Тени прошлого 43

Россия. Петроград.
Октябрь 1917 года

     После провала июльской демонстрации и последовавшей за нею реакции Троцкий неожиданно оказался на гребне волны…

     Основных его противников – Ленина и Зиновьева Свердлов убрал подальше от Питера, отстранив фактически от партийной работы. Оставался Сталин… Но Сталин, при зрелом размышлении, в деле захвата власти оказывался тоже как бы не удел. Он отказался войти в Военно-революционный комитет при Петросовете, который фактически и занимался подготовкой Октябрьского восстания. Правда, его включили в Военно-революционный центр при ЦК. Но, во-первых, ВРЦ не играл главной роли в организации выступления, а, во-вторых, сам Сталин занимал там пассивную позицию. В протоколах заседания ЦК, состоявшегося накануне переворота, 24 октября 1917 года ему не отводилось никакой роли. Собственно, Сталин вообще не присутствовал на этом заседании, поскольку Свердлов, занимавшийся его организацией, «позабыл» пригласить Сталина...

     Чем больше Троцкий размышлял на эту тему, том большее чувство уверенности переполняло и окрыляло его. Ленин уже давно настолько не доверял своим соратникам, что планировал образование после победы революции правящего триумвирата в составе себя самого, «Иудушки»-Троцкого и межрайонца Анатолия Луначарского. Таким образом, одержи Троцкий сейчас победу, и можно будет уже самому распределять роли в этом триумвирате, отодвигая Ленина на вторые роли… Со Сталиным вообще можно будет не считаться…

     И все же он колебался. Несмотря на то, что решение о восстании было проведено через ЦК, существенные  разногласия устранены не были. Многие цекисты считали, что надо занимать выжидательную позицию. Даже сам Троцкий предлагал: сначала на съезде Советов потребовать от Временного правительства передать власть, и только если оно не согласится – действовать силой.

     А тут еще 11 октября немцы начали поход через Балтийское море на Петроград, выдвинув более трехсот кораблей, ибо устали ждать… Ленин-то хотел прийти к власти и начать претворение в жизнь мирных инициатив, но вот его товарищи по партии этого не шибко хотели. Поэтому и немцы стали терять терпение, нервничать. Судя по всему, им пришло в голову оказать впечатляющее давление на большевиков. Вот они его и оказали – весьма наглядно, используя свою военную мощь. Многие большевистские лидеры вынуждены были призадуматься. Перед ним встала альтернатива – либо быть перевешанными немцами, либо попытаться стать вождями России.

     Троцкий вдруг улыбнулся, вспомнив, что англичане имели возможность предотвратить возвращение «демона революции» в Россию, задержав в  порту Галифакс. Но за «пламенного революционера» тут же вступился президент США Вильсон, а через некоторое время руководство британской разведки распорядилось отпустить Троцкого на все четыре стороны. Западные лидеры играли с ним, ибо он должен был выполнять функцию противовеса «прогермански» настроенному Ленину, не желавшему продолжать войну на стороне Антанты. Сам Троцкий против такой войны не возражал, конечно, при условии, что вести ее будет новая революционная армия. Его армия!

     Да, все складывалось удачно для Троцкого, но окончательное решение было принято им  лишь 16 октября, да и то – под сильнейшим давлением Свердлова. На заседании ЦК 10 октября, на котором Свердлов председательствовал, он буквально «продавил» решение о вооружённом захвате власти и стал членом Военно-Революционного Центра, созданного для руководства переворотом. Он не стал тянуть одеяло на себя, понимая, что еще не обладает достаточным авторитетом в партии, чтобы возглавить восстание, и удовлетворился своей ролью. В этом качестве он занялся подбором членов Петроградского Военно-Революционного комитета, прежние члены которого в основном были посланы руководить восстанием в провинциях. Для укрепления ВРК в него были направлены Флеровский,  Голощёкин, Быков, Галкин и другие преданные Свердлову люди. И Троцкий сдался, взяв на себя главенствующую роль.

     Свердлов один из всех смог правильно оценить ситуацию и перехватить инициативу у ЦК. А ЦК, «потеряв» Ленина, тыкался из крайности в крайность, будто слепой котенок. Поведение Ленина в решающие дни было действительно непонятным.... С 20 октября он как бы исчезает из обращения: продолжает прятаться, но до вечера 24 о нем нет никаких сведений, нет его писем, записок, указаний. Ленин продолжает находиться в подполье весь день 24 октября, когда Военно-революционный комитет начал рассылать своих комиссаров и небольшие вооруженные отряды для захвата правительственных зданий.

