Не хочу воровать и врать!

Как и когда я приобрела эту невероятную для нашего общества патологию, сама не знаю. Все-таки в раннем детстве, хотя росла не в религиозной семье, ни о каких там «ни убий, ни укради» не слышала, моральному кодексу строителей коммунизма меня еще не учили. Может быть детские книжки, которые я очень рано научилась читать, виноваты. Всякие ведь попадались: сказки всех народов, притчи Льва Толстого, басни, рассказы. Порой и на то, что еще не могла понять по возрасту, замахивалась. Откладывала, ощущая почти зрительно темноту своего разума, но что-то, видно, оставалось.

Не то, чтобы я  никогда не брала чужого и никого не обманывала. Такое для прожившей достаточно долгую жизнь в нашей стране, пожалуй, вообще невозможно. А вот не хочу и все! Лучше всего подобное сформулировал мой младший сын в свои 4 – 5 лет, когда я тщетно пыталась его уговорить встать в хоровод у елки.
- Ну, смотри, все  же детки в хороводе!
- Все пусть, а я не хочу!

Одно из ярких воспоминаний детства – автобус, на котором мы ехали с родителями со своего садового участка. За человека нужно было платить 6 копеек, а за ведро с вишней 10 копеек. За вишню родители не платили, и я стояла, вжимаясь в заднюю стенку автобуса, со страхом ожидая окрика тетки кондукторши. Мне почему-то было невообразимо стыдно.  От этого  стыда мне  так и не удалось избавиться ни в юном,  ни в зрелом, ни в пожилом возрасте.  Наблюдала, как беззастенчиво государство обворовывает и обманывает своих граждан, видела, как растаскиваются предприятия, заводы и не хотела принимать в этом участие. В  советское время даже воровство с предприятий называли не воровством, а «умением жить», все это поощрялось и приветствовалось, но вот, поди же ты! Правда, я и не работала на таких предприятиях, где можно было много воровать, но наш человек везде лазейки находил. Хоть рулон бумаги, карандаш, ручку  да утащит. А мы на свои деньги покупали нужную для работы литературу. Стоила она достаточно дорого, к тому же не так просто было ее найти. Какой трагедией обернулся пожар в корпусе, когда сгорели все эти многолетние приобретения!

Подруга врач с легкостью объясняла прием подношений от больных:
- Если бы у нас была достойная зарплата!
- А у кого она была достойная?
У кого-то все-таки была. У тех, кто, несмотря на это, воровал в особенно крупных размерах. И тоже с легкостью объясняли свои действия:
- Ну, ведь все же воруют!

Старшему сыну, когда он после окончания механико-математического факультета университета захотел пойти в предприниматели, я долго  объясняла, что воровать, надо  учиться с детства. Я его этому не научила. Не пошел.

Так вот и живем.
- Все пусть, а я не хочу!
Хорошо ли, плохо ли. Мне себя уже не изменить.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.