Тан Малака об акционерном капитализме

Индонезийский  марксист, выступавший за союз с исламистами, Тан Малака  в своей работе основной работе «Мадилог» («Материализм, диалектика, логика»), 1943г., в главе V «Диалектика» пишет: 

«У члена союза мастеров в Европе или, возможно, тоже, кузнецов в Индонезии были свои собственные инструменты (молот, сырьё и уголь). Но производственное объединение для изготовления стали или самих машин в наше время уже не принадлежит кому-то одному. Капитал, затрачиваемый на производственное объединение, достигает миллионов рупий, на сырьё – также миллионы рупий, на движущую силу для машин – силу, приводящую в действие машины, такую как пар или электричество, которые тоже стоят дорого; капитал, затрачиваемый на оплату рабочих, бригадиров, мастеров, инженеров и администраторов, который также составляет миллионы рупий, не по карману одному человеку или даже двоим, а по карману кругу людей, называемых капиталистами. В кругах тех, кто держит акции или держит новый капитал, называемых держателями облигаций (бумаг, [гарантирующих] процент на капитал), нет тех, кто мог бы сказать: этот молот мой! Нет ни одного мельчайшего гвоздика, которым бы владел какой-либо человек, но все, кто выделяют капитал, владеют всеми средствами производства этой продукции. Так же, выпускаемым продуктом, даже одной иголкой, владеет уже не один человек, а всем продуктом владеют все держатели акций или держатели облигаций (бумаг, гарантирующих процент на капитал).
Но кому явно не принадлежит собственность, так это большой круг людей, которые раньше были имущими, а именно пролетарии»

«В одном слоне-монополии, гигантской организации, в современную эпоху, в самом деле, эта конкуренция между одним членом монополии и другим уже исчезла, сменилась кооперацией, взаимопомощью. Но эта конкуренция продолжает происходить между одной гигантской организацией и другой»

«Война – не что иное, как последнее воплощение экономической конкуренции: ради захвата рынков, захвата сырья и захвата мест для вложения самого капитала, без риска и с большой прибылью. Война – это последняя форма экономической конкуренции. Именно здесь также открыто формируется подтверждение того, как состояние экономики (читай: капиталистическая конкуренция) создаёт технику убийства»

