Фридрих Ницше Так говорил Заратустра...
(«О войне и войнах»).
— Те же, кто расставил западни для людей и назвал это государством, – разрушители: меч и сотню вожделений навязали они всем.
— … у каждого народа свой язык добра и зла, и в этом один народ непонятен другому.
— … для лишних и было изобретено государство.
— Поистине, мало кто может овладеть тем, кто владеет лишь малым: хвала бедности! Только там где кончается государство, начинается человек.
(«О Новом Кумире»)
— Где оканчивается уединение, там начинается базар: там, где базар, там шум великих актёров и жужжанье ядовитых мух. В мире самые лучшие вещи ещё ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков: великими людьми называют только этих представляющих …
— У актёра есть дух, но мало совести духа.
— Беги в своё уединение! Слишком близко жил ты к маленьким и жалким; беги от их невидимого мщения! Нет в них ничего, кроме мести.
— Бывают они любезны и предупредительны с тобой. Но таково всегда было благоразумие трусов. Да, трусливые умны!
Своей мелкой душой они много думают о тебе: ты всегда вызываешь у них подозрение. Всё, о чём много думают, становится подозрительным.
Они наказывают тебя за добродетели твои, а прощают – зато полностью – только ошибки твои.
— Да, друг мой, укором совести являешься ты для ближних своих: ибо недостойны они тебя. Потому они ненавидят тебя и готовы высасывать кровь твою.
(«О базарных мухах»).
— … как искусно пёс чувственности умеет молить о духе, когда ему отказано в теле!
— Познающий неохотно погружается в воду не тогда, когда она грязная, а когда она мелкая.
(«О целомудрии»).
— … часто с помощью любви хотят всего лишь перескочить через зависть.
(«О друге»).
— … Ваша любовь к ближнему – это всего лишь дурная любовь к самим себе.
— … Я посоветую вам бежать от ближних и любить дальних!
— В не выносите себя и недостаточно себя любите: и вот вы хотите соблазнить ближнего своего на любовь к вам и позолотить себя его заблуждением.
— Один идёт к ближнему, потому что ищет себя, а другой – потому что хочет себя потерять. Ваша дурная любовь к себе превращает ваше одиночество в тюрьму.
(«О любви к ближнему»).
— … ведомо ли тебе уже слово «презрение»? А муки справедливости – быть справедливыми с теми, кто презирает тебя, – знакомы тебе? Многих ты принуждаешь изменить мнение о тебе: за это они жестоко отмстят. Ведь ты приблизился к ним и, всё-таки прошёл мимо: этого они никогда тебе не простят.
Ты поднимаешься над ними: но чем выше восхождение, тем меньше видит тебя око зависти.
— Как можете вы быть справедливы ко мне? Я выбираю вашу несправедливость как долю, мне предназначенную…
— Остерегайтесь добрых и праведных! Они охотно распинают всякого, кто сам создал себе добродетель: они ненавидят одинокого.
— Но самый опасный враг, который может повстречаться тебе, – это ты …
— С любовью и жаждой созидания иди в уединение своё … и только потом, хромая, поплетётся за тобой справедливость.
(«О пути созидающего»).
— Говорить о женщине следует только с мужчинами.
— Всё в женщине – загадка, и на всё это есть одна разгадка: беременностью зовётся она. Мужчина для женщины – средство: цель же всегда – ребёнок.
— Женщина мало что смыслит в чести. Пусть же служит честью её – любить всегда сильнее, чем любят её, и в любви никогда не быть второй.
Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит …
— мужчине следует остерегаться женщины, когда она ненавидит: ибо в глубине души своей только зло, она же – скверна.
— Идёшь к женщине? Не забудь плётку!
(«О старых и молодых женщинах»)
… Если есть враг у вас, не воздавайте ему за зло добром: ибо это унизит его. Напротив, убедите его, что он сделал вам добро.
— Благороднее признать себя неправым, чем держаться за право своё, в особенности, когда прав. Но для этого надо быть достаточно богатым.
(«Об укусе змеи»)
— Эта ваша любовь к женщине и любовь женщины к мужчине…. Чаще всего лишь двое животных угадывают друг друга.
(«О ребёнке и браке»)
Многие умирают слишком поздно, а иные – слишком рано…. Умри вовремя!
