То, чего наука не предусмотрела

Испокон веков людям приходилось решать множество самых разнообразных про-блем. Так было всегда - как в древности, так и в наши дни - и всегда будет, ведь главное свойство проблем - это невозможность их полного отсутствия.
К счастью, человек является существом разумным, и он всегда, за минуту или за тысячелетия, находит способ решения тех или иных трудностей, возникающих у него на пути. Но – вот беда – стоит избавиться от одних проблем, как тут же возникают другие! Когда-то человека не устраивала малая скорость передвижения лошади, и он изобрел ав-томобиль. Казалось бы – решение найдено. Но на самом деле, это решение способствова-ло возникновению целого вороха других проблем: за машиной людям пришлось приду-мывать светофоры, дорожные знаки, создавать целые службы контроля за движением, и, в конце концов, решать проблему загрязнения окружающей среды. Согласитесь, подобный поворот дела не мог даже в голову придти изобретателю первого автомобиля!
Но вот все сделано, изобретено и построено. Машины ездят на экологически чис-том топливе, все правила прописаны, а управление настолько автоматизировано, что ава-рий не может быть в принципе. Но нет – людям захотелось большего, и они стали ломать голову над новой задачей: как заставить автомобили летать?..
И все опять началось сначала…
Такого уж свойство людей – их потребности постоянно растут, поэтому невозмож-но полностью избавиться от проблем.
Даже сейчас, когда, казалось бы, наука находится на самой вершине, ученым не удалось избавить нас от всех трудностей. Несмотря на то, что они сделали все возможное для того, чтобы максимально облегчить нам существование, несмотря на то, что в наше время ничто не может угрожать человеческой жизни, им не удалось предусмотреть всего и достичь идеала.
И я вам это докажу.

Я жил в самом центре Солар Сити, в большой квартире со множеством ак-вариумов.
Да, в наше время, когда каждая квартира оснащена СЭЖ – системой электронного жизнеобеспечения, – и всю работу по дому за людей выполняют автоматы, у нас появи-лась целая бездна свободного времени, и вместе с ним новая проблема – а чем же себя за-нять?
Каждый решает ее по-своему. Мой хороший друг, например, купил настоящую гончарную мастерскую и занялся гончарным делом. Довольно редкое в наше время искус-ство. Сначала просто так делал горшки и раздавал их всем своим друзьям – у меня вон на полке пять штук стоят, - а теперь устраивает выставки. Очень неплохие деньги зарабаты-вает, я вам скажу.
Я же к славе никогда не стремился, и моим хобби стало разведение рыбок. И не на-до улыбаться – вы что, думаете, что это так просто? Смотря, что за рыбки. К тому же это такая работа, которую не поручишь автомату. Вот как бы СЭЖ стала менять воду в аква-риуме? Ведь для этого нужно всех рыбок сачком вытащить, в сосуд поменьше пересадить, воду вылить, да только наполовину, чтобы водоросли в воде остались, аквариум вычис-тить… не доверяю я все это электронике.
А еще, разных рыб нужно содержать при разной температуре, некоторые породы нельзя помещать в один аквариум и ни в коем случае нельзя ошибиться – это может за-кончиться гибелью рыбешек. Хотя и у меня первое время такое случалось, но только из-за моей рассеянности и невнимательности. Разведение рыб очень дисциплинирует, между прочим.
Теперь же я по праву горжусь своими достижениями – мою комнату украшает ог-ромный трехсотлитровый аквариум. Кроме него у меня есть еще много других, каждый для своих целей и для особенных рыб. Аквариумы, кстати, я делаю сам. И это тоже до-вольно сложно – если сделаю что-то неправильно и оставлю где-то  дырки или щели… в общем, сами понимаете, чем это может закончиться.
Но я, похоже, далеко ушел от своего повествования. Просто я настолько люблю свое хоби, что готов рассказывать об этом часами.
Итак.
Я отворил дверь и мы с Лолой вошли в квартиру. СЭЖ тут же перешла на ручное управление.
