Глава VI. Природа духа

Понятия духа и души различны, так же, как различен дух с другими формами сущности человека. Дух – это ось образования человека в качестве наследника высших законов и божьего творения, связующая четыре части Личности человека и объединяющая человека с Первообразной вселенной и материальным миром. Благодаря своему духу, человек может определить себя, назвав слово «Я», ответить на вопрос «Кто Я?».

Что же мы знаем о духе? Довольно многое из религиозных книг и немало из явлений духа в природе и человеке.
Как пишет в своей книге архиепископ РПЦ Лука Войно-Ясенецкий, «Дух проявляется как взаимосвязь людей между собой на уровне, отличном от материального».

Иногда человек сталкивается с такими событиями, когда он может воспринимать информацию из окружающего мира или передавать на расстоянии другим людям свои мысли, свои чувства, свое видение. Так, всем знакомы случаи материнского предчувствия, или, как говорят, подсказок материнского сердца, свидетельствующие о связи людей независимо от расстояния.

Известны случаи, когда люди могли понимать друг друга на расстоянии. Так, например, однажды преподобный Сергий Радонежский трапезничал с братией монастыря. Вдруг он поднялся из-за стола, сделал поклон на запад и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет с тобой». Монахи с удивлением спросили: «Кому говоришь ты, отче святый?». Преподобный ответил: «Сейчас против нашего монастыря в восьми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву. Он сотворил поклон Святой Троице и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Вот я и ответил ему». Некоторые из монахов поспешили к тому месту и догнали святителя Стефана. Он подтвердил сказанное преподобным Сергием.

Я полагаю, что пока мы имеем право сделать только одно, но чрезвычайно важное заключение: кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важные раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам Духовного мира. Чем, как не силами Духовного порядка можно объяснить такие факты?

Обсуждая множество фактов, подобных этим, Рише приходит к заключению, что у всех людей, даже, по-видимому, наименее сенситивных, есть иные способности познания, помимо обычных. Но у нечувствительных людей эти способности познания крайне слабы, почти незаметны. Таинственным образом состояние одного человека передается состоянию других людей. Мы не изолированы, мы в неведомой связи со всеми окружающими. И несомненно, есть истина в том, что называют «духом толпы». Мощный поток симпатии или гнева, негодования или энтузиазма вызывает в собрании, объединенном в театре, на форуме или в парламенте, почти единодушное единство. Это поток, сносящий все плотины.

Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь все войско. Этот мощный поток духа храбрости и отваги, излившийся из одного пламенного сердца, воспламеняет сотни других сердец, воспринявших его, как антенна воспринимает радиоволны. Как, если не могучей духовной энергией, можно назвать эту всепобеждающую силу, порождавшую в средние века целые психические эпидемии, безрассудно и неудержимо увлекавшую сотни тысяч людей в крестовые походы?!

Тихим сладостным потоком изливается любовь матери на прильнувшего к ее груди ребенка, страстное чувство супруга – на горячо любимую жену. Тихим и радостным светом озаряется душа человека, всегда творящего дела любви и милосердия, когда коснется ее благодать Божия.
Что же это, как не духовная энергия любви?

«Излию от духа Моего на всякую плоть» (Иоиль, 2, 28). Бог есть дух. Бог есть любовь, и излияние Духа его есть излияние любви на все живущее. Любовь творит. Всесозидающим и всепоглощающим, бесконечным потоком духовной энергии Божественной любви создана вселенная. Она создана из ничего, в том смысле «из ничего», что была первичной...

Вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в ее различных формах, конденсация которой и является в виде, называемом человеком «материей».

Материя представляет собой устойчивую форму энергии, а теплота, свет, электричество – неустойчивые формы той же энергии. Процесс разложения материи, сводится к переводу энергии из состояния устойчивого равновесия в неустойчивое, называемое электричеством, светом, теплотой и т. п. Материя, таким образом, постепенно превращается в энергию.

Что же мешает нам сделать последний шаг и признать существование вполне нематериальной, духовной энергии и считать ее первичной формой, родоначальницей и источником всех форм физической энергии? Только априорное отрицание Духа и мира духовного, отрицание упорное и непонятное, ибо огромное количество фактов императивно принуждает нас считаться с ними и признать наряду с материальной природой безграничный, гораздо более важный мир духовный.

«Был бы пробел в творении, если бы вещественная природа была противоположна духу. Кто отрицает у животных душу, а у других тел представление и жизнь вообще, тот не признает Божественного могущества, так как он вводит нечто несообразное с Богом и с природою, именно абсолютное отсутствие сил, так сказать, метафизическую пустоту, которая столь нелепа, как пустое пространство или физическая пустота».

Всему живому свойственна чувствительность. Но методы точного исследования показывают, что материя не только крайне подвижна (ртуть в термометре поднимается от прикосновения руки), но и обладает бессознательной чувствительностью, превосходящей сознательную чувствительность живых существ.
Болометр, состоящий в существенной своей части из платиновой проволоки, так чувствителен, что реагирует на действие очень слабого луча света, способного повысить температуру только на стомиллионную долю градуса. Стеле показал, что достаточно коснуться пальцем железной проволоки, чтобы в ней появился электрический ток. Известно, что волны Герца на расстоянии сотен километров глубоко влияют на металлы, вызывая в них электрические колебания. На этом явлении основан беспроволочный телеграф. Остроумными опытами Стеле доказал, что металлам присуща «усталость», что после «отдыха» эта усталость проходит, а также, что на них раздражающе, угнетающе действуют ядовитые вещества.

