Комментарии к определителю шарлатанства

  Точнее, комментарии к статье Саши Савина «Краткий определитель шарлатанства».
 
  Более этично было бы этот материал послать С.Савину по электронной почте, но у меня нет его адреса. (Мой  Andrey@Yakup.ru  или  andrey.yakup@gmail.ru).  Общаться через замечания к рецензиям, ненадёжно - материал может затеряться, да и объём замечания там ограничен. Писать через ПРОЗУ.РУ не хотелось бы, поскольку в статье много личного, но, с другой стороны, проблема выходит далеко за рамки интересов индивидуума и, может заинтересовать более широкий круг читателей. Так что, Саша, извините.
Критикуя «шарлатанов от науки», Саша Савин несколько отклонился от обычной своей (онегинской) линии: «… учтиво, с ясностью холодной …» и слегка погорячился. Гнев – это кратковременное безумие, он заставил Сашу Савина, по моему мнению, сделать ошибки, на которых я остановлюсь.

Перлы шарлатанов.

   Перл первый.
«Реальным проявлением сознания и информации является  материя.»

  Комментарий Саши Савина:
«как раз наоборот –  реальным проявлением материи  являются  сознание и информация, ибо материя первична, а сознание и информация нуждаются в материальном носителе, значит вторичны.»

  А.Я:  Согласен:  –  реальным проявлением материи  являются  сознание и информация. Но не потому, что сознание и информация нуждаются в материальном носителе, а потому что сознание и информация могут возникнуть только в материальном носителе. Мысль рождается мозгом – больше ей появиться неоткуда.

  Перл второй.
«Каждый человек соединен (сонастроен) незримыми волнами информационных и энергетических полей с множеством различных форм разума. Самый сложный, развитый и совершенный уровень сознания в этой системе проявленного в пространственно-временном трехмерном мире - это уровень физического вакуума. Именно этот разумный этаж (с некотором условным приближением) можно назвать уровнем души.» 

   Комментарий Саши Савина:
 «вот так – автор перла  взял да придумал  множество форм  разума, физический вакуум  стал проявлением разума,  да  поля  эти – энергетические и информационные.  И не затруднился обосновать своё  утверждение.  Захотел  и  изрек  - как сам господь Бог».

  А.Я:  «Entia non sunt multiplicanda sine necessitate — Сущности не следует умножать без необходимости". Иначе говоря, не следует придумывать сложное объяснение там, где достаточно простого.  (Оккама.)

  Перл третий.
 «Я определил для себя, что внешнее пространство девятимерное, потому что имеются девять чисел проявленного мира от 1 до 9, где абсолютным нолем или даже точкой ноля является ЧЕЛОВЕК, но уже в системе десяти, от 0 до 9».   

  Комментарий Саши Савина:  «В  комментариях не нуждается!»

  А.Я:  Согласен. См. принцип Оккамы.

         
                Перейдём к критике по существу.

  Шарлатанство.  Признаки первого порядка.

   Комментарий Саши Савина:  «Если в публикации встречаются слова: аура, биополе, чакра, биоэнергетика, панацея, энерго-информационный, резонансно-волновой, психическая энергия, мыслеформа, телегония, волновая генетика, волновой геном, сверхчувственный, астральный, — то можете быть уверены, что имеете дело с шарлатанской писаниной.»
 
    А.Я:  Саша, позвольте с Вами не согласится: Вы выложили в один ряд разные вещи, давайте разбираться с ними по порядку. Я покажу, где, как мне кажется, Вы ошибаетесь. Впрочем, возможно, с той же степенью вероятности, ошибка была у меня.

 «Аура», «Биополе.»
  Я лично знаком с медсестрой Татьяной Ивановной, которая видит вокруг человека его ауру – цветовое поле, затемнённые участки которого свидетельствуют о больном органе. Впервые встретился я с нею после операции по поводу глаукомы, перед которой неделю проходил общее обследование у районных врачей-специалистов. Татьяна Ивановна пересказала мне их выводы в течение десяти минут.

