КАРЛ ЮНГ О БОГЕ

Выдержки из письма сделаны мною…
ПИСЬМО Г. А. ван ден Бергу фон Эйзинге
От 13 февраля 1954

«В первую очередь, я не философ, и мои понятия не философские и абстрактные, а эмпирические, то есть биологические.
Поскольку никакое животное не рождается без своих инстинктивных паттернов, нет причины полагать, что человек должен родиться без своих определенных форм физиологических и психологических реакций. Поскольку животные того же самого вида показывают те же самые инстинктивные явления во всем мире, человек также показывает одни и те же архетипические формы независимо от того, где он живет.

Безнравственность Яхве не имеет никакого отношения к моральной дифференциации верующих. Это все еще существует и сегодня и даже признано теологическими учебниками, хотя его бесконтрольное  влияние и его несправедливость глотают без последствий, даже нарисованные в Мидраше очень давно…

***********************************************************
Я согласен с Вами, что мои заявления (в Ответе Иову) отвратительны, но не больше, скорее меньше, чем проявления демонического характера Яхве в Ветхом Завете.
 Мидраш вполне осведомлен об этом, и христианская церковь должна была изобрести этот ужасный силлогизм, privatio boni, чтобы уничтожить оригинальное двойственное отношение еврейского Бога. Но в то время как у Католической церкви есть, по крайней мере, своего рода sententia communis объяснение превращения Яхве в Бога любви, протестантство цепляется за личность этих двух богов и не допускает трансформацию Одного Бога.

Это - scandalum.

Мое представление бога соответствует автономному архетипическому паттерну. Поэтому я могу испытать Бога, как будто он объект, но я не должен предполагать, что это - единственный образ. Я знаю, что имею дело, как Кант говорит с "символическим антропоморфизмом", который касается "языка" (и подражательного представления в целом), но не с самим объектом».


Рецензии