Глава II. Природа наших тел

Когда новорожденный появляется на свет, он мал и нуждается в защите, в это время ответственность за его развитие берут на себя родители. Маленький организм живет благодаря помощи и заботе старшего поколения. С момента рождения и в течение нескольких лет, основным развитием ребенка является физическое, он учится ходить, пользоваться подручными предметами, начинает говорить. Одновременно с формированием физического организма, пробиваются ростки интеллектуального развития.         

Детство – это период фундаментального образования и развития. Начиная с детства, когда мы учимся говорить, слушаем, видим и воспринимаем окружающий мир, мы стараемся подобрать правильные слова для его описания. Наши знания постоянно пополняются, образы обновляются, состояния и чувства проживаются. Каждый день приносит что-то новое.  С первых лет, ребенок находится на попечении родителей, родственников или воспитателей. Чуть позже появляются контакты с соседями, знакомыми и друзьями. Каждый из них, так или иначе, участвует в развитии ребенка и совершает свой личный вклад в него. Вклад выражается в личном отношении, поступках, словах, и даже мыслях. От участия окружающих людей, корректируется развитие человека. Так, в результате взаимодействия с другими людьми, рождаются определенные чувства, которые наполняют процесс развития качественными характеристиками. Уважение и любовь окружающих создают чувство благодарности и почтения, гнев и насилие приводят к обидам и страху. Множество других ситуаций, и каждая по-своему, формируют фундамент личного отношения ребенка к окружающим и самому себе, и в частности, к своему организму – физическому телу.

Почему так важно личное отношение? – ответ есть. Важность данного аспекта обусловлена тесной взаимосвязью пяти форм личности, одна является продолжением другой. Не следует рассматривать тело, только как массу материи. Чтобы человек не представил – все есть сторона и форма этого мира, без одной формы, другой может и не быть – не следует утруждать себя, и делить. Исследуя последовательность, всматриваясь и изучая отличия, что можно узнать о человеке, а о дереве? – что у него есть семя, росток, мягкий лист или твердая древесина… – это ли дерево? Чтобы понять не следует делить. Сила, мало-помалу сливающаяся с небом, – вот что такое дерево. Таков и человек.

Через отношение к окружающим, можно увидеть отношение к себе. А то, как человек к себе относится выражено в его состоянии здоровья. Здоровье, и физическое развитие корнями уходят в личное мировоззрение, формирующееся, от рождения по сей день. Не всегда процесс воспитания получается качественным. Некоторые дети получают представления о мире при помощи подручных вещей, телевизора, улицы или социума. А они, как известно, до сих пор не отличаются изысканностью культуры и традиций. 

Как часто человек задумывается о воспитании своего физического тела? Тело – вместилище жизни, чем более осознанно подходить к вопросам поддержания своего здоровья, тем вероятнее, что осознанность перерастет в поступки по его укреплению.  Осознание ценности плоти, как Храма души и вместилища духа, возвышает сознание от мирской категоричности. Пребывание в здоровом состоянии, позволяет легче достигать целей, быстрее совершенствоваться и качественней раскрываться в жизни. Познание своей собственной природы это ее творение в тот же момент времени. Следовательно, обретение знания о себе начинается с приведения своего организма в здоровое состояние.

Физическое тело, это материальное воплощение понятия «человек», выражение жизни в физической вселенной. Именно тело вмещает в себе остальные формы личности, и именно посредством плоти, человек обладает способностью чувствовать окружающий мир и имеет возможность взаимодействовать с ним.

Каким же образом тело служит человеку и как его можно развивать? У тела есть свои особенности, оно позволяет воплощать задуманное в физической вселенной. Чем лучше человек относится к телу, чем больше заботы проявляет о нем, тем дольше оно прослужит ему. В теле заложены такие ресурсы как ловкость, скорость, сила, гибкость и выносливость. Те, кто занимаются духовным воспитанием себя в специальных центрах, школах, монастырях, развивают эти способности до фантастических явлений. Когда человек воспитывает свое тело, управляет им, оно способно служить столько, сколько будет нужно, так, как будет необходимо, и там, где он пожелает. 

Если есть проблемы со здоровьем или есть заболевания, то первая задача, состоит в том, чтобы стать здоровым. Образ жизни должен быть направлен на непрерывное улучшение своего здоровья. И это та задача, которую нужно разрешить прежде всего. Даже если пока нет явных проблем, связанных со здоровьем, или есть ощущение полного здоровья, на человеке лежит большая ответственность по его укреплению.

