Необходимость оправдания

НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРАВДАНИЯ

Слово «оправдание» обычно используется в двух разных смыслах. В церковной среде «оправдание» - это то же, что и спасение. В житейском смысле «оправдание» - это попытка объяснить собственное несовершенство и вывести из него праведность.


Праведность познаётся нами по внешним признакам и определяется поведением праведника, его настроением, его внешним обликом. Подавляющее большинство – это обычные люди. Мысль о том, что мы все, в целом, не праведны, мелки и стихийны, приходит на ум каждому. Чтобы оправдать своё поведение, мы обычно изобретаем множество доводов, чтобы убедить самих себя в своей состоятельности.


Одним из таких доводов является какая-то странная уверенность в том, что быть как все – это вполне нормально. Некоторые с гордостью говорят: «я обыватель», выводя из этого, что это норма. Обыватель никому не делает ничего плохого, он не злодей. Обыватель зауряден и предсказуем, не способен на великое. Но, поскольку он всегда осуждает мировое зло и делает всё, от него зависящее, хотя, скорее, он просто живёт, следовательно, он ни в чём не виновен. Усреднённость личности мыслится высшим благом, оценивается высоко. Если он и не делает ничего выдающегося, это можно объяснить отсутствием таких способностей, сил, или ещё чего-то. Но всегда, и это резко бросается в глаза, обыватель как-бы уверен в своей истине. Свою жизнь он считает безупречной и полноценной, и если вы попытаетесь возразить, возражение будет обречено на провал.


Можно привести массу примеров такой самоуверенности. К примеру, все мы знаем, что при коммунизме у нас большинство людей было с промытыми мозгами. Возьми самого обычного гражданина, из той эпохи, и он не согласится с твоим утверждением, что ему промыли мозги. Он может сказать, что это кто-то другой, миллионы других людей были обтрюханы советской властью, но только не он.


Другие обыватели могут заверить, что они всегда за добро, или даже не такие как все. Но легко убедиться, что они не сделали ничего, чтобы победить мировое зло. Они, скорее, лишь мысленно за то, чтобы был порядок, но в действии это не проявляется. Они не видят перед собой способов творить добро, а если и видят, то не считают себя способными сделать что-то особенное.


Другие находят оправдание более активным действием. Допустим, кто-то ведёт кружок «умелые руки». И тем самым он думает, что спасает весь мир от мировой деградации. Они говорят: «каждый на своём месте должен делать всё возможное». Это звучит как молитва. Они твёрдо уверены, что их самоотдача вполне достаточна, чтобы считать себя кристально чистым, а на всё большее у них просто нет силы. Полезное дело истощает организм, что вы ещё хотите от человека? На самом деле, я бы отметил, что здесь проблема вовсе не в истощении сил, и не в работе на полном пределе для всеобщего блага. Человек – это не ломовой конь, от которого только и требуется, что тянуть телегу. Люди-кони, пусть и не худшие из людей, не осознают, что от них требуется, делают часто более своих сил, отдавая себя на служение человечеству, но, тем не менее, и они не правы.


Если взять, к примеру, простого колхозника, работающего на износ, поднимающего сам колхоз, а также своё хозяйство, то можно увидеть следующее. Допустим, что он один из лучших. Он находит место и рассуждению о жизни, в рамках своих возможностей, он посещает храм, занимается благотворительностью. По всем параметрам, образцовый гражданин. Наступает старость, силы истощаются. Таких большинство, одни в городах, другие в деревне. Но почему-то мир от этого не меняется, жизнь всё та же.


Грубо говоря, жизнь, которая нас окружает, больше напоминает кучу навоза, в которой нет, да и промелькнёт что-то ценное. Но большинство и этого не видит, особенно те, у кого «всё в порядке».


Если рассмотреть жизнь какого-нибудь художника, то можно узреть одну особенность. Художник, как обычно, полагает, что его дело великое, и работа вполне духовна, не сопоставима с физическим трудом. Когда я читал «розу мира», меня поразил неимоверный цинизм автора. Д.Андреев пишет, что для достижения духовных состояний необходимо прохлаждаться на лоне природы, а вот простой крестьянин, занятый физическим трудом, приобщиться к духовности не может. Здесь под словом «духовность» подразумевается не творение добра, за которое полагается награда, а то, будто бы Творец более благосклонен к людям на отдыхе, чем под ярмом, в тяжких трудах, оттого и вводит их в духовные состояния.


