Антра - наследница неба. Т. 1, Ч. 2, Гл. IV

                Глава IV. Брандер и шхуна


    После ужина Учитель пригласил в гостиную первого этажа
Пьера и Гастона. На столе лежал тот самый фолиант с чертежами
кораблей. Молчальник открыл его в том месте, где ранее он по-
ложил закладку.
   – Посмотрите на чертёж. Это брандер, небольшое судно, пред-
назначенное для минирования и поджога кораблей противника.
В отличие от других конструкций этот брандер может подойти
незаметно даже к самому неприступному, отлично охраняемому
кораблю. Дело в том, что он движется под поверхностью воды.
Правда, он лишь слегка может маневрировать на вёслах. Лучший
способ приблизиться к кораблю врага – это оказаться ночью со
стороны наветренного борта, тогда можно на парусах подойти
и таранить неприятеля. Но брандер, показанный на этом рисун-
ке, слишком мал, чтобы таранить и взорвать огромный испан-
ский галеон. Я предлагаю более простой вариант. Мы возьмём
захваченный у испанцев ял, затопим его и с помощью кожаных
мешков, надутых воздухом, уравновесим его так, чтобы бор-
та яла поднимались над водой не более чем на ширину ладони.
Положим бочонки с порохом в водонепроницаемую оболочку.
Поставим чёрные паруса в виде крыльев по правому и левому
борту, и ночной бриз понесёт брандер на галеоны. На клотиках
кораблей всегда горит белый фонарь, так что промахнуться даже
в кромешной тьме брандер не сможет. Кормовым веслом легко
подруливать на подходе к борту галеона. На буксире будет идти
маленький ялик, на котором можно спастись после поджога за-
пальных шнуров, не дожидаясь удара брандера о борт корабля.
Главное – вовремя поджечь запальные шнуры и уйти в сторону.
   – Великолепно! – воскликнул Пьер. Уж он-то сумеет взорвать
один из испанских галеонов.
   – О нет! – опередил его Учитель. – Не надейтесь, вашими
жизнями рисковать я не намерен. Всё сделает этот испанец.
   – Как? – вскричали в один голос Гастон и Пьер. – Вы ему ве-
рите?!
   – Нет, не верю. Надеюсь только на его алчность. Чтобы полу-
чить обещанный куш, он пойдёт на всё. Дело в том, что он, как
и остальные пленные, считает военную кампанию проигранной.
Тем более, что они лишились главных своих командиров и не

                74

знают истинного соотношения сил. Наш шанс на победу в нашей
выдержке и в том, чтобы перехитрить врага. Они теперь одино-
кие волки, каждый только за себя. За деньги они будут предавать
своих вчерашних товарищей направо и налево. У них психоло-
гия мародёров. Когда они уже не могут грабить хорошо органи-
зованной стаей, то бесчинствуют в одиночку. А этот Усаторре
– циничный негодяй, разжалованный из офицеров. Видимо, нет
такой низости, на которую он не пошёл бы ради денег. Так что
гарантия нашего успеха в том числе и в низости и алчности этого
Усаторре. Набирайтесь ума, сеньоры! Наука компромисса и аб-
сурда даёт иногда б;льшие плоды, нежели тысячная армия. Если
мы уничтожим галеоны или хотя бы устроим на них сильный по-
жар, они уберутся отсюда, и мы надолго освободим наш край от
непрошенных гостей. А теперь оставьте меня, я буду продумы-
вать дальнейшие действия.
   Время покажет, как ошибался Молчальник в оценке Усаторре.
В плане Молчальника оставалось одно слабое место. Если ,бран
дер обнаружат раньше времени или случайным выстрелом убьют
или возьмут в плен Хайме Усаторре – это будет провал.
Капитаны кораблей быстро сообразят, что оставаться на вну-
треннем рейде перед крепостью опасно, и отойдут в открытое
море. Они станут недоступны и, обдумав сложившуюся ситуа-
цию, сделают ещё одну попытку штурма.
    Конечно, есть возможность спасти детей бегством, перепря-
тав золото, но замок и все сокровища культуры и науки, будут
отданы на разграбление самому свирепому и безжалостному во-
инству Европы. Как бы ни было сложно и рискованно, но один из
галеонов должен быть уничтожен полностью со всей командой и
десантом. От такого удара испанцы уже не оправятся. «Думать,
думать, – говорил себе Молчальник, вглядываясь в тлеющие по-
ленья камина. – Итак, первое – распустить слух, что часть зо
лота уже переправлена в другое место; второе – накануне атаки
брандера попытаться напоить экипажи кораблей, спровоцировав
нападение на барку, загруженную бочками с вином. На берегу
ещё болтаются десятки бежавших после провала штурма испан-
ских солдат. Вот мы и сделаем их исполнителями нашего плана.
Но сможем ли мы за один два дня переоборудовать обычный ко-
рабельный ял в брандер?..»
   В это время вошёл Пьер и сказал, что у Гастона имеется ещё
               
