Письма правнукам 8

     Дорогие мои, не подумайте, что я из тех тетенек, мамочек, бабушек, которые призывают: «Делай, как Я!» Честно говоря, я часто сама не знаю, что делать. Ситуации бывают самые разные. Скорее, я хочу пообщаться. Чего греха таить, люблю немножко поболтать. Или множко. Неважно. Хочется, чтобы вы понимали меня, а в моем лице старшее поколение. И когда вам кто-нибудь будет говорить: «Вот мы в вашем возрасте…», вы выслушайте. Нам нужно, чтобы нас услышали. А были мы разные, всякие. Да кто ж вам о себе плохое расскажет… Но вы все равно уделите внимание нам,  старикам,  потому что и вам придется повторять эти слова для своих потомков. Я очень сожалею, что так ничтожно мало, как мне кажется, знаю о своих предках. Но то, что знаю, бережно храню. Это ниточка, связующая нас.   
     Дело в том, что существуют одни и те же вопросы, на которые мы ищем ответы. Мы все. Мы в прошлом. Мы в настоящем. Мы в будущем. Разная шелуха отойдет на второй план, а главное останется. Рано или поздно жизнь заставляет нас думать. Я тоже думаю, размышляю. Вот, например, можно нас, людей,  называть разумными существами? Мыслящими – да. Разумными – это вопрос. Правда, иногда всякие там безумства ведут к прогрессу. Сначала один осмелится, за ним другой. Первым всегда достается. Проходит время, и то, за что первых ругали, возводят в норму. Что до меня, скажу так: пока на земле будут идти войны, пока один народ будет истреблять другой ради чего бы то ни было –  ради веры, денег, территорий- это не есть разум.  Что? Вы говорите, а как мы без плохого распознаем хорошее? Поверьте, плохого  вам и так хватит. Будет материал для сопоставления.
     Нет-нет, никакой конкретики… Поживете – увидите. Главное – живите. В детстве у меня была подружка. Звали ее Света. Она была года на четыре старше. Такая классная девчонка: никогда не зазнавалась, не сплетничала, не воображала о себе невесть что. Я была хуже, видимо, гораздо хуже, меня всегда тянуло к ее чистоте и душевности. Однажды мама отвезла меня в деревню на лето, а когда я приехала в город, узнала, что Света утонула. Я уже немолода, и подружек у меня было много, но вот эта  Света, несущая свет, запомнилась на всю жизнь. Она коснулась моей жизни лишь на краткий миг, я ничего не помню из ее слов, помню только глубокий, понимающий взгляд, а получается, что подружка оставила частичку себя. Думаю, девочка  и не задавала себе вопрос, имела ли  ее короткая жизнь цену для кого-то или нет.
     А есть такие, которые учат, учат. Одному моему знакомому уже давно за тридцать, а  он все холостой. Мама ему твердит: «Кому ты нужен, сынок? У тебя ни денег больших, ни машины и т.п. Девки – они все стервы, так и норовят кусок урвать». И не помнит его мамка, в какой бедности сама выросла, а сынОвья красота убывает, а лысина увеличивается, и полное ощущение «никомуненужности», потому как все бабы… Переубедить этого парня уже невозможно. Но хорошо переубеждает жизнь. Вот вам еще пример.
       Во времена моей далекой юности приглянулся мне интеллигентик такой, в очках. Художник. Я комплексовала (из рабочей семьи как-никак), но  исподволь попыталась  обратить на себя внимание, на что мне был ответ: «Знаешь, я не могу иметь с девушками никаких отношений, потому что обречен. Я очень болен, мама говорит, что я не жилец на этом свете. Кому захочется быть вдовой? А мои дети-сироты? Кто о них позаботится? Нет-нет, мне уж как-нибудь дожить бы остаток дней.»  Приблизительно в таком духе была вся отповедь. Он уже чувствовал себя чуть ли не вознесенным. Жизнь нас развела (в общем, и не сводила), но иногда он мне в городе встречался. «Жив,»- думала я про себя. Шли годы. «Еще жив- хорошо.»  Вижу однажды – идет с женщиной, коляску катит, ребеночек в коляске сидит, ножками болтает. Его или не его – не знаю. Опять идут годы. На днях вижу – батюшки, живой!  А ведь ему уже под шестьдесят. И выглядит бодрячком. Дай ему Бог многие лета…
     Осторожнее надо быть со словами, осторожнее… Зато другой молодой человек только защитил кандидатскую диссертацию, а на следующий день разбился на машине. Обидно? Да до слез! И я вам рассказываю только то, что вижу из СВОЕГО окна,  в СВОЕМ мире, а загляните в соседние окна. Да столько примеров вам люди поведают, что и жизни не хватит, чтобы выслушать.
     Поэтому, живите, мои хорошие, пойте колыбельные своим детям, пишите стихи, дарите ласки, сажайте деревья и стройте дома, если умеете.  Ленитесь, но в меру. Не откладывайте на  потом, но и не забегайте вперед, а то станете  невротичными. Все равно будет так, как будет.  И вам останется только принять ВСЕ ЭТО.
2014


