Пуанты и корона. Матильда Кшесинская и Николай II

               
             музыкально-литературная программа
                м о н о с п е к т а к л ь
           по воспоминаниям Матильды Кшесинской.               


                Музыка

Этот день я буду помнить всю свою жизнь! Небольшой уютный зал Императорского Театрального училища был заполнен до отказа. Занавес был поднят, гремела музыка и по ярко освещённой сцене в нарядных костюмах пёстрыми бабочками кружились, то слетаясь, то разлетаясь в разные стороны, лёгкие фигурки будущих танцовщиков и балерин. Шёл выпускной спектакль.

                музыка

Из боковой ложи за происходящим на сцене с интересом наблюдали высокие гости:  сам Император России Александр III и все его родственники.
Танцевать в присутствии всей Царской семьи!  Такого ещё не бывало! И как же волновались за кулисами, дожидаясь своего выхода, юные выпускники и выпускницы.
Я же никакого волнения не испытывала, только сильное возбуждение, как перед ожиданием чего-то необычного и прекрасного.
С той поры, когда четырнадцатилетней девочкой я увидела блистательный танец знаменитой Вирджинии Цукки, я работала как одержимая, мечтая стать такой же замечательной артисткой, и к моменту выпуска чувствовала себя уверенной н надеялась  блеснуть  своим  искусством...

                музыка

Но вот отгремел оркестр, опустился занавес, и мы, разгорячённые и счастливые, как были в костюмах, собрались в большой репетиционной зале для встречи с государем.

                музыка

Он вошёл под руку с улыбающейся императрицей Марией Фёдоровной в сопровождении Наследника Цесаревича Николая Александровича н всех своих братьев с супругами и детьми.
  Я стояла в стороне н во все глаза глядела на Государя, которого впервые видела так близко. По традиции начальница и классные дамы готовились представить Александру III двух лучших воспитанниц училища, и я очень сожалела, что не входила в их число, так как была приходящей ученицей.
Оглядев всех с улыбкой, Александр III громко и зычно спросил:
— А  где же Кшесинская?
Это было нарушением всех правил и вызвало замешательство. Начальница и классные дамы засуетились, кинулись ко мне и подвели к Государию. Я сделала глубокий поклон, а Государь протянул мне руку и сказал:
— Надеюсь, вы станете украшением и славою нашего  балета.
  Трудно передать, что сделалось со мною в тот момент. Помню, что вспыхнула до корней волос, и хотя не могла от неожиданности вымолвить ни слова, всё во мне кричало от нахлынувшего счастья: "Я смогу, я стану!"
               
                Музыка

  Как зачарованная шла я в окружении Царской семьи в столовую, где был сервирован ужин. Государь сел во главе одного из длинных столов и сказал мне:
—  А вы садитесь рядом со мной.
С другой стороны от меня он усадил Наследника и шутливо заметил:
— Смотрите, только не флиртуйте слишком!
Я  взглянула на Николая... и сразу же влюбилась в него!
 Я  не помню, о чём мы говорили. Помни только его глаза, такне голубые,  притягивающие. Их  взгляд проникал в мою душу, словно лаская её, от чего сердце начинало бешено колотиться. У него была ласковая, застенчивая и немного грустная улыбка, и я как-то сразу позабыла, что сижу рядом с наследником царского  престола. В эти минуты мы были просто молодыми людьми, которие прониклись симпатией и сразу привязались друг к другу.
Когда мы прощалнсь, мне показалось, что тень грусти мелькнула на его лице, и я вдруг поняла, что не безразлична ему.
  (на музыке)
Как на крыльях летела я в тот вечер домой, всю ночь не могла заснуть в всё думала, думала, думала... Мне было семнадцать с половиной лет!
         (конец музыки)
 
И снова всё, как прежде: училище, репетиции, подготовка  к  экзаменам... Но что-то нзменилось. Что-то новое зарождалось в моей душе. Я не знала толком, что это, только видеть Царевнча стало необходимостью, неотступной мечтой.
  Но увы! Видеть его я могла только издали, случайно. Правда, по тому, как он оборачивался и смотрел на меня,  я почувствовала, что и он  думает  о  том же, и это позволяло мне надеяться, что может быть, когда нибудь...

                музыка

  Тем временем я получила дебют —  небольшой номер из одного балета.
(на музыке)
«Госпожа Кшесинская произвела самое приятное впечатление. Грациозная, хорошенькая, с весёлой детской улыбкой... Пораэила безупречная верность движений и красота стиля. У неё блестящее будущее..."
       (конец музыки)

Меня приняли в труппу Имераторских театров! Мы выступаем в Царском селе, где с гвардией находится Цесаревич. Наконец-то, наконец я могу видеться с Наследником!