«Биоэнергетика».
Та же Татьяна Ивановна научила меня с помощью су-джока находить «внутренним взором» любую точку своего тела, вызывать в ней пульсацию крови и повышение местной температуры. (Для себя я называл это контактом по проводной связи.) Поняв, какого эффекта  добиваюсь, я оставил су-джок и стал получать ту же реакцию организма, сосредотачивая внимание в нужной мне точке (назвал такой приём «радиосвязью»). Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Общаясь с другим экстрасенсом, моим другом – Иваном Викторовичем Калининым, я узнал и ощутил энергопоток, протекающий между ладонями, стоящими на расстоянии двух – восьми сантиметров друг от друга. (Более подробно это описано в статье «Для тех, кому за …» на моей странице ПРОЗЫ.Ру, раздел «Публицистика».)  Соединив обе методики, я научился снимать боль «наложением рук», что сегодня практикую на себе и друзьях. Опишу один комичный случай. Однажды одну из курсантов Высшей народной школы (так называется иркутский клуб пенсионеров «кому за …»),  ведущую кружок психологии, радикулит скрутил так, что она, согнувшись пополам, с трудом доползала до туалета. Собрание кружка перенесли к ней на квартиру. Пришёл и я. Не потому, что интересовался психологией, а потому что хотел помочь болящей. После 15-ти минутного сеанса «наложения рук» бывшая болящая встала и, не веря самой себе, на диво окружающим сплясала гопака.
Тут мы посмеялись, вспомнив фильм-комедию 1930 года выпуска - «Праздник святого Йоргена» и игру замечательных актёров  Игоря Ильинского и Анатолия Кторова, когда два жулика обманывали верующих, имитируя исцеление «святым духом».
Смеялся вместе со всеми и я. Но позже призадумался (шея длинная). Если я – экстрасенс-любитель, случайно наткнувшийся на явление, которое для себя обозначил популярным словом «биоэнергетика» и поставил на ноги радикулитчика, то какого эффекта могут добиться профессионалы? А их сегодня даже в Иркутске достаточно.  Мало того, выдающийся экстрасенс высокого класса - Иисус из Назарета, вполне мог «исцелять» верующих «прикосновением рук», или взглядом вовсе не прикасаясь непосредственно к телу. И никакой мистики – обыкновенное приведение в гармонию тела и его «души» - программы самоорганизации. (Некоторые болезни, тот же радикулит, я понимаю как рассогласование двух работающих в паре элементов «души» и тела. Восстановление их гармонии, на мой взгляд, и есть «лечёба».)
Кстати, о лечении на расстоянии. Если «пациент» достаточно эмоционален, то реакция на «накладывание рук» проявляется в подёргивании мышц под ладонями экстрасенса. В порядке хулиганства, я во время лекции в Высшей народной школе сосредоточил своё внимание на пояснице сидящей впереди меня на расстоянии трёх метров даме, и увидел, как её стало передёргивать.
Конечно, все эти биотоки, проводная, радиосвязь, биоэнергетика, согласование «души» и тела вполне могут быть плодом моей фантазии, попросту говоря, бредом сивой кобылы. Но такая конструкция событий позволила мне выйти на реальные результаты.  Я могу перехватывать у себя боль в самом начале её появления. Я остановил развитие глаукомы. Восемь лет назад в районной поликлинике у меня обнаружили простатит, направили в Диагностический Центр. Там диагноз подтвердили и пытались (с лучшими намерениями) отправить меня дальше по цепочке в онкологическую больницу. Сейчас (я объясняю это результатом применения биоэнергетики) никаких признаков простатита я не чувствую уже восемь лет.
Таковы факты.. Не верите? – Приходите, если есть проблемы, постараюсь помочь. Учтите, за помощь плату принципиально не беру, и далеко не всегда у меня получается так эффектно, как с пляшущей дамой. Как правило, легко «исцеляются» женщины, гораздо труднее – мужчины. С чем это связано, не знаю.

  Шарлатанство.  Признаки второго порядка.

   Позиция С.Савина: «Это данные о личности автора. Как правило, основная специальность авторов псевдонаучных произведений далека от областей знания, которым посвящены их опусы. … Большой интерес для анализа представляют научные регалии автора. Чем их больше и чем тщательнее они перечислены, тем осторожнее надо относиться к тексту.