Бывает, что художники выходят и из бедных семей, обнаруживая в себе тягу к рисованию уже в детстве. Если кто-то приписывает себе тягу к прекрасному, идущую с раннего возраста, то я бы отметил, что ваше «прекрасное» - это ещё не духовность. Немцы всегда обнаруживали в себе тягу к прекрасному, из их народа вышло много гениев, но во второй мировой вылезла дикость, а не прекрасное.


Художник, к примеру, выдаёт 10 картин в месяц, думая, что тем самым он спасает мир от всеобщей деградации. Если он будет рисовать 11 картин, потеряется качество, если 9 – отдача будет не полной. Выходит, что он выкладывается на 100%. И при этом он думает, что, делая всё возможное, что от него зависит, он тут вам праведник и святой. И всё то же самое думают работники всех прочих профессий и всякий вообще. Каждый средний, мелкий обыватель всегда оправдывает себя на все 100%. Вот лохи, надо сказать. Несусветная ересь.


Учитель физики тоже всегда думает, что занят великим делом. Он, так сказать, приобщает пятиклассников к законам природы. И он не менее свят, чем библейские пророки. Пророки жили в другом времени и в другой обстановке, а здесь другая эпоха и не те обстоятельства.


Всякий человек, где бы он ни находился, всегда видит себя в лучшем свете, и обычно не признаёт в себе серое, мелкое существо, второсортную мелюзгу. Возьми, к примеру, среднего адвоката или среднего врача, и легко увидеть, как они представляют себя стоящими на некой духовной вершине.


Тот же самый сельский священник или пастор в отдалённом посёлке всегда мнит себя лидером духовного движения на данной местности, и никто здесь его не святее. Все его обязанности обычно сводятся к хозяйственным вопросам, а также напоминанием другим, чтобы они ходили в храм и читали Библию. Тебе нужно наставление? – Пожалуйста, вот оно: ходи в храм и читай Библию. Проповедник может говорить долго и мутно, думая, что в сём мудрость, но там будет лишь долгота, муть, и оборот слов вокруг пустоты.


Церковные брошуры продаются почти в каждом храме. И понятно, почему там не указывается автор. Это какая-нибудь церковная певчиха в возрасте 15 лет штампует брошюры, уча народ уму-разуму. Самое интересное, что церковная литература имеет хождение только среди церковных людей, а рассматриваются там вопросы для атеистов, которые этих книг не читают. Одна брошюра так и называется: «Зачем ходить в храм?». Читают – те, кто ходит… Это то же самое, как человек покупает сигареты с надписью: «Курить – вредно»…


Кураев тоже выпустил брошуру с названием «Откуда у церкви деньги?» Правда, там об этом ничего нет… Но зато люди прочли книгу! Название книги – одно, тема – другая… Иногда кажется, что простой грамотный человек, совсем не духовный, может достигнуть гораздо бОльшего успеха, чем теперешние лукавые и кособокие лидеры православия. Некоторые вещи можно объяснить просто и ясно, но мы, так сказать, лёгких путей и не искали…


Телевидение, кино и литература ломятся от советского «ура-патриотизма». Бондарчук, вроде бы, начал снимать фантастику, но вот этот опять чёртов «Сталингад» встрял в длинную череду ура-патриотических фильмов, где мы опять не лохи, а победители, нас не обтрюхивают, а это мы даём всем «прикурить».  Уже настолько нам надоела эта безысходность, что мы опять и опять эскапируемся внутрь кина, где мы превращаемся в героев, а при выходе из кинозала мы опять всё те же лохи. Народ превращён в рабов, а тут эта олимпиада на носу, наука и военные технологии, по телику – сплошное веселье и оптимизм. Какой нам прок от военных технологий, когда людям негде жить и нечего жрать? Это не оптимизм, а насмешка над населением. Те, кому хорошо, не думают о тех, кому плохо.


Люди работают за 5000 рублей в месяц! Пособие по безработице – 1000 рублей в месяц, а через полгода его перестают платить. Неужели где-то там, наверху, кто-то думает, что люди не хотят работать, и поэтому добровольно обрекают себя на голод? Я встречал много людей, в том числе из бедноты, которые утверждали, что только оболтус и лентяй не способен заработать себе минимум на пропитание. Об этом обычно не говорят, но думают. По умолчанию, считается, что это так. Но на самом деле даже попытки приобрести профессию могут принести нулевой результат. Реальная жизнь там, наверху, известна лишь отчасти. Есть как обычная безысходность, в массовом варианте, есть также и форс-мажоры. Во всех этих ситуациях человек предоставлен сам себе, и обращаясь за помощью в какие-либо инстанции, видит, что ему не верят.


