Во что не играют наши дети

Познание мира начинается с игры. Поэтому то, во что играют дети, и то, как они играют – говорит, какие из них вырастут взрослые.

У славянских детей были свои игры. Они копировали архетипы анимизма и тотемизма, неистощимого многообразия мира, природного и человеческого единения. В них словами и жестами, действиями и эмоциями сохранялось живое и вечное. Многие из этих игр пережили века, если не тысячелетия. Они жили в пионерских лагерях, в школьных продлёнках, во дворах и дома. И стали пропадать только в начале девяностых годов двадцатого века.

Игры, в которые уже не играют

Например, старинные игры с предметами ( “ Бабки”, “Колечко”, “Чижик”). Они предполагали и состязательный момент, и испытание силы и ловкости.

Забылись особо любимые мальчиками состязательные игры, направленные на силовой результат, выносливость, ловкость, смелость и внимательность. Здесь была немаловажна поддержка друзей и взаимовыручка. Таковы сами эти игры: “Лапта”, “Городки”, “Чехарда”, “Слон” (“Лось“) и другие.

Орнаментальные игры чётко обрисовывали движение детей. Под песню или мелодию они должны были двигаться определённым образом. В самой игре было начало, кульминация и конец: своего рода маленький спектакль, но очень чёткий и сформированный, оторваться от обычая самой игры было нельзя, впрочем, как и сейчас. Правила – незыблемы, участники распределяются безоговорочно и исполняют только собственные роли. Таковы “Бояре”, “Заря-заряница”, “Застенком”.

Дети также играли в игры, похожие на элементы свадебного обряда и других обрядов вообще – умыкания невесты, хождения в рожь, в лён, вождение колоска, отпирание земли, закличек и прочих.

Изменились и герои игр. В старые времена это были, прежде всего, животные – кони, медведи, волки и лисы, барашки и козы, птицы (гуси, ласточки, жаворонки, перепёлки, воробьи, куры и петухи, утки, журавли) Всё, что окружало ребёнка, перекочёвывало в его игровой мир. Теперь героем детских игр может быть кто угодно, ведь дети сегодня впитывают информацию из множества источников.

Что осталось?

Что же осталось нам от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались:

Пальчиковые игры (“Сорока-сорока”, “Киселёк”, “Коза рогатая”) – самые древние.

Дочки-матери – любимейшая тема детской игры. Игрой прививались определённые навыки и умения, необходимые для взрослой жизни. Девочки лет восьми-тринадцати всегда нянчили младших детей в семье, а иногда делали их непосредственными участниками своих забав. Они играли в живых детей точно так же, как современные дети в куклы (за отпавшей необходимостью следить за младшими).

Популярны и любимы игры с похищением, воеванием, утаскиванием. Это “Гуси-лебеди”, “Волк и гуси”, “Крыночка” и множество других. “Догонялки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “ Пристеночки”), “Прятки”, поистине бессмертная игра всех без исключения детей, “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “ Двенадцать палочек”, “Лунки”, “ Ножички”, “ Классы”, в которые, кстати, раньше играли только мальчики, “ Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”,"Выбивалы", да еще, может быть, несколько локальных, местных игр.

Все эти игры еще не вытеснены компьютерами, но, к сожалению, используются разве только в детских садах и младших классах школы. Тем не менее, они живут, и, надеемся, будут жить и дальше.

Правила некоторых игр:

“Волк и дети”
Один из играющих – Волк, сидит в стороне, подперев лицо руками. Дети бегают перед ним, распевая песенку и делая вид, что собирают ягоды:

Щипаю, щипаю по ягодку,
По чёрною смородину.
Батюшке на вставчик,
Матушке на рукавчик.
Серому волку
Травки на лопату.
Дай Бог умыться,
Дай Бог убежать.
И дай Бог убраться!

С последними словами дети бросают в волка траву и разбегаются. Он ловит, пойманный делается волком.

“Колдун”
В двух разных местах чертятся два города, шагах в сорока от играющих. Между ними – Колдун. Дети перебегают из одного города в другой, а Колдун их ловит и делает своими пленниками. Первого “запятнанного” Колдун делает Сторожем. Сторож следит за тем, чтобы играющие не освободили пленников, запятнав их. Играющие же , стараются завлечь Колдуна в другую сторону, чтобы он не знал, на кого напасть. Когда все играющие запятнаны, Колдуном становится последний пойманный.

“Горелки”
Сначала выбирают водящего. Он называется Огарыш или Горелка. Позади него на расстоянии 80-160 см парами выстраиваются играющие. Они распевают:

“Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо!
Птички летят,
Колокольчики звенят!”

В это время последняя, задняя пара, отделяется от всех и идёт шагом вперёд, разъединившись, один – направо, другой – налево. Поравнявшись с Горелкой, они бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Горелка старается поймать кого-то из них или коснуться ладонью. Пойманный становится с водящим в одну пару, а тот, кто остался, становится Горелкой.

Есть такое выражения: “дети – это настоящие люди, а взрослые – то, что от них осталось”. Играйте и тогда, когда станете взрослыми, играйте всю жизнь. Это полезно, и, к тому же, делает нас ближе к детям.

Фото и статья из интернета


Рецензии
По роду своей профессии я много общаюсь с детьми и могу сказать, что современные дети почти ни во что не играют, кроме компьютерных игр!

С уважением,

Ольга Ии   03.10.2014 17:00     Заявить о нарушении
А я и про более взрослых могу сказать то же самое.
Работаю в молодом коллективе. Люди разобщены, социально не адаптированы, к чужим проблемам глухи, совместное времяпрепровождение - клубы и дискотеки, в лучшем случае. Может, это не везде так, но вот среди наших сотрудников прослеживается такая тенденция. А корни, думаю, растут из детства: в неумении играть в коллективные игры. ИМХО.

Наталия Еремина   06.10.2014 11:28   Заявить о нарушении
Скажу так: я тоже работаю в молодом коллективе, но предпочитаю работу и дружеское общение не смешивать! Может, так поступаю не только я?!

А вот с друзьями всегда запросто: и поиграть, и подурачиться, и придумать что-то новое для развлечения! И это не только дискотеки и клубы, вернее, от них мой досуг вообще далек)

С уважением,

Ольга Ии   06.10.2014 14:17   Заявить о нарушении
Видите ли, Ольга, я большую часть своей жизни прожила в СССР. Поскольку и бОльшую часть времени мы проводили (да и теперь проводим!) на работе, то праздники, отдых, развлечения тоже были неотъемлемой частью этой жизни в коллективе. У нас имели место совместные вылазки на природу, в театр, кино и проч. Если у кого-то возникали трудности или горе, а уж тем более радость, то отзывались на это все без исключений. Рабочий коллектив был большой и дружной семьей. И это не слова или ностальгия. Так было. Друзья и общение с ними к дружному коллективу отношения не имели. Потом, в 90-е, я ушла в декрет на долгие 6-ть лет (ровно через три года родилась вторая дочка) и пришла не только совсем в другой коллектив, но и в другую страну, где отношения "человек человеку волк" стало нормой. Но, как Вы и поняли, моя статья не об этом, хотя все имеет причинно-следственную связь...

Наталия Еремина   07.10.2014 12:46   Заявить о нарушении
Тогда остается одно: нам,как имеющим контакт с детьми, нужно учить их играть)))

С уважением,

Ольга Ии   07.10.2014 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.