Вина или обида Цикл статей о русском православии

ВИНА    ИЛИ    ОБИДА.
Цикл статей

Служение «Кесарю».


           ЭПИГРАФ 1: «Так да светит ваш свет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного» Мф. 5:16

           ЭПИГРАФ 2: «И в отношении к Церкви психология обиды и претензий должна быть окончательно побеждена психологией вины и ответственности»
Н. А. Бердяев.

           ЭРИГРАФ 3: «… 2 марта подписан акт об отречении бывшего императора от престола… Царствование дома Романовых прекратилось…
Двести лет православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор!..» (Архиепископ Новгородский Арсений(Стадницкий). Речь на пастырском собрании. Март 1917 года)

           ЭПИГРАФ 4: «… Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря…»
( от Иоанна Гл – 19, 14 – 15)

… В этом эссе, я попробую поразмышлять над причинами приведшими Россию к Революции и после, к гонениям на церковь…
Думаю, что обилие материала делает необходимостью деление ессе на три части. «Служение Кесарю»», таким образом, становится первой частью. Вторая и третья части, будут рассказывать о гонениях и о возрождении церкви, уже вне «Кесаря»…
… Меня эта тема давно интересовала и вот сегодня, спустя почти двадцать лет после Контрреволюции произошедшей в СССР и ставшей причиной распада Союза, мне хотелось бы коснуться предыстории утраты веры в Российском народе и возникновению атеизма, - веры в построение рая на земле (коммунизма) как некоей замены христианства…
 Здесь, я буду рассматривать только период непосредственно перед Революцией, не касаясь, общей истории Русского Православия.(От пятидесятых годов девятнадцатого века, от окончания правления Николая Первого, через эпоху двух Александров, до последнего царя, Николая Второго…)
Опираться я буду в основном на исторические источники, а часто и на взгляды, изложенные замечательным русским богословом Георгием Флоровским, в книге «Пути русского богословия», законченной уже к сороковым годам двадцатого столетия и являющейся на мой взгляд, вполне современной не только по языку, но и по решительной бескомпромиссности в оценке многих и многих русских православных богословов.
Читая эту книгу, начинаешь понимать, что сегодня, российское «новое» богословие, находится в определённом смысле, во «вторичном одичании» и понадобиться ещё много лет для восстановления интеллектуального и религиозного потенциала Русского богословия…
… Я попробую коснуться темы объективных и субъективных причин, приведших к Русской революции, и темы ответственности Русской Православной Церкви за случившееся...
Сегодняшний взгляд на предыдущую Революции эпоху, как на «утраченный религиозный рай», а на революционеров и народ, как на чернь, «неуважающую святынь», очевидно исходит из чувства обиды, а не вины и далёк не только от христианства(«любите обижающих вас…»), но и от правдивого и честного понимания истории и драмы российской действительности.
Такой взгляд рано или поздно приводит к оправданию современного российского «фарисейства» и буржуазности, являющихся, по сути своей, антихристианскими идеологиями. Носителями таких идей и взглядов, сегодня стали российские образованцы, и они же, исходя из сословных предпосылок, пытаются создавать новые «христианские секты», по сути не имеющие ничего общего с подлинным христианством, выросшим из библейской проповеди Иисуса Христа, и истин Нового Завета.
Уже появились и появляются «пророки», христианства для «учёных и богатых», выделяющих себя из массы верующего народа и называющих подлинно «нищих духом»,  - «детьми антихриста». Такое отношение к «народу христианскому», являющемуся «телом церковным», носителем христианской истины,  приводит к делениям и расколам, образованию фракций и сект, в одном случае, как сейчас говорят «справа», чувствующих себя традиционалистами и «возрожденцами», а в другом, «слева» - «обновленцами» и церковными «либералами».
Попытка разобраться в корнях и причинах происшедшего и происходящего раскола и заставляет меня писать эти строки…
Задача безусловно для меня одного совершенно неподъёмная, и потому надеюсь на какие то отклики, на поставленные вопросы, и конечно готов на выслушивание критики нелицеприятной, а иногда и жёсткой. Главное. чтобы критика была конструктивной, а не по обывательскому полемическому принципу – «сам дурак».
