C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Глава 4. Женитьба отца

 Рассказывая о начале моего детства, я, местами, буду касаться жизни и моих родителей. Это период до моего рождения - женитьба отца. О ней я слышал уже будучи взрослым от родных, которые иногда шутили над отцом и матерью.
Оставшись после смерти дедушки, отцу было 17 лет. Из мужчин он был старше всех. Молодость брала своё - хотелось гулять, любить и быть любимым. Гулял он с местными девушками и они за его красоту липли как мухи. Гриша был рослым. Прекрасного характера.

 Бабушка, видя увлечение сына девушками, которые ей не нравились, решила скорее его женить. Во-вторых, в доме нет хозяина - мужчины. А без хозяина и дом - сирота. Работа идёт не так и уважение соседей не то. То ли дело - Хозяин!

 Как-то собравшись всей семьёй в присутствии гостей в осенний праздник Георгию Победоносцу и отобедав, все хотели было выйти из-за стола на перекур. У всех после выпитого было желание поговорить, а у крестьян много разговору - о земле, об урожае, о налоге... Но бабушка подошла к столу и сказала:
- Гриша, налей гостям по ковшу пива! У меня к ним есть разговор... Гости дорогие, послушайте меня, посоветуйте... Вам известно, что хозяйкой после Ивана осталась я. При такой большой семье и хозяйстве я устаю и не управляюсь... Решила я Гришу женить. Кто предложит ему невесту? Я знаю его девок, с которыми он гуляет, только они мне не нравятся...
 Выступил присутствующий дядя Семён:
- Родные и дорогие наши гости! Я пришел сюда, чтобы вас позвать к себе, но коли так стоит вопрос, надо спросить Гришу: "Хочет ли он жениться?" Пусть он ответит нам!
- Дорогая Маменька! Я вижу твою заботу обо мне. Только уж если женюсь, так на Груне Михеевой - эта девица мне нравится!
- Нашёл таки невесту! Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга! - подшутил зять Михаил. - Она рыжая, рост её не по тебе. Неужели тебе не нравится Старикова Наташа в Наволоке? Она красива и природа их в почёте.
Михаила поддержала сестра Анисья:
- Гриша, упустишь эту невесту! Смотри за ней и приданое дадут не плохое. Я то ведь знаю, что у ей наготовлено.

Попросил разрешения у бабушки еще выступить Семён Димитриевич:
- Вот что, жених, ты Груньку брось, не срами себя и седую голову матери! Слушайте все! Я много езжу по деревням для закупки скота. Иногда приходится ночевать в дальних деревнях. Был такой случай в деревне Никитеревец у замечательной семьи Ивана Михайловича. Я остановился на ночлег. Так вот у него есть хорошая невеста - здоровая, работящая и на рост и на лицо Бог не обидел. Вот куда мы с тобой съездим! Благо по озёрам уже можно ездить. Лёд надёжный и снежок хорошо подсыпал. Мы сватать подождём. Посмотришь.. Понравится - тогда и посватаем! А пока... вроде мы ездим по деревням за покупкой бычков и запоздали, заехав на ночлег.
- Ты, Степан, придумал замечательно! Я благословляю тебя, Гриша, на такое дело! - сказала мать. - Ты держись за дядей - он пройдоха, зря дело делать не умеет.

Все гости заговорили дружно. В их речах можно было разобрать только выражение одобрения сватовства, придуманного Степаном.
- Ладно, Мать, на таких условиях поездки я согласен! Для разнообразия прокатиться не плохо. Погодка не плохая...
- Выпьем за успех! Пивцо у Парасковьи хорошее, - сказал Павел Давыдович - муж сестры Пелагеи.
За столом начался разговор - где и какие есть невесты... Как сами поженились...

Незадолго до Рождества дядя Степан запряг хорошую лошадь в красивые расписные санки. Надел лошади серебряную сбрую со звонкими бубенчиками на ошейнике. И они отправились в дорогу с напутственным благословением братьев, сестёр и Матери, которая перекрестила Гришу, поцеловала в лоб и сказала:
- С Богом!