Рецензии
Вы правы, что мы еще далеки от того, чтобы называться "человеком разумным". Разумные люди решают проблемы с помощью разума, неразумные - с помощью дубин и кулаков. Система образования не развивает, а убивает мыслительную способность. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Действительно техника стремительно развивается. Но что с теоретической физикой?
П.Девис в книге, посвященной современной физике, «СУПЕРСИЛА» назвал вторую главу «Новая физика и крушение здравого смысла. Будьте осторожны: физика может свести с ума!». Физика действительно может свести, и сводит детей с ума.
Вот отзывы специалистов. «Детей со здоровой психикой становится все меньше, - говорит психиатр В. Буйков.- Ярким примером служат наши клинические отделения: большинство пациентов очень молодые люди - 18-25 лет». («Челябинский рабочий» 16.03.1999 г.). Как сообщала Независимая ассоциация детских психиатров и психологов, 93% детей нуждаются в помощи психоневролога («Вечерний Челябинск»,10 июня 1997 г.)
Или вот, что писали С.Журавлева и И.Васильева в «Челябинском рабочем» в статье «Успешно неуспевающие» 29.12.2000 г.
«Несостоятельность в учебе, как утверждает детский врач-психиатр и заведующая кафедрой на факультете психологии в ЮУрГУ Л.С. Рычкова, формирует у ребенка состояние стойкого «хронического» неуспеха во всем. Недовольство педагогов порождает напряжение в семье. Неодобрение взрослых напрямую сказывается на отношении одноклассников. Результат - нарушение детской психики, которую особенно калечат в элитных школах. По оценке независимой ассоциации детских психиатров и психологов, 93 процента детей нуждаются в помощи невропатолога. За последние пять лет количество детей, состоящих на диспансерном учете, увеличилось на 6689 человек. Разумеется, психика детей страдает не только от обучения. Но роль школы тут немалая. А это значит, что ребенок живет, как во вражеском стане. И поведение его становится все более грубым и агрессивным. Детская же агрессивность, как утверждают специалисты, накапливаясь, проявляется в крайних формах - в воровстве, наркомании, преступлениях. Так что школа не всегда сеет только «разумное, доброе, вечное», как это принято думать. Чего же мы хотим? Что требуется обществу? Хочет ли оно социального спокойствия?».
От такой жизни «во вражеском стане», от такого образования многие дети избавляются путем самоубийства или идут на убийство. Психика не выдерживает.
Конечно, причиной гибели детей не всегда является образование. Но если к неурядицам образования добавляются другие проблемы, то самоубийство становится неизбежным.