- Слушай, как будто не была у тебя года два! – воскликнула девушка, проходя в просторную гостиную. – Знаешь, теперь так все непривычно… да я даже свой дом с тру-дом узнала. Ну, а о природе я вообще не говорю. Как будто на другой планете побывала! Как же все-таки жаль, что ты со мной не поехал…
- Лолочка, родная, - вздохнул я, вслед за ней входя в комнату, - ну, ты же знаешь, я очень хотел поехать, но сейчас я…
- Знаю-знаю, - отмахнулась девушка и забралась с ногами в свое любимое кресло. – Хочется тебе столько всего рассказать! Это был самый лучший отпуск в моей жизни! У меня просто нет слов, как мне там все понравилось! В следующий раз обязательно поедем вместе!
- Договорились, - улыбнулся я. – Может… чаю? Кофе? Или… - я вопросительно поднял бровь. Лола задумалась.
- Знаешь, я не отказалась бы от кофе с коньяком.
- Понятно. Жди здесь, - и я направился на кухню. Заправил кофеварку кофейными зернами и шоколадным коньяком, задал нужную программу и вернулся в зал.
Лола задумчиво стояла перед большим аквариумом. Я нежно обнял ее за талию и поцеловал шею.
- Куда делись скалярии? – задумчиво спросила девушка, проигнорировав мои дей-ствия. – Мне они так нравились…
- Ну… - я встал рядом с ней, положив руку ей на плече. – Они мне надоели. Я за-менил их дискусами.
- Фу, какие уродцы, - поморщилась девушка. – Да еще цвета такие дикие. Скалярии были куда лучше.
Я был поражен ее реакцией. Уязвлен, что называется, в самое сердце. Дискусы, моя гордость! Я так старался подобрать рыбок с самым ярким и красивым окрасом! Я был от них в полном восторге и обожал наблюдать за их поведением.
- Много ты понимаешь, - бросил я, убрав руку.
- А что тут понимать? Страшилища плоские и цветастые. Больше о них и сказать нечего.
- С твоим-то вкусом только о красоте и рассуждать, - выпалил я, не подумав.
- Что? – Лола отстранилась и глаза ее нехорошо блеснули. – Значит, ты считаешь, что у меня нет вкуса?
- Мне никогда не нравилось, как ты одеваешься, - сказал я первое, что пришло в го-лову, и тут же понял, что совершил большую ошибку. Лола сама придумывала выкройки шила всю свою одежду. Я, сам того не желая, этими словами по-настоящему ее оскорбил.
- Да, а у тебя, значит, вкус есть, так? Да как ты можешь так говорить? Ты! Какое ты имеешь право рассуждать о красоте? Да ты… – было видно, что от возмущения девушке не хватает слов. Она огляделась, ища, за что бы зацепиться, и неожиданно сказала: - У те-бя не только рыбы страшные, у тебя вообще… вся комната обставлена неправильно! Про-сто нагромождение стилей! Вот, смотри: эти вазы здесь лишние, и они совсем не сочета-ются с остальной мебелью, - и Лола, неожиданно, схватила с полки глиняную вазу (пода-рок того самого друга) и, размахнувшись, бросила мне под ноги так, что я еле успел от-скочить. Осколки разлетелись по всей комнате, а девушка, тем временем, взяла вторую вазу.
- Ты что, с ума сошла? – я, оказавшись рядом с ней, попытался отобрать драгоцен-ный подарок. Я резко дернул вазу на себя, так, что Лола отлетела на несколько шагов на-зад и, вероятно, упала бы, если бы не наткнулась на полки. Шкаф угрожающе затрясся, что-то загремело. – Ты мне всю квартиру сейчас разнесешь! - закричал я в бешенстве. – Какое ты вообще имеешь право ломать мои вещи?! В моей собственной квартире! Ты… - на этот раз я вовремя остановился, чтобы не выругаться.
