История одного псевдонима

90-летию со дня смерти Владимира Ленина посвящается...


За те пятнадцать лет, что Федеральный архив Германии – Bundesarchiv – находится в ведении министерства культуры, а до 1998-го года германский Государственный архив, созданный в Потсдаме в 1918-ом, и в 1952-ом переехавший в Кобленц, принадлежал министерству обороны, его интереснейшие и познавательнейшие материалы становятся всё доступнее рядовым посетителям строгого серого здания на Потсдамской улице города Кобленца – Potsdamer strasse.
Мне посчастливилось провести с любезнейшего разрешения администрации архива несколько дней в просторных и прохладных хранилищах, знакомясь и с недавней,  и с уже подёрнутой вуалью веков историей Германии.
В большой сиреневой папке с документами, имеющими непосредственное отношение к не очень далёкому, но всё же имперскому прошлому Германии, меня привлёк невыразительный с виду листок бумаги, немного увеличенного размера, с заломанными и износившимися краями, написанный размашистым почерком, показавшимся мне знакомым. Подпись внизу заявления, а это было именно заявление о приёме в «Школу Немецкой Революции», не оставляла сомнений – автор – Владимир Ульянов.
Да-да, тот самый Владимир Ильич Ульянов.
Организатор и руководитель Великой Октябрьской социалистической революции, основоположник марксизма-ленинизма, создатель первого в мировой истории социалистического государства…
В  45-ти километрах от того самого Потсдама находится монастырь Ленин – Kloster Lehnin – бывшее цистерцианское аббатство, основанное в 1180-ом году.
Существует красивая легенда, как возник монастырь. Бранденбургский маркграф Оттон после охоты уснул под дубом. Явившийся в тревожном сне белый олень хотел поразить маркграфа своими рогами, все попытки отбиться не приводили к успеху. Оттон воззвал ко Христу – и видение исчезло. Толкователи снов приняли образ оленя за символ язычества и посоветовали маркграфу основать на этом месте крепость для защиты от языческих божеств. Оттон же основал монастырь.
Эта легенда неуловимо напоминает легенду об основании города Вильнюса князем Гедемином.
Название монастыря объясняется по одной версии именем европейской лани, по легенде приснившейся Оттону, а среди этих животных встречаются абсолютно белые особи, по другой же – производным словом от слова «лен» – земельное владение в средневековой Европе. Есть ещё в немецком языке глагол «lehnen» – опереться. Вероятно, монастырь предназначался служить некоторой опорой против восточных соседей, активно навязывавших европейским жителям язычество.
Цистерцианцы отличились в мировой истории особо затворническим и созерцательным образом жизни. Не исключено, что это и послужило основной причиной упразднения цистерцианских монастырей в Европе, активно забурлившей примерно со второй половины XVIII-го века.
Впрочем, вдвое короче путь из монастыря до Бранденбурга на Хафеле, да и в средние века монастырь играл существенную роль в развитии Бранденбургской марки – весьма значительном княжестве Священной Римской Империи, существовавшем аж с 1157-го года до заката Империи в 1806-ом году.
Итак, Ленин.
Спустя почти 90 лет после смерти вождя Революции стали доступны материалы, проливающие свет на возникновение имени Ленин – псевдонима, взятого Ильичем ещё в 1895 году.
В этой же сиреневой папке более поздние документы, а именно, 10-го и 11-го годов двадцатого века, свидетельствовующие о тесных взаимоотношениях создателя Третьего Интернационала с преподавателями «Школы Немецкой Революции» в бывшем монаcтыре Lehnin. Несколько характеристик курсанта на разных этапах обучения, ведомости теоретических и практических экзаменов. Оценки, как и следовало ожидать, только отличные.
Когда Владимир Ульянов впервые в мае 1895-го года выехал за рубежи Родины – в Германию и Францию – где познакомился с деятелями международного рабочего движения довольно-таки радикального толка, решительно стоящими на позициях насильственного решения дела освобождения рабочего класса от капиталистического гнёта, в Германии он был завербован в школу подготовки террористов-революционеров, находившуюся в бывшем монастыре Lehnin, в полусотне километров от Потсдама. Однако, как следует из документов Федерального архива Германии, сразу полноценное обучение по предусмотренной школой программе не получилось. Ильич выпросил отсрочку и вернулся в Россию, где вместе со Львом Мартовым, урождённым Юлием Осиповичем Цедербаумом, занялся объединением разрозненных кружков марксистов в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Но, возвращаясь в Россию, Владимир Ульянов уже твёрдо знал, под каким именем будет готовить революцию на своей Родине.
Позже эту титаническую и с огромным успехом проделанную работу по созданию «Союза» Ульянову-Ленину зачли на практических занятиях. И об этом тоже есть документ в сиреневой папке.
Но вернёмся к 1899-му году, когда в ссылке в селе Шушенское, что в далёкой Сибири, на правом берегу Енисея, в шести десятках километров от Минусинска, Владимир Ильич, курсант «Школы Немецкой Революции», написал в редакцию «Рабочей газеты» «Проект программы нашей партии» и подписал сию статью – Н. Ленин. Это – первое применение Ульяновым нового псевдонима.
Через почти десять лет, во второй эмиграции 1908 – 1912 годов, Владимир Ленин два года учился в «Школе Немецкой Революции», прошёл подготовку по полному курсу терроризма – 680 часов теоретических и почти 300 часов практических занятий. Стратегия, тактика и практика революционной борьбы. Её тонкости, детали и подробности Владимир Ленин постиг в совершенстве.
Большая сиреневая папка в Государственном архиве Германии раскрыла лишь одну из тайн теснейших взаимоотношений России и Германии на протяжении практически всей мировой истории.
Сколько открытий ещё впереди.
И остаётся лишь надеяться, что российские военные ведомства передадут архивы хотя бы сто и более летней давности в ведение министерства культуры. Вряд ли с высоты стольких лет есть смысл скрывать какие-либо исторические явления и действия исторических персонажей, пусть даже и не совсем корректные и джентльменские.
А вдруг есть?


Рецензии