Но я считаю, что вспоминать происшедшее и говорить об этом надо, чтобы подобное не смогло произойти в будущем. Надеюсь, что в обсуждении этого больного вопроса, поучаствуют и историки и представители русской Церкви. Сегодняшние проблемы самоидентификации современной и исторической церкви, часто зависят от честного рассмотрения причин и следствий русской Революции. От правдивости и даже сокрушённого покаяния, при рассмотрении прошлого и настоящего, во многом зависит и будущий авторитет и значение духовной власти в России.
 Моя точка зрения, вопреки распространённым сегодня мифам по отношению к революционному прошлому России тверда и однозначна – революции были делом народа, а Русская православная Церковь эту революцию, вначале не приняла, но потом осознала своё значение и место в жизни России, и перешла на сторону народа, кстати, вместе с Патриархом Тихоном, а потом, уже позже, участвовала в разгроме гитлеровцев и переживала вместе с советскими людьми, все горести и трагедии истории российской…
Святитель, Патриарх Тихон, в своём заявлении сделанном в 1923 году, признавая свои первоначальные ошибки, говорил: «… Сознав свою провинность перед народом и Советской властью, я желал бы чтобы так поступили и те, которые забыв свой долг пастыря, вступили в совместные содействия с врагами трудового народа – монархистами и белогвардейцами, и желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий…» (1 июля 1923 года) 
… Спекуляции идеологического толка, вошедшие в массовое сознание, за последние двадцать лет мешают по достоинству оценить недавнее прошлое, ставят самоё русское Православие в позу постоянно оправдывающегося человека, за грехи, которые он не совершал, но которые ему приписываются вольными и невольными врагами и провокаторами, как изнутри так и извне России…
Упрямая ненависть некоторых раскольничьих организаций за границей к Русской Православной Церкви Московского патриархата, распускание и тиражирование слухов о сотрудничестве Церкви с госбезопасностью и прочие политические сплетни, помогают этим «заблудшим овцам», оправдывать свой грех гордыни и псевохристианского снобизма, а часто и явное или скрытное  предательство, используя незнание современников. правдивой истории той революционной поры.
Для меня, это выглядит, как прямое идеологическое оправдание, прислуживания некоторых русских священников во время войны врагам российского, советского народа и ненависти к Московскому Патриархату, оставшемуся верным своей русской Церкви и боровшейся вместе с народом  строившим новую жизнь и новое государство, а потом и против захватчиков. … … Эти отступники, раскалывают не только русское православие, но и натравливают меньшую, но влиятельную сегодня часть русских, так называемых образованцев, на другую, большую, но молчаливую часть народа наследовавшую непростую, а часто трагическую историю Советской России и принимавшую и принимающую деятельное и строительное участие в ней.
Иногда сегодня, можно и от представителей РПЦ, услышать эту примитивную, но идеологически востребованную, сегодня, неправду.
Мы все привыкли, что на Западе, СССР и Сталина, постоянно сравнивают с Гитлером и нацисткой Германией. Но непонятно, почему такие нелепые сравнения повторяют вслед за Западом русские «батюшки». Создаётся впечатление, что подобные служители русского Православия, живут и служат в другой стране…
Вот высказывание протоиерея, Всеволода Чаплина, занимающего высокий пост в Отделе Внешних Сношений РПЦ: «Если власть получает возможность контролировать всю жизнь человека, вплоть до разума и души – она сходит с ума. Так было с гитлеровским режимом и со сталинщиной…
Мне пришлось пожить ещё при Сталине, правда в детском возрасте и потому, я протестую против таких сравнений, после которых становится понятна русофобия в стане образованщины, на Западе, да и внутри России сегодняшней…
Я, уже не один раз рассказывал о своих детских впечатлениях, после войны, и я помню, бедную деревянную церковь в Сибири, в Иркутске, в которой я был крещён, как и мои брат и сестра, и где были крещены большинство моих сверстников. И ещё, я помню, строй инвалидов и калек,  оставленных той страшной войной в Союзе,  выстраивавшихся каждый раз во время службы, вдоль дорожки к церковной паперти.
Ведь Русская Православная Церковь, не только помогала во времена войны бороться с врагами России, но и «врачевала» раны физические и душевные, после.
Как и почему, нынешние «образованные» верующие и клир, подпадают под влияние антироссийской, западной пропаганды – это другой вопрос и другая тема, но мне хотелось бы им напомнить, что Иисус Христос, был всегда на стороне, бедных, несчастных и обижаемых, а христианство возникло как религия нищих и рабов – которые стали называть себя рабами Божиими, вслед за Иисусом Христом… (Продолжение следует)


Рецензии