Встреча с филином. Золотое кольцо 192

               
 Множество птиц живет в нашей области, одни встречаются нам каждый день и поэтому примелькались и порядком надоели. К ним, конечно, относятся вездесущие вороны и галки, известные своим «промыслом» в местах скопления отходов; это и постоянно порхающие вокруг человека воробьи и воркующие голуби, всем своим видом выпрашивающие насущнее пропитание; это очень красивые (и очень нахальные) сороки. О каждом из этих видов птиц написано множество занимательных рассказов, и сколько еще будет написано – в этом можно не сомневаться!
 Но существует особый класс птиц, увидеть представителей  которых в среде их обитания удается крайне редко, и основной причиной этого является ночной образ жизни этих птиц. Вы, конечно, поняли, что речь идет о совах.
 Вообще, за скрытный образ жизни о совах сложены различные сказки и легенды, где упоминаются и горящие в ночи совиные глаза, и бесшумный полет совы,  и ее загадочный крик в ночи. Я где-то прочитал, что на Западе бытовало такое выражение, что кто не слышал ночью крика совы – у того не было детства! Действительно, это утверждение очень образно и заставляет нас мысленно возвратиться в далекое детство и увидеть теплый летний вечер, отгоревшую зарю, тропку, ведущую через поле к родному дому, а за ручьем, буквально рядом, темнеющий в сумерках лес. И вдруг в наступающей тьме из лесной чащи  слышится непонятный, и поэтому пугающий крик совы. Сильно - сильно застучит у ребенка сердце, еще быстрее пойдут или побегут его ноги и, преодолев, наконец, страх и робость, и, придя, домой, в такой надежный  родительский дом, как будет интересно рассказать родным об этом происшествии! А тут еще отец предложит выйти на крыльцо в надежде самому услышать крик совы, и действительно, вдруг совсем рядом вы услышите вновь этот загадочный крик! Уверен, что вы навсегда запомните и ночную темноту, и этот крик совы, и свет из окна родного дома, и теплоту отцовской руки, гладящей вас по голове.
 Мне за свою жизнь посчастливилось видеть в живую, а не только в зоопарке, сов различных видов, в том числе полярную сову, неясыть, сплюшку, воробьиного сычика и филина, но филина я видел только один раз, и. вероятно, поэтому эта встреча так и запомнилась мне.
 Это случилось пять лет назад в конце марта в ту прекрасную пору, когда приходит конец нашей долгой зиме, когда ночью еще стоят умеренные морозы, а днем становится тепло и сияет такое яркое весеннее солнце. В это время утром можно везде пройти по крепкому насту и посетить различные уголки окрестных мест, добраться  до которых позднее  будет трудно: сначала, после таяния снега, из-за разлива ручьев, а потом из-за весенних садово-огородных дел, и поэтому побывать в этих местах удается подчас только уже в середине лета.
 А тогда я спустился по полю к реке и пошел вдоль берега, покрытого зарослями ольхи. На солнце искрился снег, шумела и блестела река, еще только на  перекатах освободившаяся ото льда, но лес еще спал и видел зимние сны, и только ольховые сережки, колеблющиеся под легким ветром, говорили, что весна уже наступила.
 Я залюбовался этими желтоватыми флажками весны и вдруг увидел не очень далеко на ольхе что-то похожее на темно-серый с желтизной небольшой мешочек. Приглядевшись, я понял, что это сидит филин, которого ночная охота застала здесь достаточно далеко от лесной чащи. Это был именно тот классический филин с характерными «ушками», ранее известный мне только по фотографии, помещенной в замечательной книге В. Пескова «Шаги по росе» иллюстрацией к рассказу «Охота с Филькой». Я, конечно, попытался подойти как можно ближе и рассмотреть эту ранее невиданную мной птицу, однако филин позволял мне приблизиться только на расстояние около десяти метров, а потом, расправив крылья, беззвучно перелетал по направлению к лесу на расстояние примерно в пятьдесят метров. Так продолжалось несколько раз, а потом, вероятно, мое любопытство надоело филину и он, совершив уже более длинный перелет, скрылся в густых зарослях елей, идти куда мне просто не захотелось, и я продолжил свою прогулку по весеннему лесу.
 Надо сказать, что о подобной встрече с филином, живущим в окрестностях нашей деревни, я слышал уже давно от своего соседа, и помню, с каким восторгом он рассказывал мне об этой встрече и как я тогда завидовал ему.
А прошлой весной примерно в такое же время конца марта - начала апреля во время прогулки по лыжне я встретил своего знакомого, тоже видевшего только что пролетевшего буквально над лыжней филина. Я, конечно, захотел вновь увидеть этого лесного красавца, но, придя на место, указанное моим знакомым, там никого не застал – оно и понятно, вполне возможно, что филин улетел дальше или затаился совсем недалеко в лесу, где увидеть его стало уже проблематично. Кто знает, может это, был тот же филин, которого я видел у реки раньше!
 Вот и теперь идя по мартовскому насту в лес, я всегда присматриваюсь к окружающим деревьям – а вдруг мне снова удастся увидать эту интересную и редкую птицу.


Рецензии