Записки загранработника-2

( из индийского дневника)

Часть 2.


По просьбе читателей снова открываю дневник моего знакомого и продолжаю публикацию его записок о жизни в Индии в конце 1980х годов.

21 марта 1988г. – Советская колония в Бомбее – это около 250 семей, прибывших из разных городов Союза. Люди – тоже самые разные, но роднит их одно – деньги. Ради них они готовы терпеть любые невзгоды и болезни, ради них матери, имеющие 2х детей на руках, умудряются работать на так называемых внештатных должностях – переводчиками, машинистками, учителями, уборщицами, дежурными и т.д. Зарплата внештатников колеблется от 700 рупий ( уборщица) до 3000 рупий ( врач).
Недалеко от нас живёт семья вице-консула с двумя дочками. Он – мрачный, грубоватый мужчина. Она – тоже неприятная особа в очках, с искусственными передними зубами, видными, когда она неестественно растягивает лицо в нервной улыбке. Она работает в консульской школе – ведёт математику и физкультуру и просто достала мою жену с предложением посидеть ( за деньги!) с её младшенькой, которая там с ней в школе и мешает ей работать.
Пишу это в 1 час ночи. Дежурю по торгпредству вместо коменданта, который недавно уехал без замены. Теперь весь состав ( кроме руководства) должен 1 раз в месяц провести ночь на дежурстве. Шумно работает кондиционер. Прохладно. Хочется спать. Чтобы не заснуть, вспоминаю недавнее местное событие – всеиндийскую забастовку, организованную оппозицией с целью свержения правительства Р. Ганди. 

27 марта – Поездка в г. Вапи на мебельную фабрику г-на Джасани. Выехали в 6 часов утра. Город был под серо-коричневым смогом и было трудно дышать. С восходом солнца было видно, как дым стал подниматься в виде грязного облака, но воздух не становился чище. Промышленные районы уже чадили с утра.
Дорога длиной в 180 км заняла около 4х часов и была совершенно неинтересна.
Джасани сам вёл свой Пежо-504 и развлекал меня индусской музыкой – дуэтом ситара ( струнного инструмента) и табла ( сдвоенных небольших барабанов). Мелодия приятна, но льётся бесконечно долго в различных вариациях и переходах, как фон для раздумий и медленной беседы.
Дорога пролегала по выжженным холмам. На обочине – раздутые туши павших буйволов, которые никто не убирает. Иногда в кювету лежат перевёрнутые старые грузовики. По дороге движется много грузовиков в плохом техническом состоянии, но ярко и аляписто раскрашенных и увешанных гирляндами. Попались несколько машин с развалившимися мостами, груз рассыпался по дороге, а водители обложили большими камнями вокруг место аварии, чтобы предупредить остальных держаться подальше.
Наконец, подъехали к фабрике – большому чистому ангару складского типа. Мебель тут делается из металла и отходов древесины с ламинированным покрытием.  В другом цехе через дорогу делают стулья и мебель из гнутой фанеры. Джасани также показал свой сад на территории фабрики и сказал, что во время подобных инспекции  предпочитает проводить время здесь, а не в цехах, где много рабочих и ручного труда.

  24 апр. – Нас с женой пригласил в гости на обед один богатый индус из среднего класса. Ему 60 лет. Он- владелец фирмы землемеров, консультантов и оценщиков недвижимости. 5 лет тому назад в США ему поставили искуссвенный клапан сердца,  поэтому он двигается и говорит медленно.
В небольшой 4-хкомнатной квартире с видом на море он живёт с матерью (78 лет), женой (45 лет), сыном ( 26 лет), невесткой (20 лет) и слугой. Кроме того, он владеет несколькими квартирами в этом доме, которые сдаёт в аренду.
На открытом балконе уже был накрыт стол вегетарианскими блюдами в индийском стиле. Посуда металлическая – большая тарелка и несколько небольших плошечек. Начали с овощного салата и мангового сока. Потом подали тушёные овощи с блинами (чопати), рис с соусом, трубочки из яиц, кусочки хлеба со специями. В конце было мороженое домашнего приготовления со специями – совершенно невкусное.
Всё время, казалось, они изучали нас, а мы вели себя непринуждённо, пытались тоже есть руками, как они, всё пробовали, правда, с некоторой опаской из-за амёбы.  После обеда сын Раджив пригласил в свою комнату и показал домашний храм с миниатюрными иконками, фигурками и богом Кришной. Раджив – настоящий индус, но молиться предпочитает в своём домашнем храме. Тут же в ряд выставлена вся его обувь.

28 апр. – Снова дежурю ночью в офисе. Вчера было профсоюзное собрание с повесткой – О ходе перестройки парторганизации. Перед началом провели анкетирование – надо было анонимно ответить на вопрос – Что не нравится? Докладчик – секретарь не читал доклад, как обычно, а старался вести беседу и признавал критику. Выступления тоже были неформальные, в духе времени, но как-то не верилось, что все вот так и сразу начали перестраиваться. Было видно, что наши руководители просто неумело играют в гласность по указке сверху.