Тот, кто не практикует самобытного существования, ежедневно и ежечасно своим восприятием впускает поток информации из окружающего мира, он испытывает физические и эмоциональные перегрузки, стрессы, нарушения режима питания, сна и отдыха. Так что, даже если нет болезненных состояний, он постоянно ощущает на себе воздействие факторов, способных их вызывать.

Можно ли оценить серьезность этой проблемы? В здоровом состоянии трудно представить, что когда-то может наступить болезнь. Человек, будучи здоровым, редко обращает на это внимание, и даже если иногда задумывается, то его действия в этом направлении крайне незначительны. В это время необходимо осознать всю серьезность данного вопроса, чтобы принять изменения в свою жизнь, изменить свои действия и отношение к самому себе. А те, кто не испытывал проблем со здоровьем и не имеет заболеваний, должны помнить о необходимости заботы о своем организме. Вызов человека, наряду с этими вопросами в том, что даже в тот период, когда он в хорошем самочувствии, следует укреплять здоровье. Результаты проявляются со временем, и они определяются личной настойчивостью.

Человеку, пренебрегающему здоровьем, трудно согласиться на усилия по отношению к себе. Сложность использования этого видения заключается в изменении привычек и понимании важности собственной жизни. Некоторые использует именно такую модель поведения, но не потому, что это в их природе, а потому что у них нет знаний об этом. 

Как правило, люди, использующие такую модель поведения, не знают, каким образом предотвратить болезнь до ее появления. На самом деле, затраты усилий на профилактику или подготовку к проблеме гораздо меньше, чем на решение уже имеющейся проблемы. Именно поэтому первая задача, – это задача, касающаяся личного здоровья.

В конце концов, рано или поздно придет старость, и, в конце концов, рано или поздно наступит смерть. Рано или поздно каждый встречается с проблемой, касающейся здоровья. Может быть, это будет не онкологическое заболевание, а какое-то другое. Возможно, снизится зрение или ухудшится слух, возникнут затруднения внутри организма. Может, это будет простуда или головная боль, а может, проблемы, связанные с обменом веществ или опорно-двигательным аппаратом.

Важно понять, что если не закрывать глаза на возможность появления таких проблем, то можно знать, как помочь себе в случае их возникновения, как предупредить их появление. Также можете помочь другим людям, близким или знакомым, преодолеть заболевания и обрести полноценное здоровье.

Мне могут возразить, что вроде бы я программирую людей и заставляю их представлять, как могут появиться заболевания. Некоторые утверждают, что они настроены на позитивное мышление, а я прошу их подключать и использовать негативное. Да, это так. Я прошу представить такие моменты и рекомендую представлять их, ведь именно из-за отсутствия видения этих моментов человек не знает, как с ними справляться, когда они появляются. Многие люди тешат себя надеждой, что всю жизнь будут жить так, как сегодня: в здоровом и подвижном состоянии. И при этом они ничего для этого не делают, получая в результате самые неожиданные ситуации.

Люди живут так, как будто никогда не умрут, а умирают так, как будто никогда и не жили…
(Н. Д. Уолш, «Разговор с Богом»)

Что касается позитивного и негативного мышления, то это лишь вид алгоритмических процессов в сознании, призванных его ограничить: думай так – и не думай этак, это позитивно – это негативно. Но кто определяет позитивность и негативность событий? Что важнее: поддержание и сохранение здоровья или мысль о том, что человек никогда не будет болеть? Что важнее: действительное здоровье или мысль о нем? На мой взгляд, необходимо использовать все ресурсы, для того чтобы направлять развитие жизни, сохранять здоровье и решать главные задачи. 

Со временем каждый формирует свое собственное мировоззрение и некоторый тип мышления. Я увидел четыре основных типа мышления: позитивное, негативное, системное и созидательное и несколько более редких. 

1 тип – позитивное мышление. В чем оно заключается? Прежде всего, позитивное мышление высвечивает события, процессы и явления, происходящие в жизни, в приукрашенном виде. «Все, что происходит со мной, все – к лучшему» – это один из девизов позитивного мышления. Оно создает образы светлого будущего и радостной атмосферы.

