Настройщик
Вчера синоптики обещали дождь и ветер, сейчас это казалось смешным и нелепым. Многие люди, конечно, приготовились к дождю и ветру ещё вечером, достав дождевики с так называемых антресолей, а те, кто дождевиков не имел, сложили зонты в сумки тоже вечером, всё делалось с вечера, так как это позволяло сэкономить время утром. Сегодня весёлая суматоха накатила на городок сумасбродной волной! Практически все люди спешили, хоть им было и некуда спешить, всем им хотелось, чтобы такой удачный день прошёл очень плодотворно, а как известно, при большом количестве времени это более вероятно, чем при его острой нехватке. На небесах не было ни одного даже самого маленького облачка! Прогноз на этот день был сделан совсем неверно, как вы видите, именно поэтому всем, кто вчера зря лез за дождевиками на антресоли и зря втискивал в итак набитые до отказа сумки большие и не всегда удобные зонты, так и не удалось сэкономить драгоценное время, а как раз наоборот…, многие люди, посмотрев поутру за окно и увидев, что ни ветра, ни дождя и сейчас нет, и скорее всего вообще сегодня не будет, начали быстро вытаскивать из сумок зонты и дождевики, чтобы, во – первых, не таскать за собой по всему городу ненужные им вещи ( тем более иногда даже тяжёлые и большие, такие, как зонты), а ещё и для того, чтобы долго не искать в сумке, где итак почти не было свободного места и не нужна была « лишняя морока» в виде зонта, вещи, которые действительно были им нужны изо дня в день, несмотря на погоду за окном. Они, конечно, злились на синоптиков- «профессионалов» за то, что они так их подвели и заставили потратить время ( пусть и немного времени) такого очаровательного дня на доставание из сумок зонтов и дождевиков. И многие из них в то время, как проделывали все эти процедуры, думали или говорили с нотками недовольства в голосе: « Вот работнички, какие даже примерно погоду на завтра нам сказать не смогли, если бы Крылов в наше время жил, то бы он скорее всего именно про них сказал бы, а вы, друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь». Однако погода не располагала к тому, что бы сердится дальше. Многие люди открывали окна и из них доносились: смех, разговоры, а ещё всякая повседневная возня. Даже старички, которые из-за слабости редко покидали свои уютные и тихие дома и квартиры, сегодня решили совершить небольшой променад по парковым дорожкам.
Одним из таких старцев оказался и Пётр Иванович Жилин. Он неспешно ходил по парку, опираясь на свою тросточку. Пётр Иванович вскоре устал и решил присесть на симпатичную скамейку, которая стояла в тени под липой. После шума и суматохи было приятно сидеть здесь в тишине и в тени, вдыхая свежий, вкусный и «спокойный»запах.
Пётр Иванович отдышался и успокоился, и погрузился в блаженную тишину, которую нарушало только пение птиц и лёгкий шум тёплого ветерка. Природа играла звуками. Это гармоничное сочетание звуков природы рождало неповторимую музыку. Даже самый строгий и суровый критик не смог бы найти в этой потрясной игре ни одной даже самой незначительной ошибки. Ведь музыка создательницы критике не поддаётся…! Она совершенна! Ведь эта музыка была первой, которая появилась на нашей планете и именно эта идеальная музыка вдохновляла людей на создание собственных музыкальных шедевров, которые потом стали классикой. Классикой, которую любят и ценят тысячи и даже миллионы людей и в наше время. Классика никогда не будет забыта, я думаю. Даже наоборот она будет вдохновлять людей на создание ещё тысяч и тысяч музыкальных шедевров. Природа – праматерь всей музыки, которая есть на Земле. Не только музыки, а вообще всего, что есть на Земле, а это всё, в том числе и музыка, идеально. Природа- есть одна огромная загадка, которую мы, люди, пытаемся разгадать с того самого момента, как она нас создала, но никогда не разгадаем, как бы мы горячо этого не желали, потому что разгадать это -отчасти значит победить, а победить -значит быть выше, но люди забыли, что человек есть часть природы, а часть не может победить целое. То целое, частью чего оно само является. Это противоречит её законам, а именно из-за этого и является невозможным! Если человек разгадает все загадки природы и будет выше неё, то он погибнет, но он об этом не думает. Именно из-за того, что природа навсегда останется загадкой для человека, она и непредсказуема, и то, как она себя поведёт, известно только Богу и ей самой. Человек, даже самый учёный, не в силах её контролировать. Конечно, это может быть и сильно неправильно сказано, но всё природные явления такие как: землетрясение, смерчи, извержения вулканов и так далее, это – гнев природы. Природа добра к людям, ведь мать не может злиться на своих детей, но даже у самой любящей и доброй мамы есть терпение и иногда, когда дети переполняют его чашу, происходит «взрыв». А то отношение, которое люди оказывают этой Королеве, может привести к таким последствиям…, вся природа имеет свою огромную душу и тоже не любит, когда в неё плюют.