Приведённые выше отрывки из "Мадилога" неплохо объясняют суть акционерного капитализма, из чего становится ясной классовая природа СССР и классовая природа рабочей аристократии – хотя непосредственно об СССР Тан Малака не пишет, т.к. не владел информацией, и о рабочей аристократии тоже не пишет. Апологеты рабочей аристократии, которые из того, что у рабочего аристократа нет даже лопаты или молотка, выводят, что он - пролетарий, а также апологеты теории социализма в СССР, изображающие, что, раз в СССР не было классической частной собственности, значит в СССР был социализм - эти оппортунисты (и первые, и вторые) не понимают того, что даже в США, даже какой-нибудь крупный капиталист точно так же, как и рабочий аристократ (хоть на Западе, хоть в СССР), как и крупный советский капиталист, не владел даже вышеупомянутыми винтиком или иголкой.
То есть, это ещё раз подтверждает наши взгляды, что в эпоху империализма (другими словами – акционерного капитализма) основным критерием пролетариата (понятно, не в отдельных случаях, а в целом) становится доход на уровне прожиточного минимума, т.к. превышение дохода над прожиточным минимумом фактически является прибылью с этого совокупного капитала (именно фактически – пусть формально оно и является частью зарплаты).
Во 2-х, Тан Малака пишет о том, что, несмотря на то, что конкуренция внутри акционерного общества исчезает (хотя на самом деле, добавлю я от себя, в скрытом виде она существует), между акционерными обществами она сохраняется и даже обостряется. И далее он переходит к рассмотрению конкуренции между государствами и мировым войнам. Из этого опять же наглядно видно, "социализм" в СССР, в котором не было конкуренции (или она была скрыта) - это тот же акционерный капитализм, СССР был фактически одним большим акционерным обществом, и 2-я мировая война со стороны СССР была такой же империалистической.
Здесь я вынужден опять коснуться вопроса «Что есть социализм?». Пару месяцев назад публицист, пишущий под псевдонимом Бунтарь (которого я много уже критиковал в своих последних статьях), приводит в отрыве от контекста мои слова о том, что социализм в одной стране, о построении которого заявляли советские оппортунистические вожди, начиная со Сталина – это утопия. Из этого Бунтарь выводит, что я отхожу от ленинизма, ибо и Ленин писал о социализме в одной стране.
Я уже высказывался по этому вопросу несколько лет назад, но, пожалуй, нужно высказаться ещё раз.
Под социализмом Ленин в одних местах понимает диктатуру пролетариата – она действительно возможна в одной стране; в других же местах – коммунизм, и именно он в одной стране невозможен. В «Государстве и революции», главе V, он чёрным по белому пишет о 2 фазах коммунизма – первой и второй, и пишет, что 1-я достигается «сразу после свержения капитализма» (см. п. 3, «Первая фаза…»).
(от себя добавлю, что применять механически эти ленинские слова к реальности нельзя, ибо из 1-й фазы может развиться и капитализм на более высоком уровне, чем был до неё, как это было в СССР - всё зависит от мировой расстановки сил, от уровня развития колоний и т.д. Ленин, разумеется, этого знать не мог).
Сталин же понимал под социализмом уже не диктатуру пролетариата как таковую (хоть он от диктатуры пролетариата формально и не отказывался), а фактически то, что позже стали называть "развитым социализмом". Диктатура пролетариата же - это именно государственный капитализм под властью пролетариата. В споре со Сталиным в 1920-е гг., после смерти Ленина, Крупская именно об этом и говорила: у нас, мол, государственный капитализм под властью пролетариата (хотя на самом деле была уже буржуазная власть, но сейчас не об этом). Сталин же ей возражал: нет, у нас социализм. Т.е., под социализмом он понимал уже скорее второе - пусть не коммунизм, но уже что-то близкое к этому, что-то типа "развитого социализма", как говорили при Брежневе. И, кстати, в конце концов, Сталин пришёл именно уже к открытому протаскиванию государства в коммунизм и к идее коммунизма в одной стране ("Экономические проблемы социализма в СССР").
В начале главы VI работы "К вопросам ленинизма" (1926г.) Сталин приводит 2 свои цитаты из работы "Об основах ленинизма" (1924г.), первая – о возможности победы пролетариат в одной стране, вторая – о невозможности социализма в одной стране, и фактически отказывается от второй цитаты, прикрываясь всяческими отговорочками - здесь мы ясно видим "перелом" в его взглядах 1926г. по сравнению с 1924г. Его фактический отказ от  2-й цитаты - уже явный оппортунизм, изображение империализма социализмом (это как в романе Оруэлла "Скотский уголок": сначала на сарае было написано "Все равны", а потом приписали: "Но некоторые равнее"). Явно не тот смысл он вкладывал в те слова в 1924г., какой пытался им приписать в 1926г.
В начале 1930-х гг. Сталин заявил: "социализм у нас уже построен", т.е. он имел в виду явно не диктатуру пролетариата, т.к. "построить" такой социализм (т.е. диктатуру пролетариата), если здесь вообще уместно слово "построить" - означает просто-напросто совершить пролетарскую революцию. То есть, он понимал здесь под "социализмом" уже то, что может существовать лишь в мировом масштабе, а именно коммунизм. Именно об этом я писал в 2002г. в работе "Российский империализм и пролетарская революция", Бунтарь же выдёргивает у меня ту цитату из контекста, изображая из меня невежду, незнакомого с азами ленинизма (может, он это и не специально делает).
  Мне могут возразить: ты смешиваешь понятия "социализм" ("развитой социализм") и "коммунизм". Но в том-то и дело, что данное разделение того, что уже собственно не является диктатурой пролетариата, на "социализм" и "коммунизм" - это оппортунистическая байка, имеющая целью изобразить империализм "первой стадией коммунизма": мол, постепенно, эволюционным путём, без революций такой "социализм" перейдёт в коммунизм. Такую сталинско-брежневскую байку, кстати, озвучивал и "антисталинист" (а на самом деле обычный мелкобуржуазный или даже просто буржуазный профессор) Бугера: мол, будет сначала (в смысле - уже после диктатуры пролетариата) "социализм", потом - "коммунизм". Одно дело - когда Маркс доказывал, что переход от капитализма к коммунизму лежит через диктатуру пролетариата - тут всё научно; другое дело – когда этот переход расписывается в таких подробностях - сначала диктатура пролетариата, потом социализм, а потом коммунизм - это просто смешно, это - сродни утопистам 17-18-го веков, расписывавшим в мельчайших деталях, "как всё будет".
Если считать социализм неким промежуточным пунктом между диктатурой пролетариата и коммунизмом, то выходит та самая путаница, которая была внесена и впоследствии углублена Сталиным, а потом использована (и ещё далее углублена) поздним советским империализмом. Действительно, диктатура пролетариата в одной стране возможна, коммунизм невозможен - а как же с социализмом? Из возможности диктатуры пролетариата в одной стране Сталин стал выводить возможность социализма в одной стране ("организация социалистического производства", как пишет Сталин в "Об основах..." - понятие расплывчатое: в общем и целом, на уровне крупных предприятий, это происходит уже в момент революции, окончательно же - лишь при коммунизме), а потом - и коммунизма в одной стране. То есть, это уже изображение чисто капиталистического акционерного общества "СССР" социализмом.
Ещё раз повторю, вряд ли у Ленина можно найти место, где он выделяет "социализм" в особую стадию между диктатурой пролетариата и коммунизмом. Пока в мире господствует капитализм, империализм, в каждом государстве может быть лишь диктатура 2 типов, либо пролетарская, либо буржуазная, и 3-го ("социализма") не дано. Выдумывание 3-го типа - это апологетика империализма данной нации, данного "акционерного общества". А акционерный капитализм есть по сути всё тот же капитализм, и Сталин, если посмотреть его работы за начало 1930-х гг., врал, изображая  капитализм на Западе "классическим", "частным" (в смысле - не акционерным) - врал, с тем, чтобы противопоставить ему советский "социализм". На самом же деле советский "социализм" на деле ничем не отличался от акционерного капитализма, господствующего на Западе.
Тан Малака эту "псевдосоциалистическую" черту развитого капитализма, а именно, присущий ему акционерный характер, уловил, у него взгляд не был зашорен сталинщиной (напомню, что после раскола Сталина с Троцким он уже не знал, что происходит в СССР. Конечно, это во многом пошло ему во вред - но польза от этого та, что он не отравился ядом советской пропаганды).
Здесь нужно добавить, что данный вопрос, чтобы не запутаться, нужно всегда рассматривать в связи с вопросом "Вооружён ли пролетариат?" и с колониальным вопросом.
21 января 2014 г.
А. Г.      


Рецензии
<<в каждом государстве может быть лишь диктатура 2 типов, либо пролетарская, либо буржуазная>>

Вы, А. Г., в который раз открываете "америку".
Разродитесь же наконец и скажите, что Вы считаете надо делать пролетариату для установления его диктатуры.
При этом укажите, кого надо считать пролетариями исходя из того, конечно, что такое пролетарий есть.
Также неплохо уточнить, что такое есть диктатура.
Дерзайте, товарищ!

Иъ Лю Ха   19.04.2014 01:25     Заявить о нарушении