое длинное, это вон тот гость был и это оставил, вон видишь от него малыш белобрысый бегает, а это толстое короткое от того-то гостя осталось, вон поцанка от него синеглазая осталась.

В общем-то, в тундре нет комнатных и других мух, только одни кровососущие насекомые и когда разберешься в тонкостях, то все становится логичным. Постоит, постоит стойбище кочевников на одном месте и переберется на новое место, вот записная книжка благодарных гостей и опять начинается с чистого листа.

Но шкуру белого медведя я у чукчей так и не приобрел, обидно, досадно да ладно, все-таки не так просто слетал и узнал много для себя нового. Но вот почему Мы Все Сами гадим перед своим домом и даже в дому, Я так и не понял - линять че ли от сюда уже все, все собираемся че ли....

Вечно ВРИО НАЧ СДП МЕДВЕДКА 
http://www.stihi.ru/avtor/vladimirsafron   


Рецензии