Выйти в дождь без зонта и промокнуть, это хорошо и нужно позитивно относиться к дождю. Быть в крайней бедности, и говорить, что это хорошо, что это испытания, которые делают сильнее. Плохие взаимоотношения в семье – ничего, это на меня не влияет! Не устраивает работа – все наладится! Главный вопрос – зачем такой ценой? Ведь можно достичь мудрости, просветленности, обеспеченности, здоровья и всего, что желает душа и по-другому, в более гармоничной ситуации. 

Характерная черта позитивного мышления – это наличие оправдания. Такие истории приживаются в разуме человека, замещая понятия реального мира на вымышленные. Еще одна черта – редкая готовность посмотреть все иначе, чем с одной стороны. Иллюзорные наслоения настолько реалистичны, что могут замещать понятия реальности и действительности.   

2 тип – негативное мышление. Что значит думать негативно? Как правило, негативное мышление обращает свой взор на самые неприятные и сложные ситуации. В негативном мышлении муссируется мысль о разрушении. Негативное мышление подталкивает человека к формированию чувства неудовлетворенности жизнью, несовершенства окружающего мира, отсутствия единомышленников, ограниченности в действиях. Можно сказать, что все, чего не хватает людям с позитивным мышлением, есть в людях с негативным мышлением, и наоборот, все, чего не хватает людям с негативным мышлением, есть в людях с позитивным мышлением. Негативное мышление не является ресурсным, а значит, не всегда хватает сил что-либо изменить в своей жизни.

Эти два типа мышления не являются противоположными элементами, они – переходный этап между отсутствием разумного существования и его наличием. Это не светлая и темная стороны, это общее серое состояние. Эти типы мышления ограничивают их обладателей.

Следует стать источником происходивших, происходящих и будущих событий. Суть в том, что все, что есть окружает, – вещи, предметы, люди, ситуации, события – все создает сам человек, иными словами, творит свою собственную жизнь. Позиция источника определяется двумя взаимодополняющими типами мышления. Одно из них созидательное, другое системное. Начнем с системного.

3 тип – системное мышление, оно представляет собой такой образ мысли, при котором рассматриваются все составляющие жизненной ситуации до их развития и появления. Системное мышление – это предвидение и моделирование всех возможных вариантов развития событий, а также выработка стратегии преодоления или разрешения каждого случая, каждого события до их свершения. 

Важный фактор, во многом определяющий качество жизни, – это здоровье? А теперь вспомним, есть ли в окружении люди, близкие или знакомые, у которых есть проблемы со здоровьем? Если согласиться с тем, что организм сегодня испытывает трудности, то можно разойтись только во мнениях, насколько сильно проявляются эти проблемы. Возможно, что сейчас нет проблем со здоровьем или каких-то отклонений. Но, возможно, кто-то из близких или окружающих переносил заболевания. Ведь все может произойти постепенно.

Когда человек здоров, он редко задумывается о том, что когда-то может прийти болезнь. Иногда он начинает решать проблемы, когда заболевание уже проявлено, и только в этот момент начинает задумываться над тем, что необходимо было делать раньше и что сейчас. В этом случае мало кто думает об альтернативных способах решения проблем.

Суть системного мышления заключается в том, чтобы предотвратить болезнь до ее появления. В данном случае таким предотвращением является профилактика. Себестоимость профилактики или подготовки к проблеме гораздо ниже, чем решение этой проблемы после ее появления. Это правило относится ко всем сферам жизни и определяет принцип действия Системного мышления.

Бессмысленно копать колодец, когда изнемогаешь от жажды. Системное мышление направлено на предварительное отслеживание всех вариантов, потребностей и рисков до момента нужды или потребности в них. Если человек не планирует здоровье, то это означает, что он планирует болезнь – такой подход называется – СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ. 

Такие эффекты возникают при изменениях физического характера жизнедеятельности человека вроде необходимости глубокой самоорганизации после затяжного отпуска. Например, если, руководствуясь своей загруженностью, принять решение об отдыхе и предоставить себе длительный отпуск, то в этом случае сделан акцент на одной сфере жизни, что прямо или косвенно повлияет на другие, которые не получили никакого дополнительного развития, что может повлечь за собой их дестабилизацию. Системный подход будет выражен в том, чтобы перераспределить нагрузку и ответственность в той или иной области собственной жизни.   

