Замполит. Военная проза

        Собеседник с красивой сединой оказался подполковником запаса. Время после увольнения еще не успело стереть в нём военную выправку, а в общении с чиновниками, как я понял из его рассказов - военную стать.
       После нашего разговора о состоянии воспитательной работы в сегодняшних Вооруженных Силах Российской Федерации и её роли, о нежелании молодёжи призываться в армию, о проблемах и истоках дедовщины, мой собеседник решил рассказать мне о встретившимся на его военном пути офицере, который мог бы быть образцом для подражания сегодняшним должностным лицам в армии по воспитательной работе.
       Оценив мою готовность слушать его, он начал своё повествование.
       За двадцать с лишним лет службы в Вооруженных Силах СССР мне приходилось служить и общаться со многими заместителями командиров частей и учреждений по политической части – замполитами. Произнеся эту вступительную часть своего рассказа, он посмотрел мне в глаза, вероятно оценивая, как я среагирую на рассказ о замполите.
       Увидев мою заинтересованность в услышанном, он продолжил.
       Расскажу тебе историю начала моей службы, когда я был еще лейтенантом. А речь пойдёт о замполите. Среди замполитов нередко, были те, которые делали карьеру, несмотря ни на что. Их не интересовало предназначение заместителя командира по политической части, они были далеки от людей, которых обязаны были воспитывать, помогать им служить Отчизне. Они были заняты своими целями в жизни.
       Мой первый замполит - подполковник Иванов – редкое исключение из сотен офицеров этой специальности. Он был коммунистом и, вероятно, верил в утопию коммунистических идей. Но после курсов повышения квалификации политработников в 1965 году в Москве, где организатор этого обучения, отвечая на вопросы слушателей, уверенно заявил, “что мы будем проводить такую политику, которая «нужна», вера в политическое руководство у него была потеряна.
       Замполит с горечью пояснял мне, лейтенанту, что такие политические деятели будут проводить не политику партии, а ту, которая им нужна для достижения не только государственных, но и личных целей.
       По своей натуре замполит подполковник Иванов был офицером чести, совести, справедливым человеком. На службе думал не о себе (жил в комнатушке коммунальной квартиры, не имел ни автомашины, ни сбережений), а заботился о людях: о солдатах и их быте, их здоровье и их семьях.
       В первой беседе со мной, кандидатом на должность секретаря комсомольской организации воинской части, где служил замполит, я понял, что человек это необычный. Он не был похож на командира (по основной специальности он связист), не повышал на подчиненных голос, никогда никого не оскорбил. Браных слов в его речи не было. Он сам искал случая оказать кому-либо помощь.
       На моё откровение о том, что мне трудно выступать перед личным составом, что хоть и опыт комсомольской работы есть, но речь у меня скованная, он ответил, что все это наживное. Научишься.  Помогу. Будучи лейтенантом, я на комсомольском собрании был избран секретарём комсомольской организации.
       Проводить различные мероприятия в воинской части было сравнительно легко. Четкий распорядок способствовал возможности планирования различных комсомольских мероприятий, включая культурно-массовые.
       Замполит утверждал мне месячные планы работ и способствовал их полному выполнению. Однажды плановое комсомольское собрание я  не мог провести. Собрание можно было бы перенести на
другой день, но необходимо было доложить в комитет ВЛКСМ вышестоящего органа об одобрении личным составом части какого-то постановления ЦК КПСС. В день планируемого проведения собрания по семейным обстоятельствам я не мог находиться в части. Пришел доложить о сложившейся ситуации подполковнику Иванову.
       Освободив меня от дел службы, он собрание переносить на другой день не стал. Успокоил, сказав, что сам организует проведение собрания, подготовит проект решения и не забудет о докладе в комитет ВЛКСМ и протоколе собрания.
       Замполит с отеческой добротой относился к солдатам, знал их нужды и заботы, принимал меры, чтобы им хорошо служилось.
Много отправлял писем он в колхозы и сельсоветы, поселки и города к властям для оказания помощи родителям или семьям военнослужащих, призванных в армию. Просьбы его чаще всего касались обеспечения родителей солдат дровами, ремонтом кровли и заборов, выплат пособий на детей. Получал положительные ответы от властей.