   А.Я:  Признаюсь, не удержался, чтобы не примерить «одёжку» на себя. Выходит, по этому признаку я шарлатан. Моя основная специальность – «горный инженер-электромеханик», далека от философии. Профессия – конструктор, исследователь – тем более далека. Научная регалия – к.т.н., в философских работах, слава Богу, не упоминаю, поскольку успехи в технических науках не могут свидетельствовать о знаниях в области философии. Хотя, с другой стороны, философия не может висеть в вакууме, она должна опираться на конкретные науки. Свой взгляд на философию я изложил в статье «Философия что это?» на ПРОЗЕ.РУ, если интересно, посмотрите.
 
Позиция С.Савина: «Выражения типа: "Наше исследование полностью изменяет представление о том-то и том-то"; "Оно имеет особую ценность"; "Всё, что было до нас, не представляет никакой ценности" — вкупе с обещаниями коренных преобразований в науке, немедленного огромного эффекта при ничтожных затратах, с уничижением предшественников и конкурентов — являют собой достоверные симптомы шарлатанства.
Определение автором своего труда как революционного — весьма серьёзная причина усомниться как в компетентности автора, так и в ценности его творения.

    А.Я:  Это – не ко мне.

  ПРИЗНАКИ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА.

     Позиция С.Савина: «Эти признаки обнаруживаются, собственно, в содержании творения. … Авторы фантазмических и шарлатанских сочинений отнюдь не заинтересованы в быстрой идентификации их антинаучности. Некоторые достигли выдающихся успехов в мимикрии и удивительно ловко маскируют лженаучную природу своих творений среди вполне разумных рассуждений. Ограничиваясь рамками медицины и биологии, напомню, что в биологических системах и в живых организмах все известные физические законы действуют так же неукоснительно, как и в неживых. Специфические же биологические законы обладают не меньшей силой и также не нарушаются. Поэтому, если автор всерьёз рассуждает о паранормальных способностях — видении через стену, чтении писем в закрытых конвертах, левитации, телекинезе, оживлении покойников, операциях без ножа (с извлечением  потрохов, но без раны и шрама).»

  А.Я: со всеми этими «признаками третьего порядка» я согласен, за исключением телекинеза. Учитывая «исцеление на расстояние», можно предположить материалистическую основу этого явления. Не согласен я и с огульным обвинением авторов «фантазмических и шарлатанских сочинений» в том, что они «ловко маскируют лженаучную природу своих творений». Многие из них ловко одурачили самих себя и искренне верят в свои псевдонаучные измышления.
 
  Позиция С.Савина: «Использование наукообразной терминологии рассчитано не столько на сознание читателя, сколько на гипнотизирующий эффект непонятных слов, … Читателю просто не оставляют времени на осмысление словесного потока. Он только успевает ухватывать отдельные кусочки, написанные нормальным языком. … По идее, читать бы надо вдумчиво, медленно... Но где там, мы приучены (и вынужденно приучены) к скорочтению.  Вот и глотаем, не прожевав. Такой способ поглощения духовной пищи для мозга опаснее, чем для желудка торопливое поглощение пищи телесной.
Итак, повышенная концентрация иноязычных терминов там, где вполне можно обойтись словами родного языка, обилие сложных грамматических конструкций - сигнал читателю: "Смотри, не вляпайся!" Для шарлатанских опусов характерны отсутствие сомнений и нетерпимость к возражениям … и переход на личность оппонента.»

  А.Я: совершенно справедливая критика «брехологии».

  Позиция С.Савина: «Простая  рекомендация:  для различения науки и брехологии: пользуйтесь здравым смыслом.»

  А.Я: извините, здравый смысл может и подвести. Представьте себе человека, который в 18-м веке сказал бы: аэроплан, сделанный из железа, может держаться в воздухе. Да ещё поднять человека! Или, например, что лёжа дома на кровати, можно в реальном времени смотреть олимпиаду в Сочи. Как бы к такому заявлению отнёсся «здравый смысл» времён средневековья? Не нужно себя считать вершиной Мироздания и исключать дальнейшее развитие материалистической науки, переводящей статус Бога из непознаваемого в непознанное, а затем – в познанное. Мистика исчезнет сама собой. Останется одна наука.
   


Рецензии
Виталий, здравствуйте. Спасибо за рецензию.
Вы в нескольких её строках уместили всю свою жизнь и жизнь родителей.
Под третьим фазовым переходом материи Вы подразумеваете переход из состояния "человек" в состояние "закольцованная программа?

Андрей Якуп   26.01.2014 02:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.