Отрывок из романа 26

                26
Дядя Лёша Даниленко. Лучший друг отца в период моего детства. Время стёрло черты его лица, фотографий тоже не сохранилось, но память цепко держит некоторые события cвязанные с ним, а значит и со мной принимавшим  в них непосредственное участие.
Дядя Лёша был старшиной сверхсрочником а должности занимал во время службы разные. При сокращении Хрущевым вооружённых сил в начале шестидесятых он благополучно продолжал свою службу, которая началась вместе с призывом в действующую армию во время войны после освобождения левобережной Украины.
Дядя Лёша воевал и после окончания войны остался на сверхсрочную службу,
став профессиональным военным.
По рассказам отца он был первым с кем отец случайно познакомился по приезду
в Сибирь кроме маминых родственников и он же помог с устройством отца на работу в воинскую часть на должность завсклада. Наверное, то сокращение касалось только офицерского состава, потому что Советская армия приобрела ещё одного служащего в лице моего отца. Звания прапорщик тогда не было и все их теперешние должности занимали старшины или сержанты сверхсрочники. Отец
спустя некоторое время ушёл на гражданку, а дядя Лёша служил до введения
новых званий и стал прапорщиком. Так или иначе, но стали они закадычными друзьями и собутыльниками.
Я помню дядю Лёшу в парадной форме с боевыми наградами. Их у него было около десяти, в том числе и  польские. Это было ещё до введения праздника День Победы. Тогда ещё не штамповали столько юбилейных и памятных медалей, и не было массовых награждений к определённым датам, так что дядя Лёша на тот момент имел только боевые награды. Потом и он регулярно награждался, как ветеран войны, но это уже была только дань уважения. Я очень любил слушать
его воспоминания о войне, но разговорить его было не просто. Помогали
застолья у нас дома, довольно частые.

Взрослея, я наблюдал картины связанные с употреблением алкоголя другими мужиками. Где только не пили друг с другом, но только не дома, опасаясь своих жён. И часто это сопровождалось выражением: давай по быстрому, пока моя не увидела. Отец был полная противоположность таким выпивохам. При случае всегда приглашал в квартиру всех и даже малознакомых  собутыльников. Любил похвастаться своими личными вещами чаще всего ружьём, рыболовными принадлежностями, аккордеоном, мотоциклом. А если гость оказывался
родственной душой по увлечениям, то в пьяном азарте мог подарить какую-нибудь самому нужную вещь или даже навязать в случае отказа (бери, бери, ещё никто
не сказал, что Толик Полуянов жадный). Протрезвев, иногда сильно жалел, но крепился и виду старался не показывать, что сотворил глупость. Маме выпивки
на дому сильно не нравились. Но, не смотря на ругань (но всегда после
застолья или на следующий день) отец никогда в этом вопросе не уступал. Говорил: что я алкаш по кустам прятаться или, что у меня дома нет, чтобы культурно выпить. Своеобразное понятие о культуре пития, тем более что нормы
и дозы выпитого в эту культуру не входили. Конечно табу  на места выпивок у отца не существовало, но если соображали не далеко от дома, то обязательно приглашал домой. А если кто-то упрямо отказывался, то домом становился стол
во дворе или сарай (гаражей в нынешнем виде в нашей округе тогда не существовало), но никогда не отмена самого процесса.

Но дядю Лёшу всегда принимали почётно и он подолгу засиживался у нас часто повторяя: хорошо тебе Толик тебя Тамара понимает не то, что моя и вздыхал.
Жену его звали Клава, работала она в военторге, одевалась всегда ярко и броско, была  намного младше его, но была женщиной властной и помыкала им.
У них был сын Вовка года на два-три младше меня, и в силу возраста играть мне с ним было не интересно.
Не помню, как она относилась к моим родителям, но дружить семьями у отца с дядей Лёшей не получалось.

Но как бы ни было, а моими первыми познаниями о войне были рассказы дяди Лёши Даниленко. Помню его мягкий говор с проскакиванием украинских слов. Тогда же
я узнал много об украинцах, начал разбираться в советских наградах и воинских званиях вплоть до генераллисимуса.
Дядя Лёша участвовал в параде Победы, видел вблизи Жукова и Рокоссовского, издали Сталина рассказывал интересные случаи, но никогда не хвастался и не выпячивал свои заслуги.
Сейчас понимаю что время проведённое рядом с ним было для меня лучшим патриотическим воспитанием.


Рецензии