— … как может вовремя умереть тот, кто жил не вовремя?
— Все относятся к смерти серьёзно: но пока она ещё не стала праздником. Люди не научились ещё чтить самые светлые праздники.
— … У кого есть цель и преемник, тот пожелает смерть вовремя, тогда, когда это удобно для цели и для преемника.
— У одних раньше стареет сердце, у других – ум. Иные бывают стариками в юности, Но кто поздно юн, долго остаётся таким.
— Зрелый муж больше ребёнок, чем юноша, и меньше скорби в нём: лучше понимает он смерть и жизнь.
— Даже в смерти должны пылать дух ваш и добродетель … иначе смерть ваша плохо удалась вам.
(«О свободной смерти»)
— Врач, исцелись сам, тогда исцелишь ты и больного своего. Но лучшим исцелением будет для него, если он своими глазами узрит того, кто сам исцелил себя.
— Познающий должен не только любить врагов, но и уметь ненавидеть друзей своих.
(«О дарящей добродетели»)
— Познающий ходит среди людей, будто они – животные.
— Поистине, не люблю я милосердных, блаженных в сострадании своём: совсем лишены они сердца. Если должен я сострадать, то всё же не хочу я называться сострадательным; а если сострадаю, то только на расстоянии.
— … так или иначе, сострадал я страждущим: но всегда казалось мне, что лучше бы делал я, если учился больше радоваться.
— Большие одолжения вызывают не чувство благодарности, а желание мстить …
— Будьте не равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете.
(«О сострадании»)
— Трудно жить с людьми, ибо трудно хранить молчание.
(«О сострадательных»)
— Добродетель – это то, что вы больше всего любите в самих себе.
(«О добродетельных»)
— Жизнь – источник радости, но всюду, где пьёт толпа, источники отравлены.
(«О толпе»)
— … не доверяйте никому, в ком сильно стремление наказывать!
(«О тарантулах»)
— Чтобы поверил я в искренность вашу, должны вы сначала сломить в себе волю к поклонению.
— Дух есть жизнь, … собственным стремлением умножает она знание своё …
(«О прославленных мудрецах»)
— … нельзя ответить злее, чем сказать правду мудрости своей.
— … расположен я к мудрости, и часто даже слишком расположен, – всё это от того, что очень уж напоминает она мне жизнь!
(«Плясовая песнь»)
— И вот какую тайну поведала мне жизнь: «Смотри, – сказала она, – я есть то, что постоянно преодолевает самоё себя»
— … Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой.
(«О самопреодолении»)
— Имейте же смелость поверить себе и нутру своему! Кто не верит себе, тот всегда лжёт.
(«О незапятнанном познании»)
— Ибо люди не равны: так гласит справедливость.
(«Об учёных»)
— Настоящее и минувшее на земле … это самое невыносимое для меня: и не будь я провидцем того, что грядёт, не знал бы я, как мне жить.
(«Об избавлении»)
— Моя первая человеческая мудрость в том, что я даю себя обманывать, чтобы не остерегаться обманщиков.
— И если тот, кто живее среди людей, не хочет умереть от жажды, он должен научиться пить из всех стаканов; и кто хочет остаться чистым, оставаясь среди людей, должен уметь мыться и грязной водой.
(«О человеческой мудрости»)
— … человек живёт только тем, что внутри него.
— Кто чересчур щадит себя, тот начинает заболевать от этого!
— Откуда произошли высочайшие горы?.. Из самых глубин должно всё высочайшее взойти на высоту свою.
(«Странник»)
— Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье – женщина.
(«О блаженстве против веры»)
— … люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.
— … тот, кто хвалит, делает вид, что воздаёт должное, но на самом же деле сам он хочет получить ещё больше.
— Они умерены в добродетели, ибо хотят они комфорта. А с комфортом совместима лишь умеренная добродетель.
— Но много джи у маленьких людей. Некоторые из них имеют свою волю, но большинство лишь служит воле других.
— Только тот, в ком достаточно мужского, освободит в женщине женщину.
— Всегда делайте то, к чему стремится воля ваша, но сперва станьте теми, которые могут хотеть.
— Любите и ближних своих, как самих себя, – но прежде станьте теми, кто любит самого себя.
(«Об умаляющей добродетели»)
— … разве может их зависть вынести счастье моё?