Лола бросила на меня полный злобы взгляд, ее рука дернулась в направлении гли-няного горшка, но девушка передумала, ничего мне не ответила, схватила сумку и почти выбежала из квартиры.
Я, все еще вне себя от злости, поставил на место вазу и несколько упавших книг. Потом пошел в кухню, по пути переключив СЭЖ на автоматическую работу, и выпил обе чашки кофе. Хотя, я, кажется, переборщил с алкоголем, и у меня получился не кофе с коньяком, а коньяк с кофе.
Мне стало лучше, и вскоре я совсем успокоился. Подумаешь – ушла! Велика поте-ря. И зачем она мне такая нужна? Это ж надо – назвать дискусов страшилищами! Ну и ну…
Поразмыслив, я решил выпить еще немного. Так как СЭЖ вела автоматическую работу, мне достаточно было лишь открыть дверцу бара, где меня ждал граненый стакан с желанной коричневой жидкостью. Я выпил содержимое стакана, запихнул его в посудо-моечную машину и пошел обратно в гостиную.
От выпитого спиртного все мои мысли перемешались и стали какими-то туманны-ми и расплывчатыми. Кроме того, мне захотелось спать. Я прилег на диван, стал наблю-дать за самым дискусом и очень скоро задремал.

Не знаю, сколько я проспал – вероятно, довольно много, - но проснулся от неверо-ятной жары. Я не сразу понял, в чем дело.
Что могло случиться с СЭЖ? Она ведь никогда не ломается – это невозможно! А значит, в комнате должна быть комфортная для меня температура!
- Эй, что с тобой случилось? – обратился я к электронному разуму. – Я вовсе не желал оказаться в Африке!
СЭЖ не ответила. Я посмотрел на электронный градусник, на нем стояла отметка 32 . «Ничего себе!» - подумал я, и попросил СЭЖ понизить температуру до привычных 20 градусов, однако система снова никак не отреагировала. У меня появилось нехорошее предчувствие. Совершенно сбитый с толку, я решил проверить главный компьютер. Под-нявшись с дивана, я направился к двери… и остолбенел. Она не открылась. Еще немного постояв и глядя на нее глазами, полными ужаса, я медленно вернулся на диван. Странно, система безопасности включена. Это значит, что все двери закрыты. Я в ловушке!
В моей голове была только одна мысль: «Этого не может быть».
Я попробовал дать СЭЖ другие команды, однако система меня полностью игнори-ровала. Между тем в комнате становилось все жарче. «Она хочет меня убить, - подумал я. – С чего бы? Я не делал ей ничего плохого. Да и вообще, СЭЖ не может мыслить само-стоятельно!». Но в квартире никого больше не было – в этом я был уверен. Система пре-дупредила бы меня о наличии посторонних.
Но как такое возможно?
Мелькнула мысль: «Лола?», - но я не стал даже думать об этом. И снова: «Это не-возможно».
Наконец я понял, что если я срочно что-нибудь не сделаю, то просто сварюсь зажи-во в собственной квартире. Тем более, что температура достигла уже 35 градусов.
Но что тут можно было сделать? Я снова попытался вернуть себе контроль над системой. В какой-то момент мне показалось, что у меня это почти получилось – темпера-тура снизилась. Однако через минуту она снова стала расти.
Самым плохое в этой ситуации было то, что даже служба техпомощи не сможет мне помочь, потому что для этого мне нужно им позвонить, чего я не могу сделать без помощи СЭЖ, которая будто оглохла.
Я полулежал на диване, оглядывая комнату в поисках решения, и даже не сразу за-метил скромно стоящий в углу раритетный кабельный телефон. А заметив, не сразу понял, что можно попробовать им воспользоваться. Потом меня внезапно осенило, и я бросился к антиквариату, как к последней шансу на спасение. «Только бы он работал!» - молился я. Последний раз я пользовался им, наверное, лет пятнадцать назад.