       Писал невестам солдат, где расхваливал солдата и его службу, матерям, чтоб не беспокоились за судьбу сына. Каждая хорошая новость в письмах придавала силы и спокойствие нашим солдатам.
       В части служило много солдат с образованием от одного до четырех классов, призванных, в основном, из Закарпатья. Многие из них были верующими.
       Подполковник Иванов не был верующим человеком, но когда у одного из солдат своими же однокашниками был обнаружен на шее крестик и командиром роты затевалось собрание для разноса “позорного явления”, замполит не позволил его проводить. Взял проработку этого случая на себя, чем  оградил “провинившегося” от издёвок своих однокашников.
       Был еще случай, когда замполит защитил рядового Алиева, окончившего педагогический институт и служившего в роте охраны рядовым. Сержант (имевший 4 класса образования), показывая свою власть, несколько раз подряд, вне очереди, найдя повод, отправлял рядового с дипломом  педагога чистить уборную. Алиев возмутился, в канцелярии роты запустил чернильницу в сержанта  и пригрозил, что изобьет его.
       Сержант доложил командиру роты о невыполнении рядовым приказа о внутрихозяйственных работах и угрозах.
       Командир роты планировал отправить Алиева на гауптвахту и просил меня, секретаря комсомольской организации рассмотреть на комсомольском собрании персональное дело рядового. Поговорив с рядовыми отделения, в котором служил Алиев, сержантами роты, проведя беседу со старшиной роты, мне стало понятно, что угроза действительно была. Рядовой Алиев не выдержал издевательств и принял меры для защиты своего достоинства. А со стороны сержанта было издевательство над подчиненным.
       Замполит не ограничился докладом комсомольского вожака и лично опросил и сержанта, и рядового.
       Командиру роты им было сделано предупреждение, а сержант с тех пор подчеркнуто тактично обращался со своим подчиненным  рядовым Алиевым, имеющим высшее образование.
       Так что корни издевательств сержантов над своими подчиненными лежат далеко в советском времени, а не появились в одночасье с созданием нового государства России.
       В субботу и воскресенье солдат надо было увлекать чем-то и развлекать. Это была сфера деятельности в первую очередь замполита, а затем командиров подразделений и секретаря комсомольской организации.
Подполковник Иванов четко планировал все мероприятия и все выполнял.
Обязательно в клубе показывали одну-две кинокартины, организовывали спортивные соревнования, встречи с интересными людьми. Я организовывал посещение солдатами театров, цирка, музеев. Солдат пропускали на мероприятия без билетов. Конечно небольшими партиями – человек по 15-20.
Подполковник затих и смотрел на меня, пытаясь определить мою реакцию на походы в театр и цирк. Я действительно был удивлён этим. Он продолжил свой рассказ.
       Солдаты за время службы хотя бы один раз побывали в русском драматическом театре имени Александра Грибоедова и театре им. Шота  Руставели.
       Однажды замполиту удалось “достать” 20 билетов в театр оперы и балета им. З. Палиашвили. Некоторые солдаты отказывались от поездки в оперный театр, но поездка по его настоянию все-таки состоялась.
       Все, за редким исключением, скучали. Им было неинтересно. Вернувшись, они рассказывали больше о самом театре, нежели о спектакле.
 Я же представлял, как отслуживший в армии солдат вернется на Западную Украину,  куда-нибудь в карпатскую деревню, будет рассказывать о театре оперы и балета, находящемся в далеком от его родины грузинском городе Тбилиси.
       После посещения театра им. Грибоедова реакция была иная. Никто из пошедших на спектакль солдат до службы в армии никогда не был в театре. В отличие от посещения театра оперы и балета, после грибоедовского театра они рассказывали о спектакле
       Солдаты любили посещать цирк. Однажды замполит принёс из Политического управления Закавказского Военного Округа билеты в цирк. Желающих пойти на представления было больше, чем билетов. В первую очередь пошли отличники боевой и политической подготовки.