— Разве вынесли бы они счастье моё, если б не скрыл я его под несчастьями …
— У одного одиночество – это бегство больного, а у другого – бегство от больных.
(« На горе Елеонской»)
— … там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!
(«О прохождении мимо»)
— … среди людей будешь ты всегда чужим и диким для них:
— даже когда они будут любить тебя: ибо, прежде всего, хотят они, чтобы щадили их!
(«Возвращение»)
— … Человеку трудно нести и выносить себя! И всё потому, что тащит он на плечах своих много ненужного. И особенно трудно тому, кто силён, вынослив …
— Трудно открыть человека, а самому себя – труднее всего; часто дух лжёт душе.
(«О духе тяжести»)
— … поистине, стыжусь я того, что приходится мне быть ещё и поэтом!
— … человек есть нечто, что должно преодолеть,.. — он есть мост, а не цель …
— То, что делаешь ты, никто и никогда не сделает тебе…. Воздаяния не существует. Кто не может повелевать, тот должен повиноваться. Есть многие умеющие повелевать себе, однако многого ещё недостаёт им, чтобы повиноваться себе самому!
— Кто из черни – тот хочет жить даром; мы же другие, кому жизнь – дана, мы постоянно размышляем: что лучше дать нам взамен!
— Наслаждение и невинность – самые стыдливые вещи, они не хотят, чтобы их искали. Их надо иметь – искать же следует только вину и страдание!
— Добрые никогда не говорят правды; для духа быть добрым – болезнь.
— … Всё, что имеет цену, не имеет большой ценности.
Пусть будет отныне честью вашей не то, откуда происходите вы, но то, куда идёте.
— … многое в мире дурно пахнет: ибо само отвращение даёт крылья и силы, угадывающие чистые источники!
— Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!
— Глупость добрых необыкновенно умна.
(«О старых и новых скрижалях»)
— У каждой души свой особый мир, и мир другой души для неё – мир иной.
— … все вещи вечно возвращаются, а с ними и мы сами, … мы существовали уже несчётное число раз, а снами – все вещи.
— Души также смертны, как и тела. Но связь причин, в которую вплетён я, вновь возвратится и вновь создаст меня! И сам я – одна из причин вечного возвращения.
(«Выздоравливающий»)
— … давно уже не стремлюсь я к счастью – я стремлюсь к делу своему.
— Будь там, где ты есть!
(«Жертва медовая»)
— Лучше не знать ничего, чем многое наполовину! Лучше на свой страх и риск быть дураком, чем мудрецом за счёт чужих мнений!
(«Пиявка»)
— … дарить – это искусство, последнее, величайшее искусство доброты.
(«Добровольный нищий»)
— И чем подчиняться, уж лучше отказывайтесь, – и поистине, я люблю вас за то, что не умеете вы жить в настоящем, вы, высшие люди! Ибо так живёте вы лучше всего!
— … неспособность ко лжи отнюдь не то же самое, что любовь к истине
— Я вижу ты сел на коня? И быстро несёшься вверх, к своей цели? Ну что ж, скачи, мой друг! Только знай, что хромота твоя скачет вместе с тобой!
(«Неспособность ко лжи»)
— Избегайте во всём рабски следовать отцам вашим, но идите протоптанными тропами, по которым уже ходили добродетель их! Иначе, как подняться вам выше, если воля отцов ваших не поднимается вместе с вами?
— … многим следует избегать уединения.
— … даже у худшей вещи есть пара хороших обратных сторон.
(«О высшем человеке»)
— Так это была жизнь? – скажу я смерти. – Ну что ж! Ещё раз!
— Всё, что стало совершенным, всё зрелое – жаждет смерти!.. Но всё незрелое, вы, хочет жить!
— … всякая радость хочет себя самой, а потому желает и горя!
(«Песнь опьянения»)
* * *
«Тому, кто следует по пятам за истиной, грозит опасность, что когда-нибудь он свернёт себе шею».
(Английская пословица)
* * *
Всё преходящее есть только символ;
Несущественное здесь сбывается;
Неописуемое свершается;
Вечно-женственное влечёт нас ввысь.
(Дословный перевод из мистического хора, из второй части «Фауста» Гёте)
Свидетельство о публикации №214012102352