В трубке послышался обнадеживающий гудок, и я вздохнул с облегчением. Однако так и остался стоять с трубкой в руке, потому что передо мной встал довольно сложный вопрос: а куда, собственно, я собрался звонить? Ведь я не знаю телефона! Да и есть ли в центре управления телефон?
Через некоторое время мучительной работ мозга мне удалось-таки вспомнить но-мер справочной. В трубке послышались длинные гудки, а потом какой-то слегка удивлен-ный женский голос:
- Алле, справочная слушает.
Я чуть не подпрыгнул от счастья.
- Алле! Алле! – радостно отозвался я. – Справочная? Пожалуйста, мне срочно ну-жен номер центра контроля и технической поддержки СЭЖ! Это очень важно.
- Минуту, - все так же удивленно ответила мне трубка, и, после непродолжительного ожидания, я все же получил номер.
Как же все сложно без системы! Так непривычно! Мне даже негде телефон запи-сать! Благо, всего пять цифр. Быстро поблагодарив девушку на другом конце телефона, я положил трубку, а затем спешно набрал нужный номер.
Довольно долго я слушал длинные гудки. Мое сердце, казалось, сейчас выскочит из груди. Я подумал, что, наверное, стоило рассказать той девушке о своей проблеме, и попросить ее связаться с центром контроля более современным способом. Я уже решил снова звонить в справочную, как мне, наконец, ответили.
- Центр контроля и техни…
- Помогите! – некультурно перебил я любезного собеседника. – Система не работа-ет! Она хочет меня убить и не поддается никакому контролю!
Диспетчер явно был сбит с толку. После паузы он произнес лишь одну фразу:
- Это невозможно.
Я чуть не взвыл.
- Сам знаю. Однако это так.
- Вы не желаете умереть? – подозрительно спросил диспетчер.
- ЧТО? Это предложение?
- Нет-нет, что вы! Вы меня неправильно поняли! Просто, у вас, возможно, какие-то проблемы и вы думаете о самоубийстве. А система автоматически выполняет то, что вы желаете. Правда… нет, она не станет выполнять подобное желание. Наша система еще ни разу никого не убила.
- Что ж, надо ведь когда-то начинать! – невесело пошутил я, вытирая пот со лба. – Нет, у меня не было мыслей о смерти. Совсем.
- Минуту, - ответил диспетчер. Потом в трубке зазвучал уже другой голос.
- Что у вас случилось? – спросили меня. Я подробно все объяснил, прибавив, что сейчас на термометре почти плюс сорок. Знаете, что мне ответили?
- Это невозможно.
- Знаю, - спокойно согласился я.
- У вас в квартире посторонние.
- Нет, я в этом уверен.
Снова замешательство…
- Ваша фамилия, имя, адрес, код системы.
Я ответил на все вопросы, и мне сообщили, что в квартире действительно никого нет, и что температура действительно высокая. Я поблагодарил за полученную информа-цию и попросил хотя бы открыть двери. Мне ответили, что сделать это они могут только на месте, сказали, что высылают бригаду, чтобы я ждал. Я попросил их действовать быст-рее, но меня успокоили, сказав, что окончательно я сварюсь минимум через один час, а они за это время управятся. От души поблагодарив техника за отзывчивость, я повесил трубку.
Оставалось только ждать.
Я был весь мокрый, пот тек ручьем. Чтобы хоть как-то освежиться, я подошел к ак-вариуму и умылся. Прохладная вода подействовала на меня ободряюще. Намочив волосы и одежду, я с облегчением вздохнул, и вдруг замер. Что-то здесь было не так, но вот что?.. Вода. Прохладная вода. Прохладная?! Я понял, что аквариумный обогреватель не работа-ет. Что-то в моем мозгу зашевелилось. Я вспомнил о Лоле, как она задела шкаф, а ведь розетка находится именно за ним…
Я медленно повернулся, и понял, что был прав. Красная лампочка не горела.
И тут я догадался, кто в квартире посторонний и кому так хочется тепла.
Я понял, кто перехватил управление…


Рецензии