2 мая- Майские праздники здесь не отмечают. Были в гостях в семье одного специалиста Семёна из Одессы. Смотрели московское ТВ и болтали на разные темы.  После нескольких рюмок Семён начал дискуссию, по его словам, т.е свой монолог, который невозмоно было прервать. Много у него накопилось в душе и он говорил, что испытал на себе сильное еврейское лобби ( в Одессе около 400 тыс. евреев), когда работал гл. энергетиком завода, и вместо Ордена Ленина его послали в Бомбей. Испытал он и одесский рэкет, когда капитан милиции, поймав его за рулём в нетрезвом виде за 2 дня до поездки, потребовал привезти ему магнитофон Шарп.

5 июля – Вторая амёба появилась неожиданно и, как показал анализ, ещё в неактивной форме – в зародыше. У жены нашли другую форму – растительную, которая проникает в печень. Обе формы амёбы – вредны и опасны, а главное – мы беззащитны и не знаем, как она в нас попадает. Толи это вода, толи пища! Но ощущение ужасное – утром слабость, не хочется вставать, через полчаса выделяю зловонные газы, понос, потеря аппетита и настроения.Полное бессилие перед этой заразой!
Прошёл курс энтамизола, сдал анализ – амёба жива! Назначили курс другого антибиотика – тридазола. Постоянно чувствую тяжесть  и жжение в желудке.
А тут ещё и мансун (сезон дождей) в разгаре! Каждый день – дожди, в квартире – сыро. Кожанные вещи покрылись плесенью. Сейчас пишу, не могу сосредоточиться – тяжёлая голова!
Надо сказать, что многое здесь уже приелось и даже вызывает раздражение. Особенно, грязь, нищета, попрошайки на улицах, грязные люди, лежащие на тротуарах, толпы детей и взрослых, у которых здесь нет – ни кола, ни двора. Хаотичное, словно брауновское, движение на забитых дорогах с неожиданными поворотами и остановками без предупреждения в любом месте. Сверх-нахальные таксисты, как-будто убегают от погони, и подрезают неожиданно и опасно. В сравнении с ними их московские коллеги – вежливые ангелы!
На стройке индусы при плохой организации очень медленно выполняют работы. Одни что-то делают, повреждая то, что сделали до них, затем первые возвращаются и восстанавливают повреждённое, паралельно повреждая работу вторых – и так всё снова по кругу. Это просто абсурд!

18 июля – В разгаре мансун – сезон дождей. Уже несколько дней льёт дождь и в день выпадает до 30 см осадков. Некоторые районы Бомбея затоплены так, что люди ходят по пояс в воде. Заметно убавилось число нищих, которые мокрые до нитки, накрывшись тряпками, ходят с протянутыми руками мимо машин, стоящих в пробках, и просят милостыню. Работы настройке замедлились, но не прекратились. Индусы заканчивают 2 показательные квартиры в жилом доме. Вчера без всякой злобы (в качестве эксперимента!) накричал на главного подрядчика Подара. К своему удивлению заметил, что крик действует и он заметно засуетился, давая указания своим подчинённым. Работа закипела! Неужели мне придётся здесь часто кричать!
 
24 сент. – Сегодня наиболее интересный день из 10-дневного местного праздника – Ганеша-Чатурти, посвященного популярному, особенно в Бомбее, богу Ганешу – покровителю благополучия и мудрости.  Тысячи его поклонников по традиции с музыкой и танцами направляются на пляж Чаупати, чтобы утопить в море глинянные красочные фигурки Ганеша. Полиция с трудом справлялась с движение, отсекая машины от толпы весёлого от музыки и наркотиков народа. На пляж пробиться не удалось, так как оставленную машину тут же подцепили к полицейскому тягачу, чтобы оттащить её куда-нибудь в пригород Бомбея. Только улыбками и сложенными в намасте ладонями удалось убедить копов оставить нам машину и тут же уехать с этого места. Навстречу по дороге двигались новые толпы обсыпанного красным порошком народа с фигурками Ганеша самого разного размера для ритуального потопления ради благополучия и счастья.

30 сент. – Был в командировке в городе Бангалоре и Гоа. Бангалор – столица штата Карнатака раположен на высоте 1 тыс. м над уровнем моря. Здесь значительно прохладнее + 20-25С, но только в парке дышится легко, а улицы тоже загазованы и запружены множеством мотоциклов, моторикш, грузовиков. Запомнилось красивое здание правительства штата. Развита промышленность, особенно, электроника, которая выпускает свои компьютеры. Наши специалисты покупают их и отвозят в Союз для продажи.
Затем было Гоа – гордость всех индийцев сейчас и бывшая португальская колония. Построено много хороших отелей для туристов. А так жизнь тут – типичная, индийская с безразличием к грязи и безалаберностью, особенно, в Панаджи – старом Гоа с переправой через широкую реку Мендови.
Советская пресса приходит к нам с запозданием, но читается с большим интересом. Видно, что перестройка встречает сопротивление безликих бюрократов, но общественное сознание разбужено. Народ верит, что удастся создать правовое государство, улучшить нашу жизнь и преодолеть застой.
 


Рецензии
Теперь понимаю, почему Светлана Сталина сбежала оттуда в Америку. А вот жена Раджива Ганди, итальянка, осталась пожизненно. Жаль погибшего Раджива.

С уважением-

Жарикова Эмма Семёновна   07.04.2015 03:24     Заявить о нарушении