     Свердлов все рассчитал верно, и произошедший в ночь с 24-го на 25 октября переворот для всех явился неожиданностью! Всё было проделано тихо и, можно сказать, мирно. Не было никаких демонстраций, да и гарнизон почти не был задействован: отряды рабочей красной гвардии и матросов Балтийского флота просто завершали давно начатую Петроградским советом работу по превращению двоевластия в единовластие Совета: сводили разведённые Керенским мосты, разоружая выставленные правительством караулы, брали под свой контроль вокзалы, электростанцию, телефонную станцию, телеграф, и всё это без единого выстрела, спокойно и методично. Не спавшие в ту ночь члены Временного правительства во главе с Керенским долго не могли понять, что происходит, о действиях большевиков узнавали по «вторичным признакам»: в какой-то момент в Зимнем дворце отключили телефоны, потом - свет…

     Все нити заговора стекались в Смольный, где Военно-Революционный Центр во главе со Свердловым, Троцким и Урицким руководил переворотом. В пылу борьбы о начале действий Свердлов «забыл» оповестить Ленина и Сталина, и только поздно вечером Сталин, узнав о происходящем из своих источников, сообщил об этом вождю пролетарской революции. Ленин тайно, загримировавшись под больного работягу, прокрался в Смольный. Сдернув с головы парик и повязку, скрывавшую пол-лица, он спешно начал формировать революционное правительство, назначая пролетарских министров из знакомых ему большевиков, сновавших туда-сюда по коридорам Смольного. Так вождь пролетариев взял в свои руки руководство переворотом. На следующий день II съезд Советов объявил себя верховной властью и поручил большевикам сформировать центральные органы этой власти.

     Почти все эти люди, выловленные Лениным в коридорах Смольного, сыграют немалую роль в истории России и получат различные должности в революционном руководстве новой  страны, которую большевики обзовут Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. А значит, будут ответственны за страшный геноцид русского народа и русской культуры, которые очень скоро прольются реками крови на полях и перелесках великой некогда  державы.
 
     А пока, чтобы оправдать вызревающий в недрах Смольного геноцид, Яков Свердлов начал раздувать со страшной силой мифы то о военной угрозе со стороны компании Керенского и его сторонников, которых у Временного правительства просто не могло быть, учитывая тот развал, который учинили «болтун» Керенский и его сподвижники. То о каких-то «монархистах», говорить о которых было вообще несерьезно, поскольку их просто не существовало в природе. Не стоит забывать, что главными революционерами, предавшими царя и Отечество, были генерал-адъютанты, командовавшие армией и фронтами.

      И все же победа большевиков была непрочной. Но главная опасность для Свердлова, Ленина и Троцкого исходила не от каких-то мифических внешних сил, а от их коллег по революционному движению - от большевиков, меньшевиков и эсеров. Опасность для большевистской власти представляло экономическое состояние страны, разваленной указами Керенского. Сама октябрьская революция лишь усугубила всеобщую разруху.

     Насколько прозорливее своих собратьев по партии оказался Свердлов, говорит тот факт, что он один из всей плеяды пламенных революционеров окружил себя преданными людьми, с которыми был повязан кровью, готовыми выполнить любой его приказ, - соратниками по Боевому отряду народного вооружения, уральцами. Во все властные структуры, создаваемые большевиками, с подачи Свердлова проникли «лесные братья - уральцы» -  Ф. Ф. Сыромолотов, А. Г. Белобородов, П. 3. Ермаков, Я. М. Юровский, Л. С. Сосновский Л. С., С. Е. Чуцкаев, А. Л. Борчанинов,  Г. И. Мясников, В. А. Иванченко, и многие другие…Именно им – этим людям по приказу Свердлова доведется поставить последнюю точку в трехсотлетней истории Российской Монархии.

     Запомните их имена…

К О Н Е Ц  П Е Р В О Й  Ч А С Т И


Рецензии
Спасибо огромное, Игорь!
Сколько же сил и времени
Вы потратили, чтобы пройти
с фонариком по тёмным
лабиринтам нашей истории...
Поздравляю Вас с окончанием
первой части! Удач Вам и
творческих находок!

Эльвира Гусева   04.02.2014 09:26     Заявить о нарушении
Лабиринты действительно темные... И чем дальше в них углубляешься, тем больше поражаешься тому, что все повторяется... Все те же грабли.

Эльвира, дайте свой "мэйл".

Игорь Срибный   04.02.2014 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.