Без нажима
И тогда, может статься, мысленный образ будет единственным и достаточным. Рыба не выйдет на сушу. Продумал – и удаляй, если что не так…
Всё, что не прошло горнило разума, всё будет источником "прелести", и даже более, нежели столь ненавистное "умствование". Всё есть умствование. Всё дано через ум, всякое знание. И сама вера берёт начало в знании, как сказано о том в "Пространном катихизисе" святителя Филарета: "Вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях" (Введение. Предварительные понятия). О том же свидетельствует и Василий Великий: "В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть, которое (помышление) мы снискиваем через сотворённые вещи… За сим познанием следует вера, и за сею верой – поклонение" (Послание 232).
И даже, освящённое временем, традицией, признанием, личным или соборным авторитетом, объективно – всё "умствование", всё – человеческое, не полностью достоверное…
Итак, вера есть знание, оживлённое и укреплённое чувством. Культ, обряд ("поклонение") есть оболочка, форма. "Поклонение" не зря поставлено на третью ступень. Слова и ситуация, сколь угодно хорошо организованные в формальном плане, даже ставшие традицией, этнокультурным феноменом, в духовном смысле всё равно останутся мертвы и бесполезны, не будучи, а) понятны их участникам, б) прожиты ими самостоятельно, осознанно и эмоционально.
Так ли уж необходима "третья ступень", вот эта форма, внешняя оболочка, – это тот вопрос, ответ на который, как мне представляется, может найти каждый сам для себя.
Без нажима.
2014.
Свидетельство о публикации №214012201290