Необычный гость
Работавший эхолот не подавал признаков присутствия крупного скопления рыбы – косяка. При пробных постановках трал каждый раз был пустым.
Прервём рассказ и узнаем, что такое эхолот и трал и для чего они нужны рыбакам.
Эхолот – прибор для измерения глубины моря и обнаружения косяка рыбы. В приборе имеется механизм для протягивания бумажной ленты, измеритель времени, назовём его секундомером и излучатель звука в воде.
Прибор издаёт в воде короткий звук-мячик «Эй!», одновременно включает секундомер и на бумаге делает чёрточку. Звук бежит в воде вниз к грунту, отталкивается от него, как мячик от стенки, и эхо-мячик бежит назад к корпусу траулера. Прибор ловит эхо-мячик, останавливает секундомер и делает вторую черточку на бумаге. Расстояние на бумаге между черточками есть время, за которое звук–мячик пробежал расстояние до грунта и обратно, равное двум глубинам. Шкалу на бумажной ленте оцифровывают не в единицах времени, а сразу в единицах глубины.
А если на пути движения звука – мячика будет плыть косяк рыбы? В этом случае он оттолкнётся от спинок рыб, прибор его уловит и измерит глубину до косяка, то есть обнаружит его. Если траулер пройдёт несколько раз над косяком вдоль и поперёк, то штурман может определить ширину, длину, направление и скорость движения косяка.
Трал – большой мешок, сшитый из капроновой рыболовной сетки и служит для лова рыбы. Нижний конец мешка завязан и узкий – кутец, в нём собирается пойманная рыба. Верхний конец мешка – входное отверстие, широкий, как раструб музыкальной духовой трубы. К краям отверстия крепятся два длинных прочных троса, которые закрепляются на лебёдке траулера. Мешок опускают в воду (ставят трал) и он погружается на глубину. Траулер тросами тянет трал за собой, края отверстия с помощью траловых досок расходятся в стороны, как раскрытая пасть громадного чудовища, и встречная рыба заходит в него, конечно не по собственной воле.
Поставить трал и поднять его продолжительная и трудная работа. Вытаскивать из воды (поднимать) пустой трал нежелательно: потеря времени и труда рыбаков. А как узнать, есть ли рыба в трале? Для этого имеются своего рода весы – динамометр. Концы трала закрепляют сначала на динамометр; от веса трала в воде стрелка отклоняется: чем больше рыбы в трале, тем больше его вес и на большую глубину отклонится стрелка динамометра. Вот теперь вы как капитан подготовлены к лову рыбы и можно продолжить рассказ.
Неожиданно из радиорубки вахтенный радист доложил на мостик:
- Из центра получена радиограмма с сообщением координат обнаруженного спутником крупного косяка рыбы, приказано следовать в район обнаруженного косяка.
Ознакомившись с радиограммой, капитан приказал вахтенному помощнику:
- Рассчитать курс и время прибытия траулера в район полным ходом.
Произведя графические построения и расчёты на карте, помощник доложил капитану результат. Капитан дал команду в машинное отделение и на руль:
- Полный ход! Право на борт! Курс 215 градусов!
Траулер накренился в сторону, противоположную стороне поворота, вышел на заданный курс и полным ходом направился в район.
Рыбаки повеселели: есть косяк – будет улов; будет улов – будет хорошая зарплата. С приближением к району лова капитан приказал вахтенному:
- Включить эхолот! Начать поиск косяка!
Через некоторое время эхолот обнаружил плотный косяк рыбы на глубине 300 метров. Изменив курс траулера несколько раз в определённой последовательности, выработанной практикой лова, вахтенный определил длину, ширину, направление движения и скорость косяка, плотность рыбы и доложил капитану. Теперь можно начинать лов рыбы тралом. Успех зависит от умения капитана, быстроты и слаженных действий рыбаков.
Траулер должен обогнать косяк, развернуться ему навстречу и поставить трал впереди него в правильно выбранном месте. Если поставить трал рано (далеко от косяка), то трал погрузится на большую глубину, чем косяк и пройдёт ниже него; если поставить поздно (близко от косяка), трал не успеет погрузиться и пройдёт выше косяка. В том и другом случае рыба не попадёт в трал; труд и время потрачено зря. Капитан рассчитал всё правильно, вывел в нужное место постановки и дал команду:
- По местам стоять! Трал к постановке готовить!