Здесь необходимо принимать во внимание воздействие на среды на собственную жизнь, окружающих людей, а также влияние личной жизни на окружающую среду и других людей. В сегодняшнем информационно переполненном мире чрезвычайно трудно увидеть «лес», поскольку тут растет так много «деревьев», которые либо отвлекают внимание, либо загораживают общий вид, они не дают возможности увидеть картину в целом.

Системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для человека, это способ мышления по отношению к организации и управлению жизнью. Чтобы осознать, как системный подход помогает лучше понять жизнь и более эффективно достичь целей, определим, что такое система.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Машины, компьютеры, телевизоры — все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Наша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют собой наш организм. Социум живет по тем же принципам, когда люди находятся на своих местах и занимаются своим делом – жизнедеятельность общества поддерживается на высоком уровне. А если бы все были строителями, то не осталось бы тех, кто выращивает хлеб.   

4 тип – созидательное мышление, оно исполняет роль провидца, оно формирует образы и процессы предстоящих действий, и в наиболее выгодной форме, создает их модели для реализации. Наше умение создавать и творить – оно во всем и везде. Созидательные способности – это наша суть, это наше искусство и наш талант, который мы сами в себе открываем. Созидательное мышление – это единственное из всех типов мышления, которое формируется не за счет поступления информации в разум, оно формируется благодаря духовному преображению. Это тот вид мышления, который пробуждается со временем и полностью реализует потенциал и сущность человека. Творение – это способность духа, разума и любви возвышать мир. Не просто этого достичь, если своими стараниями не было возвышено собственное существо. 

Возвращаясь к вопросам здоровья, рассмотрим практическое применение созидательного и системного типов мышлений. Сердце, которое бьется в груди, чье оно? А если придет день, когда оно перестанет биться или будет биться недостаточно хорошо, это страшно или нет? Но есть ли у кого план, который сможет сберечь сердце? Как показывает практика, у большинства его нет, видимо, это и есть одна из причин различных заболеваний. Однажды мне ответили: «Странно бы было видеть человека, у которого есть план по сохранению его сердца». А ведь, действительно, странно, что нет достаточного понимания данного вопроса.

Скажите, пожалуйста, ваши глаза для вас важны или нет? Если придет такой день, когда вы не сможете видеть предметы, или будете видеть их недостаточно четко, как вы поступите в такой ситуации? А есть ли у вас план, каким образом оберегать ваши глаза?

Скажите, пожалуйста, ваш желудок важен для вас или нет? Допустим, наступит такой день, когда желудок приобретет тяжелое заболевание или опухоль, может, это будет какая-то язва, что впоследствии приведет к раку желудка. Это проблемы, которые могут повлиять не только на здоровье желудка, но и на жизнь человека. Однако скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас план, который поможет сберечь ваш желудок?

Скажите, пожалуйста, нужны ли вам ваши зубы? Рано или поздно наступит такой день, когда ваши зубы выпадут или начнут портиться, пусть даже незначительно. Скажите мне, есть ли у вас план, каким образом можно сберечь зубы?

Многие люди утверждают, что у них есть такой план, который сохранит их здоровье. И я хочу спросить: могли бы вы представить такой план, то есть показать план, который касается вашего здоровья? Хорошо если есть такая книга, которая называется «ПЛАН ЗДОРОВЬЯ», в которой написано, в какое время и что делать. Если нет такого плана, это означает, что человек недостаточно ответственно подходит к своему здоровью.

Такой подход к жизни и своему здоровью называется «СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ». И здесь также есть определенная система, в которой не важно, что думает мозг или подсказывает разум. Например, есть желание улучшить свое здоровье, вы говорите, что будете принимать препараты, витамины или биологически активные добавки, будете ездить в санатории и делать многое другое. Однако при этом нет плана действий, книга не заполнена; еженедельник либо на месяц, в котором будет написан план действий и то, что вы собираетесь делать, не будет достаточно эффективным. Если не найти в себе решимости завести такой план здоровья, то вряд ли хватит решимости ему выполнять либо совершать более значимые поступки.

Возможно, вы еще не знаете, что именно нужно делать, чтобы сохранить здоровье, и не знаете, что делать, чтобы препятствовать возникновению болезней. Но если будет правильное пособие, оно будет руководить действиями, направленными на укрепление здоровья. Развитие тела, его воспитание и профилактика – это залог успешной жизни.