Но, однако, вернёмся к нашему рассказу. Пётр Иванович закрыл глаза и с удовольствием прислушивался к ветру, он даже тихо постукивал каблуком своей изящной лаковой туфли по асфальту в такт ветру. Ветер в то время «уже пришёл в тонику» и прекратил играть этюд. Петру Ивановичу так понравилось то спокойное размеренное прочувствованное настроение, с которым сегодня играл музыкант, что он даже не сразу заметил, как ветер закончил, и всё ещё продолжал стучать каблуком по асфальту, как вдруг его «пробудил от блаженного сна» звук, который испортил всю красоту. Что это?! Неужели ветер сфальшивил?! Нет…, это был уже не ветер. Это был звук расстроенной скрипки! Откуда он взялся в сквере? Пётр Иванович открыл глаза. Его взгляд выражал недоумение. Он медленно огляделся по сторонам и, наконец, увидел ,откуда доносится этот звук. На лавке, которая стояла слева от него, сидела маленькая девочка лет семи или восьми. Она явно была в растерянности и, может, была немного испугана. Девочка робко посмотрела на Жилина своими большими зелёными глазами, обрамленными густой бахромой чёрных ресниц:
- Дядя, а Вы случайно не знаете, что с моей скрипочкой может быть? – спросила она его тихо, в её тоне послышались нотки стеснения, и она покраснела. Её голос был тонок, как травинка и нежен как первый снег. Как только Жилин услышал этот ангельский голосок, на его губах появилась легкая, ласковая улыбка. Видя, что Жилин улыбнулся, а не разозлился, услышав её вопрос, она обрадовалась и заметно приободрилась. Жилин сел рядом с ней на лавку и сказал серьёзным, но не суровым тоном:
- Девочка, твоя скрипка расстроилась и поэтому так звучит.
- Как же это расстроилась, дядя? Я хоть и играю на ней всего две недели, но стараюсь играть хорошо и без ошибок, учитель сказал, что у меня получается, а скрипке, выходит, не нравится, как я на ней играю, и поэтому она расстроена? А как поднять ей настроение?
- Нет, девочка, ты меня не так поняла, скрипка, она – музыкальный инструмент, а не человек, и поэтому она не может расстроится так же, как и человек. Когда я говорю, что она расстроилась, это значит, что она стала неправильно играть, не так, как надо. Понимаешь? – сказал Пётр Иванович тоном учителя, который рассказывает классу новую тему.
- А, извините, дядя, я просто забыла об этом. Мне Вера Петровна говорила, а я забыла, – сказала девочка, как бы прося прощение.
- Вера Петровна- это твоя учительница? Скажи ей, что твою скрипку надо настроить.
- Я скажу, конечно, но моя учительница будет только через пять дней, она уехала на конкурс в Москву, – бодро сказала девочка тоном внучки, которая рассказывает любимому деду о том, как она провела свой день.
И тут из-за угла показалась упитанная женщина с приятным румяным лицом. Она была одета в белое платье с синим орнаментом, которое ей очень шло. На плече у неё висела маленькая лаковая сумочка красного цвета, а на маленьком приплюснутом носике кое-как держались стильные очки в золотистой оправе. Было непонятно, нужны ли они ей на самом деле. Она быстро зашагала к лавке, на которой сидели Жилин и девочка, ритмично цокая каблучками по асфальту. Она довольно быстро и легко преодолела расстояние, которое разделяло их. Около лавки она резко остановилась, нарисовав на своём красивом лице очаровательную улыбку, показав ряд ровных и белых зубов, при этом на её щеках появилось две ямочки. Женщина заговорила с девочкой. Голос у неё был мягкий и домашний .
- Лика, вот ты где! Твой папа сказал мне, что ты захотела поиграть на свежем воздухе и пошла в сквер, вот я и ищу тебя. А это кто такой? – спросила она, увидев Жилина.
- Пётр Иванович Жилин – вежливо привстав, сказал мужчина.
- Этот дядя сказал мне, что скрипка расстроилась.
- Да, да, вам надо настроить инструмент! – поспешно сказал Жилин.
- Я знаю, но некому этим заняться – смущённо сказала женщина. – Иван Викторович заболел, а он у нас на всю школу. А в другом районе вообще настройщика нет, он на два района работал. Теперь некому. Две школы без настройщика остались, долго ещё ждать надо, пока он опять на работу выйдет. А вызывать кого-то дорого, вот мы и ждём « у моря погоды», – закончила она свою тираду.
- Тётя Аля, можно мне ещё посидеть, на улице так хорошо! – сказала Лика.
- Нет, мама завет тебя обедать, пообедаешь и придёшь сюда потом. Жилин о чём-то думал, а потом неожиданно сказал:
- Давайте я настрою скрипку, если такое дело. Я музыкант, настройщик. Правда, сейчас я уже не работаю, но я не забыл тонкости своего ремесла.
- Спасибо огромное Вам, если вас это не затруднит… - тихо и смущённо сказала женщина.