Можно привести массу примеров оправдания. Люди, поставленные государством для помощи другим, всегда считают, что проблема не столь велика и, по большей части, надумана. Каждый из многих, не получивших помощь, считает себя жертвой произвола, в то время как каждый, отказавший в помощи, на 100% уверен в правильности своих действий. Взгляд сверху – всегда искажён, могу утверждать это на собственном опыте.


Некоторые должностные лица могли бы быть сильно удивлены, если бы некоторые дела были где-то рассмотрены более подробно. Они бы и сами изменили своё мнение. Но, думаю, почти каждый думает, что у этого товарища есть где-то скрытый доход.


Со своей стороны, могу лишь отметить, что обычный человек всегда нуждается в значительно бОльших деньгах, чем думают они. Обходиться минимальными потребностями невозможно, хлеб, макароны и картофель для питания недостаточны. Меня и самого несколько это удивляет, но при попытках обходиться самыми элементарными продуктами всякий раз приходилось констатировать, что это невозможно. В 80-е годы, наверное, макароны были какими-то другими, но сейчас уже что-то не то. После тяжёлой работы, как это ни странно, я всякий раз обнаруживал, что необходимо полноценное питание, если же были лишь макароны, я мог пропустить обед. Хотя жрать хотелось страшно.


Один раз, когда я работал у священника, на пару часов задержали обед. Случай запомнился до сих пор, так как это было сильнейшее испытание для желудка. Но ведь был же голод когда-то? Одна задержка обеда – это уже испытание, а как люди лет 60 назад голодали? Мне это непонятно. Некоторые в наше время пытаются провести лечебное голодание, но уже через два дня они выглядят весьма скверно – увидишь во сне – и не проснёшься. После одного дня голодания человек уже не способен к физическому труду – можете узнать сами.


У Солженицина говорится, как он много лет голодал, но затем, имея в кармане 300 рублей, не торопился покупать еду. Всё это странно.


Сейчас снимается много фильмов про войну, и просто про 20-й век. Простота быта и ретростиль – вещи сами по себе интересные. Но тут везде лезет в глаза этот обрыдлый наивный патриотизм. Всё время доказывается, что мы хорошие, мы не средние люди. Это в мирной жизни мы такие, а во время войны мы кого хошь порвём. И много, много раз всё одно и то же. Как при совках, так и опять снова. Всё оттого, что не хотят люди увидеть себя в истинном свете. Все хотят быть героями, а не лохами, которых обтрюхивает государство. И, чем больше такого наигранного патриотизма, тем спокойнее народ. Народ не борется за свои права, он тихо спит, будучи уверен, что мы там покажем кому-то что-то. Кому? Что вы покажете?


Церковные люди обычно выглядят какими-то придавленными, зажатыми и замкнутыми. Когда ты с ним говоришь, то понимаешь, что твои слова наполовину не дошли до адресата. То есть, к твоим словам у него какой-то вялый интерес, в отличие от более духовных мирских людей. Я думаю, что им всем надо дать задание. Пусть каждый церковный человек научится слушать других, погружаясь в чужую тему с полным вниманием, даже если звучат глупости. Может быть, в твои уши вошла несусветная галиматья. Но ведь ты можешь ответить по-умному. Вот вам и работа на первое время.


Можно также составить список всех церковных людей на данной местности, и узнать, у кого какие проблемы и какое мнение о духовной жизни. Почему-то всегда легко и интересно находиться в компании друзей, говоря о всём, что волнует, но в церковной среде ты всё фильтруешь и каждый момент готов встретить злобу. Тебя могут оборвать на полуслове, или сделать вид, что твой вопрос не услышан, так, словно его и не было. Примерно то же я увидел и в среде литераторов.

В Новом Завете даются признаки, по которым можно отличить праведника от среднего человека. Называются они «плодами духа». Это – мир, тишина, покой, лояльность, внимание к ближнему, и т.д. По сути, Библия лишь повторяет то, что понятно и так: праведника можно разглядеть сразу, по внешним признакам, без особого труда, если ты не тупой. Таким образом, видя очевидное, можно сразу сказать, что люди, те, что вокруг нас – это не праведники и не святые. И они должны сразу же уменьшить своё о себе самомнение. Гордость человека всегда на поверхности, её видно сразу, а чем меньше мнение о себе, тем выше состоятельность личности.


Здесь можно и закончить, хотя, по сути, всё сказанное – это как-бы предисловие к чему-то бОльшему. Оно – для самых тупых. Но, думаю, и таких достаточно, кто откроет здесь что-то новое. Одним людям дано мыслить, и с них этого достаточно. Все другие же должны прислушиваться к чужим умным мыслям, и производить исправление своей жизни. И тогда результат превзойдёт все возможные ожидания.
Конец.



Рецензии