                Музыка

  Он приходит в театр каждый день. Ему нравится моё выступление в «Пиковой  даме»  Чайковского.  Я танцевала в костюме пастушки в Пасторали. Мы с партнёром изображали фарфоровые статуэтки,  и нас выкатывали на сцену на подставках. Мы спрыгивали с них, танцевалн, а затем вскакивали обратно на подставку, и нас увозили за кулисы. И всё это под чудесную мелодию.
                Музыка
  Да, он приходит в театр ко мне каждый день. Мы разговариваем с ним через окно моей гримёрной. Он такой необыкновенный и умный! Он обожает оперу и театр. Представляете, он договорился сыграть маленькую роль в «Eвгeнии Онегине»! А какой он наездник! Как он держится в седле! Оказалось, что мы оба любим быструю езду, и однажды он заехал за мной на тройке, которой управлял сам...
      (музыка),
и мы носились по заснежениой равнине как сумасшедшие, до самого утра!
      (конец музыки)

  Неужели это случилось, и мы стали близки?! Я называю его теперь "мой дорогой Ники". Он часто приезжает ко мне, а когда не позволяют дела, присылает очаровательные записки. Мы видимся  где придётся: в карете, на репетициях, на спектаклях...
 
       (на музыке)
        Он называет меня «своей дорогой панни», но мне больше нравится, когда он зовёт меня Малечкой. Он подарил мне прелестный браслет, усыпанный бриллиантамн, с большим сапфиром.  Я сняла небольной дом и уютно обставила наше гнёздышко. Мы ведём в нём тихий и уединённый образ жизни. Ники обычно приезжает  вечером к ужину. Иногда мы устраиваем небольшие вечера, и у нас бывает много гостей. Я безмерно счастлива!
        (конец музыки)

Однажды отец спросил меня, понимаю ли я, что никогда не смогу выйти замуж за Ники? Да, понимаю,  но не хочу даже думать об этом! Я обожаю Ннкн, думаю только о нём и о нашем счастье, хотя бы и кратком...

                музыка

Неужели сбывается всё, к чему я так стремилась? Неужели уже в этом сезоне я буду танцевать первые роли и стану настоящей балериной! Я верила, что так и будет, но не предполагала, что осуществится это со сказочной быстротой. А случилось так. Неожиданно нашу сцену покинула капризная итальянская прима Карлотта Брианци. Заменить её в главной роли доверили мне. Успех был огромный! Но ещё большим успехом пользовалась я, когда танцевала свой любимый «Русский танец».

                П. Чайковский "Русский танец "

Да, успех был огромный. С нескрываемым торжеством читала я первую заграничную рецензию на моё выступление:
«Новая звезда, мадемуазель Кшесинская,  выступила блистательно. Этот успех очень обрадовал русских, поскольку он был одержан воспитаннницей русской национальной школы... Молодая прима-балерина имеет все: обаяние, безупречную технику, законченность исполнения н идеальную лёгкость. Это готовая актриса!"

                музыка

«Ники, мой дорогой Ники, спасибо за цветы! Ты можешь гордиться своей Малечкой! Недавно ко мне в гримёрную зашёл сам Чайковский н после милых, добрых  и  лестных  слов  выразил  желание  написать  для меня балет. Каково, а? И ещё - я хочу попросить «Эсмеральду», ту самую, которую так изумительно танцевала Цукки. Ты знаеть, что это моя давнишняя мечта. Завтра же наберусь храбрости  и  пойду  к Петипа.

                музыка

Наш знаменитый н всевластный балетмейстер терпеливо, с понимающей улыбкой выслушал мою сбивчивую, горячую речь и спросил, смешно коверкая русские слова:
        — А ти любиль?
Любила ли я? Да, люблю и любима!
— А ти страдаль?
Этот вопрос показался мне странным. Отчего мне страдать, когда всё в жизни у меня так чудесно складывается...
И тогда Петипа, плотнее укутавшись в свой клетчатый плед, сокрушённо покачал головой и сказал, что мне ещё рано танцевать Эсмеральду, что только испытав всю глубину страданий любви, можно по-настоящему понять и исполнить эту роль.

        ( на музыке) Милый, смешной н великий старик, я тогда и не подозреввла, как ты был прав!
        (конец музыки)

        И вот наступнло печальное лето, лето моих первых страданий. Ники стал всё реже и реже приезжать ко мне. Тяжёлое предчувствие, которое овладело мною, не обмануло меня. 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Наследника Цесаревича с принцессой Алисой.

             (музыка)
Ники попросил меня о последнем свидании. Мы встретились на Волконском шоссе... Выло  очень грустно... Когда  он  уезжал,  я  стояла  и смотрела ему вслед. Я глядела вслед моему уходящему счастью...
            (конец музыки)

Предстоял  новый  сезон, и я понимала, что для меня он будет тяжёлым. При всех я старалась казаться беззаботной и весёлой, но оставаясь одна... Я уже не предавалась мечтам, как прежде. Им на смену пришли долгие раздумья о будущем.
Сейчас мне невыразимо тяжело, но...  быть может, прав Петипа и настоящего искусства без страданий не бывает? Быть может, это испытание ниспослано мне свыше, и надо принять его как благо, пройти через него, если я хочу стать настоящей артисткой. Надо только не растерять себя в душевных переживаниях. Надо стать сильной, чтобы идти дальше, навстречу той жизни, которая меня ожидает. Мне всего 22 года. У меня много друэей, готовых  придти на помощь, Я верю в своё призвание, верю в свою путеводную звезду. Теперь я готова  танцевать  Эсмеральду   и   знаю,  что  она  станет   моей   лучшей   ролью.  Я верю, что ещё не раз покорю мир своим искусством, что стану лучшей из лучших.  И   надо  верить,  что  я  ещё  буду  счастливой.  Я верю.
Я ВЕРЮ!!
                музыка

                Конец


Рецензии