В плену условий и условностей

Очень часто нежелание или неумение жить своей жизнью, жить от своего имени мы прячем за отговоркой, мол, обилие житейских проблем есть самый верный признак взрослости, и от них никуда не уйти. В то же время наше самолюбие не тешит жизнь согбенного слуги, угождающего множественным желаниям со стороны. Мы понимаем, что «проблемы житейские» есть в любом возрасте. Просто в детстве они не столь заметны. Они такие же маленькие, как и мы сами. У нас в это время всё было маленьким: и маленькое тельце, и маленькие желания, и ещё меньшие возможности и обязательства. Но… Уже тогда мы разрывались между желаниями, обязательствами и возможностями.

Покидая тело матери, мы делаем первый самостоятельный шаг. Одновременно мы преодолеваем преграду, отделяющую нас от действительности. Преграда эта – то самое тело, тело матери, которое ещё недавно служило нам защитой. Рождение – это наш первый протест, наша первая победа в жизни, одержанная над обстоятельствами. И, наверное, эта победа есть самая большая победа, самая веская победа лично для нас. Обидно, что именно её мы и не осознаём ни теперь, ни потом в течение всей жизни. В этом нет ничего удивительного, ведь сама природа побуждала нас к этому шагу, а мы только следовали её велению. Тогда жизнь «по течению» была нашей самой большой потребностью: рождение для нас было ничем иным, как концентрированным проявлением инстинкта самосохранения. Рождение – это первый поступок, который мы совершаем под давлением согласованных «хочу», «могу» и «надо». И не важно, что в тот момент мы не понимаем этого. Для нас важно, что мы родились.

С рождением у нас начинается самостоятельное знакомство с миром вокруг. Между нами, новоявленным человеком, и всем, что нас окружает, идёт непрерывный обмен информацией. Информация для нашего сознания имеет в тот период ничуть не меньшее значение, чем пища для тела. Наши тело и сознание действуют согласованно. Они подталкивают друг друга к развитию. Они словно иллюстрируют задумку природы, сотворить гармонично развитого человека. Окружающий мир предоставляет для этого всё необходимое. Станем ли мы гармонично развитыми, зависит от многих факторов. В первую очередь, наше развитие зависит от нашего умения, пользоваться своими «природными инструментами»: телом и сознанием.

На первом этапе жизни нас сдерживают барьеры из принципов, предрассудков и установок, принятых в среде взрослых. Взрослые следуют им по привычке. Будучи ребёнком, мы не понимаем их. Нам они кажутся надуманными, неестественными, да, и информация, доходящая до нашего сознания, не подтверждает их непреложности.

Среди обилия информации, сваливающейся на нас в первые годы жизни, есть информация и о «хочу» других людей. Мы начинаем копировать их. Мы начинаем копировать чужие желания. Одновременно внешняя информация рождает в нас и свои собственные желания. Окружающие нас взрослые умалчивают, что именно эти желания и приведут к необходимости развивать навыки. Приведут они и к обилию всевозможных обязательств.

Желания появляются и разрастаются вместе с нами. Они требуют от нас новых возможностей. Не получив подкрепления, часть желаний растворяется бесследно, а часть желаний, погибая, плодит обязательства. Желания, навыки и обязательства постепенно меняют нас. Стабилизировавшись, придя в некий баланс, они формируют в нас определённый стереотип поведения. Информацию о навыках и предоставляемых ими возможностях хранится в нашем сознании всю жизнь. Не забываются и опробованные варианты воплощения желаний. Эта информация упакована в сознании в наиболее удобном для применения виде. Именно к ней мы чаще всего и обращаемся.

Жизнь среди людей постепенно приводит к осознанию того факта, что умения ценятся окружающими гораздо выше внешности. По внешности встречают, а вот место, которое люди выделят нам для проживания, будет соответствовать нашим умениям. В отличие от красоты тела навыки делают нас привлекательными надолго. Только человеку, умеющему делать что-либо лучше других, отдадут люди частичку своей жизни. Только наши умения заставят их думать, что мы сможем улучшить их жизнь эффективнее, чем сделают это они сами.

Согласно нашим умениям навяжут люди нам и некоторые «надо». Они не нужны нам: они необходимы другим людям. От их исполнения будет зависеть, примут ли нас в «клуб взаимных «надо»». В этот виртуальный «клуб» входят люди, имеющие близкие возможности и сходные интересы к жизни. Взаимные «надо» объединяют людей. Они появляются на месте желаний, которыми люди жертвуют в угоду общим интересам.

Жизнь не требует от нас особых умений, пока мы живём «как все», пока копируем поведение других людей. В этом случае мы не выходит за рамки, уготованные нам социумом. Проблема возникает тогда, когда, единожды рождённые как человек, мы вдруг ни с того, ни с сего заявляем: «Хочу стать настоящим самостоятельным человеком!» В нас проснулось сомнение, а по-человечески ли жить «как все». Возможность сладко есть и мягко спать, проводить время в удовольствиях, внезапно кажется нам сомнительной привилегией человека. Быть может, проснулось в нас нечто такое, что больше не позволяет нам вести примитивное существование. Это «нечто» заставляет отыскивать в себе то, что делает нас «человеком». Подспудно мы понимаем, что именно оно делает нас творцом своей жизни. Оно делает нас подобными Богу.

Поиск своего человеческого «нечто» есть дело сугубо человеческое. Ищем его не только мы. Ищут его разные люди. Не все находят. Обидно, ведь именно в нём находится разгадка человеческого счастья.

Только задумавшись о причинах, приведших нас к безрадостному существованию, мы понимаем, что ошибочно опирались на желания. Жизнь, подчинённая желаниям, превратилась в бег по кругу. Мы уподобились цирковой лошади. Только погоняет нас не кнут дрессировщика, а наши «родные» желания. Успокаивает только одно: всегда можно прекратить этот забег, отказавшись от большинства желаний, которые на поверку оказываются не нужными нам. Только, кому нужна такая жизнь? Разве это жизнь – жизнь без желаний?


Рецензии