Совесть

 Проблема этической алгоритмизации роботов стоит давно. Например , известная этическая дилемма о вагонетке.
Если же говорить о человеке, то несомненно необходимо рассматривать природу нравственности только с точки зрения человеческой свободы.
Причём человек свободно определяет не сами этические ценности, а что должно формировать эти ценности. Что я имею ввиду.
А)Человек формирует свои этические ценности, опираясь, и ставя во главу угла исключительно собственную целостность, в которую входят собственность, тело, какие-то убеждения , возможно семья, если он относит её к своей собственности.
Б) Человек выбирает основным этикообразующим фактором "Мы" , то есть ценности коллективной этики для него преобладают. При этом не важно какой это коллектив, распадётся один, он будет искать другой, главное что он сам не считает себя не способным опираться на собственные представления об этике.
В) Человек всегда , в любой ситуации, считает себя свободным выбирать на какие ценности ему опираться. В принципе здесь всегда остаётся вопрос , а возможно ли такое в принципе?
На самом деле ответить на него не просто.
У Апостола Павла есть интересное замечание:
" язычники... показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)"
Только вот описать этот "закон написанный в сердцах" оказалось не так-то легко.
Особенно интересны, на мой взгляд, описания Ж. Гюйо о жизненном порыве и Бегсона о статической и динамической морали.
Я попробую сказать по этому поводу своё мнение.
У человека несомненно одна воля, но она имеет две диалектически связанные интенциональности, направленности: а) воля к целостности, б) воля к открытости.
Воля к целостности всегда рационально обусловлена ценностями, которые лежат в основе индивидуальной или коллективной целостности.
Воля к открытости всегда предрасположена к преодолению известной целостности, ради большей, предполагаемой, воображаемой, интуитивно предчувствуемой целостности. Причём, как только эта целостность осознаётся , для воли к открытости она становится препятствием, которое необходимо преодолеть. Второй момент обуславливающий волю к открытости это непосредственная обращённость на личность. Этим и отличается непосредственное и искреннее общение и соучастие от опосредованного коллективными ценностями.
Ещё одна коренное отличие между волей к целостности и волей к открытости.
Воля к целостности направлена на объект, поэтому даже если она будет обусловлена таким объектом как человечество,или даже абсолютным объектом(Абсолютом), то она все равно будет отлична от воли к открытости.
Воля к открытости обусловлена в пределе абсолютной личностью, обращённостью к Богу.


Рецензии