Свердловск - солистка филармонии

НА СНИМКЕ: Здание Свердловской филармонии


Получив справку о реабилитации, Вера Августовна решила обратиться в Свердловскую филармонию с просьбой принять её на работу солистом. 

Более десяти лет назад она уже играла перед квалификационной комиссией в Ленинграде и была принята солистом Ленинградской филармонии. Теперь надо было начать всё сначала.

«Мне кажется, - пишет Нинель Пляцковская, - что официальная реабилитация ей, прежде всего, была нужна в музыкальных, карьерных целях. Получив ее, она тут же стала добиваться концерта в Свердловской филармонии. Это было совсем непросто.
<…>
Надо было преодолеть массу предубеждений, музыкальных и внемузыкальных. Для одних, власть имущих, она была недавним политзэком, для других, в частности, преподавателей Свердловской консерватории (они должны были дать свое «добро» на ее право работать в филармонии) творческим чужаком. Она говорила, что ее все время обвиняли не в той «трафтовке» Листа или Шопена, и просила объяснить смысл этого не вполне понятного ей слова».

Программа была готова, и прослушивание состоялось.

«…Она смогла на прослушивании в Свердловской филармонии удивить присутствующих, исполнив наизусть 24 Прелюдии и фуги — 1-й том «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха», - написала в воспоминаниях Зера Мышкина.

Она стала солисткой Свердловской филармонии. И хотя тут ее ожидали больше будни, чем праздники (филармонические концерты, к которым она так стремилась, были редкостью; чаще это были выступления в смешанной по жанрам группе артистов), тем не менее, в возрасте за пятьдесят она переломила судьбу, начав все заново.

И снова цитирую Нинель Пляцковскую:

«Хорошо помню ее первый концерт в Свердловской филармонии. В этот вечер несколько близких людей были рядом с ней. Перед началом концерта в комнату, где она готовилась, заглянула ведущая, посмотреть, как выглядит Вера Августовна. Это был слегка интеллигентный контроль. Она одобрительно кивнула на то самое черное платье, сшитое довольно загодя. На что после ее ухода Вера Августовна сказала: она думает, что я из Тагила, она забыла, что я из Парижа.

Фраза звучит вроде вызывающе, но В. А. произнесла ее вполне умеренным тоном, как нечто само собой разумеющееся. Для нее это был непреложный факт жизни. Не более. Но и не менее.

На филармонической эстраде она вела себя с естественным достоинством. Программа была насыщена сложными вещами, требовавшими тонкой музыкальной техники. Она играла с легкостью и подъемом. Имела немалый успех, причем успех чисто художественного свойства. Факты ее жизни не имели значения: они были известны единицам.

Итак, в 1955 году победа. Вера Августовна Лотар-Шевченко стала солистом Свердловской филармонии и переехала в Свердловск.

Вера Августовна никогда не забывала о годах прожитых в Нижнем Тагиле, где её приютили, где отогрелась её душа, где остались её новын друзья.

"О своём периоде жизни в Нижнем Тагиле Вера Августовна вспоминала не часто, но всегда с особой теплотой. Когда записывали её интервью для радиостанции «Свобода», кто-то из редакции недоумённо воскликнул:

- Нижний Тагил? Но ведь это закрытый город!

На что Вера Августовна ответила:

- Город закрытый, но сердца его жителей открыты…"
(Tagilstories. Тагильские истории. Париж – Франция – Тагил. 26.11.2013. на сайте: ВСЕ НОВОСТИ (Информационное агентство Нижнего Тагила): )

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/31/593


Рецензии