Павел Каравдин   17.02.2018 14:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Павел! Ваше письмо требует в ответ огромной статьи. Сейчас такое время, что кажется: мир сошел с ума. Кругом сплошные иррациональные поступки и решения, Яндекс-новости лучше не читать. Если заглянуть в глубь истории, то там тоже не все гладко: вспомним хотя бы, как в сталинские годы облагался налогом каждый кустик в саду. Как сейчас заставляют делать прививки, а поскольку народ не желает прививаться в нужном количестве, а отчета требуют по использованной вакцине, то медикам приходится заниматься приписками, иначе голову снимут. И так во всем. Рыба гниет с головы. Мне иногда кажется, что в разных департаментах сидят случайные люди, которые упражняются "в креативности", чтобы сделать себе красивый путь наверх. За учителя я бы заступилась. Мы подневольные люди. Если бы я даже на двадцати страницах пыталась убедить читателя, как учителю нелегко, мне бы не поверили. Для этого нужно хотя бы год поработать в школе. Школа зациклена на результате. Дать результат - этого требуют от учителя. За все начисляются баллы. Не буду перечислять, за что. Самое главное - знания, результаты ЕГЭ и ОГЭ. Дети признаются, что для многих в школе главное - общение со сверстниками, у них свои задачи: уверенно вписаться в социум. Учителя, в полном смысле, сейчас "сгорают": участились инсульты и инфаркты. Молодежь в школу работать не идет. О самих учениках можно говорить много. Кому понравится, что на него давят? Ну не хочет ребенок учиться, сейчас у детей поголовное увлечение гаджетами, конечно, нужно постараться не стать для ребенка врагом. А в глазах детей мы, наверное, домомучительницы. Хочу сразу сказать, что детей адекватных, тянущихся к знаниям, имеющих цель в жизни, очень много. Но есть и такие, о которых пишете Вы. И их становится больше. Истинных митрофанушек в школе хватает. В старые времена дотерпели бы их, поставили тройки и отпустили восвояси. Представляете, какое мы сейчас встречаем сопротивление? Ребенок, может, не дорос до осознанного отношения к учебе, может быть, здоровья, энергии ему не хватает, а мы : "Ты должен!" (Потому что с нас строго спрашивают). Выводы делайте сами. Иногда думаю, может быть, зря мы делаем образование общедоступным и обязательным? Не ценится никем то,за что не надо бороться, к чему не нужно стремиться. Измени мы приоритеты в образовании, пошел бы большой отсев. Зато пришло бы понимание, что, зачем и как...

Ли -Монада Татьяна Рубцова   18.02.2018 07:57   Заявить о нарушении
Когда-то было обязательным только начальное (4 класса) образование. Потом сделали обязательным 10-ти летнее среднее образование. Митрофанушки сами не хотели учиться и другим не давали. Но стали хорошо платить людям, защитившим диссертацию (ученым). В науку хлынул поток не умнейших, а проныливейших людей. И наука пошла вниз. Физика сходит с ума. Не знает даже логики, по которой невозможно совмещение противоположностей. Из двух противоположных теорий нужно выбирать только одну, но не обе сразу. Земля движется или не движется? И ничего третьего. Но ученые долго спорили прерывна или непрерывна материя? И нашли третье, там где его в принципе быть не может. Они решили, что материя двойственна (и прерывна, и непрерывна). Так в 1818 году по легкомысленному решению Парижской АН начался кризис двойственной физики, приведший физику ко множеству абсурдных теорий, вынуждающих людей верить в безумие Мира. Мои сорокалетние попытки подсказать ученым об ошибке наткнулись на яростное сопротивление. Мы не пустим вас в науку, если вы правы, то мы будем неграмотными и не сможем преподавать. А ЖЭТФ ответил мне, что им можно публиковать только ученых, но не инженеров.

Павел Каравдин   18.02.2018 13:19   Заявить о нарушении
Вы заметили, что легче всего человека обвинить в безумии, и дело с концом? Вспомните Чаадаева. Недаром Грибоедов написал "Горе от ума". Того, кто идет против определенной системы, просто обезоруживают различными способами. Выживают "гибкие". И, право, копья ломать - тяжелейший стресс. Так мы охаем, ахаем, вздыхаем, но принимаем все как данность.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   18.02.2018 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.