Живые существа отличаются от «мертвой» природы тем, что питаются и размножаются. Наукой пока еще не доказано, что эти функции свойственны и минералам... Однако есть основание предполагать, что наука будущего найдет в природе подтверждение этому. Уже сегодня в некоторых минералах обнаружен фермент, который по своему действию аналогичен половым гормонам, ускоряющим рост и половое созревание новорожденных животных. А нам известно, что в живых организмах ферменты служат главным образом целям питания. Что же странного в предположении, что и минеральные ферменты необходимы для питания минералов, конечно, не точно такого, как в живом организме, а совершающегося в неведомой пока форме?

Велико и чрезвычайно важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы.

Это ярко выражено в формах тел человеческих. Они, правда, не всегда соответствуют духовной сущности человека. Не только глаза – зеркало души, но все формы тела и его движения соответствуют душе, духу его, как в образе человека лукавого у Соломона (Притчи 6, 13-14).

Во внешности человека ярко отражается его духовная сущность. Дух грубый и жестокий уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создает отражающие его грубые и отталкивающие формы. Дух чистый и кроткий творит себе жилище, полное красоты и нежности. Вспомните Мадонну Рафаэля, Джоконду Леонардо да Винчи. Чем, как не формирующим влиянием духа, можно объяснить эту удивительную тончайшую разницу между двумя очень похожими физиономиями, особенно женскими: одни и те же чрезвычайно похожие очертания глаз, носа, рта; почти равные размеры и соотношения частей лица и головы, но одно лицо вульгарно, а другое тонко и красиво.

Тщательный анализ показывает, что эта разница духовного облика при почти одинаковых соматических формах зависит от очень малых и тонких различий: чуть иной абрис бровей, неуловимо тонкая складка губ, величина и форма глазной щели – и совсем другой духовный облик. Поразительный образ Моны Лизы создан теми тончайшими чертами, которые Леонардо да Винчи в течение нескольких лет придавал этому женскому лицу. Подобно гению Леонардо да Винчи, действует в эмбриональном развитии духовная энергия, присущая хромосомам половых клеток, и создает живые образы красоты и безобразия, нежности, чистоты и любви, грубости, отталкивающей животности и злобы. Эти врожденные внешние формы становятся все более ярко выраженными в постэмбриональной жизни по мере развития духа в том или ином направлении. Многосторонне значение красоты в природе, и, конечно, оно не исчерпывается только целями полового подбора. Не только для привлечения самок отличаются ярким и красивым оперением и прекрасно поют самцы птиц. Не только для привлечения насекомых, несущих на себе оплодотворяющую пыльцу, сияют красотой и благоухают цветы. Великие красоты природы имеют, конечно, не одни утилитарные цели.

Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нем в произведения искусства и науки, великие двигатели духовного развития человечества. От простейших форм красоты, от ласкающей наш взор округлости и плавности линий, соразмерности и симметрии форм, прелести и силы светотени, гармонических сочетаний красок и звуков природа восходит до грандиозных ансамблей красоты, полных духовной силы и величия.

Духом грандиозной силы и мощи проникнуты окутанные мрачными тучами массивы гор и скал, гонимые ураганом громады волн океана, штурмующие прибрежные скалы. Дух вечности и беспредельности изливается в души наши от мириад звезд ночного неба. Такую радость и покой навевают нежные краски зари и озаренные лунным светом поля и озера. Высшую ценность нравственной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей, в отталкивающем виде злодеев и бесчестных.

И если так очевидно, что в этих формах нравственной красоты и безобразия мы реально воспринимаем излучение духа красоты и духа злобы, волнующих сердца наши, то не вправе ли мы сказать, что в основе тех глубоких духовных восприятий, которые получаем мы от красоты и безобразия форм неорганической природы, лежат подобные же воздействия на нас духовной энергии, присущей всей природе?

Не важно, что материя аморфная (бесформенная) совсем не производит на нас такого впечатления духовного порядка, важно то, что дух связан с формой. Мы говорим, что Дух направляет развитие тел в соответствующих себе формах. Теперь скажем, что не без творческого воздействия духа созидаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты форм, созидаемой духом.

Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простоты. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат.
Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы. Естественно, что женщины особенно любят цветы, и это делает честь их сердцам, ведь в них заложен дух Богини, Матери, творящей природу.

Подводя итоги сказанного, можно определить главную суть этой темы – человек в своем проявлении един со всем проявленным и Первообразным миром. И одно нужно совершить уже сейчас – это объединить себя в своем разуме, теле, эмоциях, душе и духе, воссоздать свое единство с окружающим пространством, человечеством, миром проявленным и миром духовным. Необходимо во всем этом найти свое Я, которое является основой и центром всего вышеописанного. 


Рецензии
Хочется добавить:

Звучащие чистые вибрации создают материальное...

Вопрос, как это происходит,когда чисто (без мыслей),из сердца(с Любовью) и ввысь- Духом своим , обращая свое внимание проблеме происходит решение материальных проблем?
Как происходит,что волны чистого(от сердца) слова и становятся физически преобразованными? Вибрационные волны невидимо создают материальный мир..

Валентина Корнилова   12.07.2015 00:17     Заявить о нарушении