- Но позвольте, Пётр Иванович, как же Вы скрипку настроите нам? У Вас что, все инструменты для этого с собой есть? Или для этого не нужны инструменты никакие? – вмешалась Лика.
- Понимаете, барышня, так получилось, что у меня всё с собой сегодня. Как чувствовал. В моём портфеле есть два отдела, в первом у меня инструменты для настройки, а во втором всякие мелочи, которые могут понадобиться в любой момент. На днях мой знакомый попросил меня по старой дружбе настроить его скрипку, вот я и достал с пыльных «антресолей» всю мою « технику», которой я уж давно не пользовался, но на память конечно хранил. Настроил и забыл выложить, а вспомнил когда уже вышел на улицу сегодня, а возвращаться домой и выкладывать было лень… - при этой фразе уголки губ у Петра Ивановича подернулись в лёгкой улыбке.
- Ну, значит не зря Вы не выложили с того дня инструменты для настройки, смеясь сказала Лика и добавила – говорите мне «ты».
- Хорошо – сказал Жилин.
- Вот и отлично. А то у племяшки быстро что-то скрипка расстроилась…- тётя Аля при этих словах бросила странный взгляд на скрипку, которую девочка аккуратно держала в правой руке.
- Ничего. Бывает. Надеюсь, что это не будет часто, – серьёзно сказал Жилин.
- Я тоже на это надеюсь, – хором откликнулись Лика и её тётя.
- Пойдёмте скорее чинить мою скрипочку, – сказала девочка взрослым.
И все трое пошли к девочке домой, чтобы там спокойно, без суеты настроить скрипку. Дом, как выяснилось, стоял через дорогу. Вскоре Жилин, Лика и тётя Аля уже звонили в дверь. Им быстро открыли. На пороге стояла женщина, похожая на тётю Алю, только худее, чем та, она была в фартуке. Она быстро пропустила их в прихожую.
- Здравствуйте – радостно сказала она – А почему ты так долго не приходила из парка? – спросила она у дочки.
- Мама я случайно в парке встретила настройщика, он любезно предложил мне помочь с инструментом. Он – Пётр Иванович.
Женщина всплеснула руками:
- Спасибо Вам большое.
Они разговорились. Жилин прошёл в комнату и, сев на кресло, принялся за работу. Лика сказала маме, что пообедает после того, как Жилин настроит скрипку на нужный лад. Он делал это так изящно и мастерски, что было очень интересно на это смотреть, нельзя было от этого оторваться. И тут всю магию прервали. В комнату вошёл мальчик лет двенадцати и спросил кто это. Его быстро ввели в курс дела. Мальчик смутился:
- А он точно знает, как это делать надо?
- Конечно же, знает, Женя, что за глупые и нелепые вопросы?! – с обидой в голосе сказала Лика, – ты бы видел, как он это делает, он профи! Посмотри, если ты в этом не уверен.
Мальчик сел рядом с Ликой. Некоторое время он придирчиво смотрел на то, как работает мастер, а потом пересел к нему и начал критиковать его труд, указывать, как настраивать:
- Вы не так делаете!
- Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт – поучительно сказал Жилин – не знаешь, что делаю – не лезь под руку. Уйди, не мешай или сиди тихо и будь вежлив. Мальчик предпочел ретироваться. А Жилин спокойно и быстро закончил работу. Девочка стала проверять, как теперь играет её скрипка. Потом женщины предложили ему отобедать с ними за компанию. Жилин согласился. Мастер был мастером во всём. Он даже ел красиво! Девочка трепетно следила за каждым его жестом. Он рассказывал ей о музыке и о композиторах. Она с вниманием слушала его, как губка впитывая и запоминая каждое его слово. За всё время они подружились, и Жилин пообещал ей, что будет часто заходить к ней в гости и помогать в музыке. Наконец обед был окончен и они все, кроме грубияна Жени, вышли проводить Жилина. Он ушёл, пожав Лике руку на прощание и пожелав творческих успехов. Лике было стыдно перед ним за своего непутевого братца. Как только дверь за ним закрылась, она побежала к брату в комнату. Девочка отругала его и сказала, чтобы больше так не делал. « Музыкой ты занимаешься без году неделя, надоест ещё, и ты бросишь», - непонятно к чему сказал Женя. « Нет, музыка у меня навсегда» - ответила сестра. Брат только засмеялся.
- Ты ведёшь себя как…
- Как кто?
- Как свинья под дубом!
Жилин теперь часто заходил к Лике. Шли годы, она закончила учиться и стала писать музыку. Она часто говорила Жилину: « Кто знает, как бы сложилась моя судьба, если бы Вы тогда не заинтересовали меня музыкой, может быть, я бы её бросила через пару лет, а так добилась успехов в ней». Жилин, смеясь, отвечал на это: « У каждого своя судьба и она меняется в зависимости от обстоятельств, ты бы выбрала другой путь в жизни и стала бы кем-нибудь другим, а не музыканткой. Только и всего».
Вот такая вот история.
Свидетельство о публикации №214012200870
Галина Омелянчук 31.01.2014 18:30 Заявить о нарушении