Когда приехали в Никитеревец, встретила их хорошо. Распрягли лошадь и поставили её в тёплую конюшню.
- Знакомся, Иван Михайлович! Это мой племянник Гриша!
- Добро пожаловать! Здравствуйте! Прошу в избу, а то на улице холодновато.
Гриша поздоровался с дядей Иваном - ещё крепким среднего роста широкоплечим мужчиной, похожим на кавалериста с чуть кривыми ногами. Красив лицом. Волосы, подстриженные под горшок, реденькая курчавая бородка.
В избе, перекрестились на образа икон, установленных в переднем углу на полочках. Перед иконами горела слабоньким огнём лампада.

Гостей приветствовала хозяйка - Устинья Филипповна.
- Раздевайтесь, гости дорогие! Да садитесь на лавки, пока я самовар согрею... Ты, Иван, посмотри куда это наша Фенька убежала! Надо бы дровишек принести, да истопить печку. Гости с дороги поди озябли...
- Филипповна, не изволь беспокоиться! Мы не озябли - у нас тёплые тулупы, да и мороз еще не крещенский. - сказал дядя Степан.
Самовар вскипел и с повизгиваниями был поставлен на стол. Спустившись через люк в подпол, хозяйка достала поджаренную на льняном масле рыбу. Хозяин оказался неплохим рыбаком. Около деревни три озера и рыба, видно, ловится хорошо.

Устинья Филипповна небольшого роста, сухонькая. Ходит пригорбившись. На голове по-старушечьи одет повойник. Во рту, кажись, недостаёт порядочно зубов. Не в пример ей, у дяди Ивана полон рот белых зубов. Видать, он не курит.

Появляется Иван Михайлович с деревянным подойником в руке и ставит на лавку около стола.
- Жаль, гости дорогие, что негде водочки достать. Было заготовлено, да на Введение* выпили.. Осталось только пиво, да оно у нас такое, что не хуже водки. (*праздник Введения во Храм Богородицы)
Уселись гости и хозяева за стол. Пришла в нарядном платье и Федора, усевшись около самовара, чтобы разливать чай.
- Иван Михалыч, а что твоих сыновей не видно? - спросил Степан.
- Известно - дело холостяцкое. Гостят в Старове у тётки оба там - Большак и Малыха - оба Ивана.
Разговоры за разговорами: какой был урожай на хлеб, на другие товары; выгодно ли идёт торговля мясом в Бологое... Гриша, хотя и любит свежую рыбу, но больше смотрит на Феню, сидевшую напротив него.
- Ну, а как поживает твой племянник? Чем занимается? - спросил Иван Михайлович.
- Известно, дело крестьянское... Да вот хочу взять его себе в партнёры. Поучится малость, будет подрабатывать деньжонки. Знаете, ведь в нашем деле их требуется не мало: то оброки, то на покупку обуви, одежды. Много надо иметь капиталу.
- Ваш племянник еще не женат? - спросила тётка Устинья.
- Что вы! Он ещё молод - только что исполнилось семнадцать лет. Он у нас за хозяина в семье. Прошлой зимой умер у них отец... Царство ему Небесное! Оставил четырех сыновей и дочь. Слава Богу, успели выдать замуж трёх дочерей. Поездим с ним по белу свету, посмотрим... А там и, присмотрев невесту, женим.
Хозяин с хозяйкой всё подливают пивцо, а сами всё спрашивают и спрашивают...
- Смотрю я, Филипповна, у вас дочь - невеста?
- Да, Степан Димитрич! Она у нас не дочь, а племянница. Осталась сиротой после смерти родителей. Кроме нее есть еще племянница Устинья. Та постарше. С семи лет живёт в Бологое у Отца Александра. Сначала нянькой, а подросла, стала работницей. Обещала приехать погостить...
Гриша не раз посмотрел на Феню, поморщился: "Уж больно эта девушка рыжеватая, каких он у себя в деревне высмеивал". Но виду не подал.
Закончилось чаепитие, разные разговоры. Вышли из-за стола и уселись на лавках. Дядя, смотря на племянника, мигает:
- Ну, как она, невеста-то?
Гриша помотал головой махнул рукой и сказал:
- Дядя Стёпа, скоро домой поедем?
- Молчи, племянник! Утром я поговорю с Иваном Михайловичем... Может посватаем?
- Ни за что! Только домой! - ошарашил Гриша дядю.


Рецензии