       Замполит внёс в списки посещения цирка свинаря подсобного хозяйства части. Призванный из Закарпатья молодой воин, окончивший фактически один класс начальной школы (а по документам он окончил 5 классов), в период прибытия в часть и распределения по подразделениям узнал, что в части есть подсобное хозяйство и попросил, чтоб его отправили ухаживать за животными. Его просьбу удовлетворили и освободили не только от караульной службы, но и от дежурств в подразделении. Служил он очень прилежно. Показывал хорошие результаты на занятиях по огневой подготовке.   
      Замполит дал мне задание почаще привлекать его на культурные мероприятия.
Первым в своей жизни посещением цирка закарпатский солдат был очень доволен.
Просто так выпросить у администратора цирка билеты для солдат не всегда удавалось. Иногда приходилось возить на грузовом автомобиле за день-два до представления по 15-20 человек на работу по перемещению декораций и реквизита. В результате таких поездок удавалось брать на спектакли до 50 человек. Иногда билеты давали только на солдат, оказавших помощь цирку.
      Много рассказов было после посещения представления известного клоуна Олега Попова. На спектакле многие из них смеялись, как дети, удивлялись умным и дрессированным животным.
      Однажды в 1964 году в наш город приехал балет на льду из Вены.. Отработав три часа на  подготовке спектакля – переносе ящиков с реквизитом – наша воинская часть получила 20 билетов.
      Это был незабываемый спектакль для сержантов и солдат.
В музей в первый раз тоже шли неохотно. Но после посещения Музея изобразительных искусств Грузии и Музея истории Грузии, где экскурсоводы старались для солдат рассказать как можно больше и доступнее, от поездки в музеи практически не отказывались.
      Значительная часть времени отдыха (субботы и воскресенья) отводились на загородные поездки и походы. Солдаты побывали на фуникулере (канатной дороге) в Тбилиси, в Мцхета - бывшей столице Грузии; в городе Гори, где родился И.В. Сталин. В окрестных лесах в конце лета и осенью собирали лесную сливу (ткемали), тёрн, кизил и панту (дикую грушу) для солдатского компота на зиму.
      В один из летних выходных дней по плану была проведена экскурсия для солдат на Триалетский хребет, который был в окрестностях Тбилиси, вблизи от расположения воинской части.
      Вопреки рекомендациям врачей, солдат, недавно вернувшийся после болезни из госпиталя, сумел, перед самым выходом из ворот части, уговорить сержанта взять его в пеший поход. В середине пути ему стало плохо.
      И если бы я, руководитель похода не умел делать искусственное дыхание через рот и не знал, как оказывать помощь больному с сердечной недостаточностью, солдат наверняка бы умер.
Врач скорой помощи, бывший военный медик, поднявшийся на середину хребта по крутому подъёму и оказавший медицинскую помощь,  похвалил меня за принятые меры и сказал, что ты  лейтенант, а не я врач, спас этого солдата. Если бы ты выполнил моё требование нести больного с горы вниз, ко мне, он бы погиб.
      В походах и экскурсиях иногда участвовал и замполит. В тот период было сделано огромное количество снимков. Это были фото на комсомольские билеты, солдатам для отправки домой, в стенгазету, которая обновлялась каждую неделю.
      Через четыре года после окончания военного училища я поступил в военную академию. Замполит на моё место никого не принял, ждал, а вдруг мне в академии не понравится и я вернусь. Но после зимней сессии, после получения письма от меня, замполит написал письмо, в котором сообщал, что начал подыскивать на должность секретаря комсомольской организации другого  офицера.
      Спустя много лет мы встретились с ним в Москве. После завершения службы в Тбилиси замполит вернулся в свой родной город, а бывший лейтенант был переведен на службу в Москву. Мы несколько лет часто общались. В Москве у подполковника Иванова умерла жена и он остался один.
Однажды он сказал: “Посидеть бы за столом с Верочкой, женой моей, хоть два часа, чайку попить, а после этого можно умереть”. Эти скорбные по жене слова я до сих пор помню.
Помню настоящего замполита, человека с такой доброй душой, с таким отеческим отношением к солдатам и вообще к подчиненным.
      Этими словами подполковник завершил свой рассказ.
      А я подумал о том, что наличие в армии таких ивановых позволит солдатам спокойнее переносить лишения и нагрузки, отрыв на время службы от родителей, семьи и детей, учебного заведения. Это поможет лучше и быстрее освоить воинскую специальность.


Рецензии