Все члены экипажа разбежались по своим местам: каждый знает своё место и что должен делать. Трал поставили быстро. Дан самый малый ход, тросы натянулись и трал медленно пошёл в глубину. Трал точно погрузился на глубину косяка. Через некоторое время вахтенный на динамометре доложил о начале отклонения стрелки – рыба пошла в трал.
Через полчаса трал заполнился рыбой. Капитан дал команду:
- Выбирать трал!
Натужно заработала лебёдка. Чайки заволновались, закружились над траулером и подняли неистовый крик. Вдали исчезли головы сивучей: подводный шум работающей лебёдки служит им сигналом о начале подъёма трала, и они устремились к траулеру.
Трал приблизился к поверхности воды. Находящаяся в трале рыба устремилась к входному отверстию трала, пытаясь выскочить из плена. Тысячами она выскакивает из трала и разбегается в разные стороны. И тут на рыбу с воздуха набрасываются проголодавшиеся чайки. Они, как пикирующие бомбардировщики, камнем бросаются вниз, выхватывают из воды рыбу, взмывают вверх, проглатывают её с громким криком входят в повторный круг и снова бросаются вниз за дармовой добычей. Над тралом кружит громадная живая карусель чаек и стоит истошный их крик.
А в воде к тралу подплыли сивучи. Их огромные туши темной тенью мелькают перед тралом. В море сивуч должен погрузиться на большую глубину, обнаружить рыбу и поймать её, что не всегда удаётся. А здесь у трала выскакивающая из него рыба почти сама в рот лезет: знай не зевай, хватай да глотай.
Вот почему сивучи сопровождают траулер и устремляются к нему, услышав заработавшую лебёдку.
Трал подошёл к борту и медленно пополз на палубу по скошенной вниз корме. Вот он, как набитый рыбой мешок, протянулся вдоль палубы у грузового люка. Теперь осталось совсем немного: стрелой поднять трал вертикально над трюмом и высыпать в него богатый улов. Пока освобождается трал от рыбы, траулер ложится на обратный курс, обгоняет косяк и повторно ставит трал. Рыбаки хотя и уставшие, но довольные и работают с большой охотой. При заводке трала на стрелу один из рыбаков вдруг закричал, показывая на входное отверстие трала:
- Ребята! Глядите, к нам пожаловал непредвиденный гость!
В это время из плотной массы рыбы в трале показалась голова сивуча. Скользя по рыбе, как новичок на льду, начинающий кататься на коньках, и падая то на один, то на другой бок, сивуч двигался к выходу из трала. По- видимому он так увлёкся ловом ускользавшей из трала рыбы, что незаметно сам угодил в него. Вот он достиг твердой палубы, встал на ноги ласты, высоко поднял голову и издал громкий трубный рев.
- Это он просит, чтобы мы его угостили рыбой, со смехом заявил молодой рыбак, взял большую рыбину и поднёс её корту сивуча.
- Что ты ему рыбу суёшь? Он этой рыбы так уже наглотался, что её хвосты точат из горла! Угости его чем-нибудь посущественнее,- пошутил его товарищ.
Но молодой рыбак не внял совету товарища и продолжал совать рыбу в рот сивуча. Тот грозно заревел, мотнул головой, выбил рыбу из рук рыбака и ринулся вперед. Молодой рыбак решил, что сивуч набрасывается на него и с криком: "Братцы! Спасайте меня!"- бросился в сторону. Но второпях зацепился ногой за кромку трала, плюхнулся в рыбную массу и погрузился в неё с головой. Чертыхаясь и сплёвывая , он стал выбираться из рыбьего месива, скользя и вновь падая. Наконец, под общий смех комплименты рыбаков, он выбрался на палубу. Вид его был смешон и жалок: весь с головы до ног покрылся рыбьей чешуёй и слизью он походил на тающего весной снеговика.
А сивуч даже не пытался преследовать рыбака. Он заметил спасительный борт и, неуклюже подпрыгивая на передних ластах, помчался к нему. У борта он вдруг легко поднял грузное тело вертикально на хвост, оперся ластами о фальшборт, ловко перевалился через него и плюхнулся в воду, подняв фонтан брызг выше фальшборта. Через минуту он всплыл на поверхность воды, повернул голову в сторону рыбаков и издал громкий рёв. Рыбаки так и не поняли чего в этом рёве было больше: недовольства или благодарности. Надо полагать, что всё же это была благодарность за гостеприимство.
Свидетельство о публикации №214012000965