В настоящее время многие ученые считают, что будущее медицины за саноцентризмом (sanitas – здоровье), когда главным ее содержанием должен стать не больной, а здоровый человек.
(З.М. Эвенштейн)

По мнению многих экспертов социологии и здравоохранения, уже давно правомерна постановка вопроса: можно ли считать больного человека культурным? Они же и отвечают:  думается, что нет. Конечно, существуют заболевания, против которых медицина пока бессильна. Но в подавляющем большинстве болезни можно вылечить и, что еще более важно, предупредить их возникновение. И еще: чем раньше человек научится уважать то, что даровано его организму, и заботиться об этом комплексном механизме, тем лучше он проживет оставшуюся жизнь – ведь годы плохого обращения с организмом требуют расплаты. Все сказанное ставит ряд задач и перед медиками, и перед каждым человеком, и здесь уместно вспомнить еще одно высказывание Гиппократа: «Если отца болезни еще нужно поискать, то мать известна всегда – это питание».

Предшествующие поколения открыли много полезного в окружающей среде и умели помогать себе с помощью своих собственных сил и энергии. Сознание должно обратиться к иным аспектам сохранения здоровья и восстановления жизненных сил. Когда мы научимся смотреть на человека как на единое целое, а не набор органов или только физическое тело, тогда по праву сможем гордиться своим умением предотвращать болезнь до того, как она разовьется.

Именно понятие единства человека с самим собой может вывести на определение источника творения. Широко известно, что причина большинства заболеваний – это состояние души человека. Душа выместит на теле то, в чем она пребывает. Все, что устроено или не устроено во внутреннем мире, проявляется во внешнем. И прекрасное здоровье – это результат единства с самим собой и слияние с миром.

Подведем итог. Вопреки ухудшению состояния окружающей среды, вопреки неправильному питанию и нарастающей гиподинамии человек может реально изменить жизнь к лучшему. Человеку необходимо учесть факторы риска, приведшие к ухудшению здоровья, и помочь адаптационным системам организма приспособиться к резко изменившимся условиям существования.

Эти принципы не упрощают подход к сложной проблеме сохранения здоровья, а предлагают, учитывая индивидуальные особенности каждого организма, откорректировать формулу своего питания, выбрать, наконец-то, стремление быть здоровым и заняться собой. Для того, чтобы таким образом изо дня в день, шаг за шагом, как подсказывают теория и многолетняя практика, становиться все более здоровым и активным.

Важно понять, что не нужно отказываться от курения, от чрезмерного употребления спиртных напитков, переедания, наркотических веществ, вообще не нужно ни от чего отказываться – нужно осуществить выбор – «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ». Это созидательный выбор, он плавно вымещает разрушительное воздействие. В свою очередь, отказ, запрет, бросание, ограничение и прочие насильственные методы изменения, могут привести к еще большему стремлению воссоединиться со своими зависимостями. Все подобные меры относятся к разрушительным действиям, даже если они, на первый взгляд, направлены на сохранение чего-либо доброго и созидательного.

Разрушения влекут еще большие разрушения. Любое проявление насильственного изменения – одно из проявлений внутренней войны, а борьбой единства не достичь. Следовательно, именно выбор созидательного характера, осмысленный выбор, выбор, совершенный в осознанном состоянии, может действительно что-то изменить. Вы не станете разрушать свое здоровье только потому, что вы осознанно выбрали быть здоровым.      

«Хотите – верьте, хотите – нет, но клетка может быть по-настоящему счастливой», –  сказал один американский биохимик. – Для этого надо снабдить ее всем необходимым для ее жизнедеятельности.

Тело необходимо, чтобы жить, и качество жизни во многом определяется состоянием здоровья. Тело предназначено для того, чтобы достигает тех целей, которые мы ставим перед собой. Ресурсами тела выступают вода, еда, воздух, окружающая среда, жилищно-бытовые условия. А значит, их качество напрямую влияет на состояние здоровья организма. Благодаря здоровью и здоровому состоянию организма человека, реализация мечтаний, целей и планов значительно ускоряется.

В заботу о своем теле можно включить и правильное питание, и здоровый сон, и различные виды гимнастики, подвижный образ жизни, медитации, профилактические мероприятия и формирование здорового психоэмоционального пространства вокруг себя. Это труд, но труд благодарный, который обеспечит счастливую жизнь вам и вашим близким.


Рецензии