                75

один план и он просит Учителя выслушать его. Молчальник мед-
лил, он ещё был во власти своих невесёлых мыслей.
    – Ну что же, зови нашего отважного друга, что-то он нам
присоветует... Но прежде пусть придёт Антра. Мне нужно обсудить
с вами двумя наше будущее на случай самого опасного развития
событий.
    Когда Антра и Пьер уселись подле камина, Учитель сказал:
    – Дети мои, не могу скрыть от вас некоторые обстоятельства
и, считая вас достаточно взрослыми, хочу, чтобы мы все трое
приняли ответственное решение.  Думаю,  что испанцы сейчас
в растерянности, они ещё не свыклись с мыслью, что штурм не
удался, они потеряли двух главных предводителей. Но их слиш-
ком много, и призрак проклятого туземного золота продолжает
будоражить их алчность. Боюсь, они решатся ещё на один штурм
и, наученные горьким опытом, уже не попадутся в ловушку. На-
ших боеприпасов хватит не более чем на восемь часов отчаянно-
го боя, а потом нас возьмут голыми руками. Таким образом, либо
мы потопим хотя бы один галеон, либо нам предстоит бегство,
но за оставшиеся день-два мы не сумеем основательно к нему
подготовиться. На нашей совести гарнизон и крестьяне, всё это
время они мужественно сражались рядом с нами и терпели ли-
шения. Кроме того, у нас много раненых.
   – Я лучше погибну, чем предам их, – воскликнула Антра. –
Бежать поздно и подло. Ждать, что испанцы уйдут, – самообман.
   – Победа или смерть! – воскликнул Пьер.
   – Да, победа или смерть... – прошептала Антра. Неведомый
до селе страх пронзил её, нет, не перед врагом, а страх за жизнь
самых близких людей. Она скорбно сложила руки на груди.
   – Будь что будет... – задумчиво произнёс Молчальник. – Я бла-
годарен судьбе за то, что рядом со мной бьются два таких благо-
родных сердца. Что-то мне подсказывает, что мы победим и на
этот раз. Пьер, где Гастон? Пусть войдёт, может. его план и есть
наш единственный шанс.
   – Учитель, – сказал Гастон, – я так мало успел рассказать
о себе. Мы подружились с Пьером в бою, и с тех пор я полюбил
его, Антру и вас. Но я до сих пор робею перед вами, а последние
события так отвлекли всех, что мне неудобно было отнимать у
вас время. Но сейчас столь ответственный момент в жизни ва-
шей семьи, что молчать не могу.
                76

И Гастон рассказал то немногое о себе, что знал сам и что ему
рассказывали крёстная и его покойный опекун.
    – Так вот, – продолжал Гастон, – та шхуна, что оставил мне
в наследство опекун, находится в отличном состоянии и спря-
тана в небольшой закрытой бухте примерно в полутора лье на
восток от замка. Она в вашем распоряжении. Среди моих друзей
юности есть два отличных молодых моряка, они живут на шхуне
и ждут меня, а шкипер перед вами. Это небольшой, но быстро-
ходный парусник. Во всей округе на двадцать лье по побережью
не сыщется такое быстроходное судно. Всё, что ему нужно, – это
свежий ветер. Вот я и подумал, в атаке на галеоны мой парусник
сможет сыграть решающую роль. В случае, если в силу непреодо-
лимых обстоятельств вам и Антре с Пьером необходимо будет
бежать, лучшего судна вы не найдёте. Приказывайте, Учитель.
Юноша почтительно замолчал. В глазах Антры блеснули слёзы
Молчальник же вымолвил так тихо, будто говорил сам с собой:
     – Я с самого начала знал, что мы имеем дело с благородным
и бесстрашным дворянином. Я даже кое о чём догадывался. Но
шхуна – это царский подарок. Твой опекун знал, кому её заве-
щать. Ну что ж, капитан, теперь излагай свой план действий, ты
наверняка его продумал.
    – Видите ли, Учитель, две небольшие пушки на борту шхуны
не смогут причинить заметный вред большим кораблям. Но если
взять несколько ваших ракет и в темноте со стороны моря на-
пасть на галеоны...
Молчальник поднял руку:
   – Достаточно, ты мыслишь, как прирождённый воин. Сколь-
ко человек тебе нужно в экипаж?
– Мне необходимо набрать четырёх опытных матросов, двое
у меня уже есть.
– Трёх, а не четырёх, – воскликнул возмущённый Пьер, – как
ты мог забыть меня, я иду с тобой, мы сожжём адмиральский
галеон.
    – Прости, Пьер, но здесь в замке ты нужен не меньше.
    – О нет! – вскричал юноша. – Я иду с тобой, клянусь честью.

               






                77


Рецензии