Послание из гулага

НА СНИМКЕ: Лист железа с посланием «грядущему поколению»


Когда Вера Августовна Лотар-Шевченко работала в драматическом театре, его здание ещё строилось. Строили его заключённые Тагиллага, которых привозили каждое утро на работу, а вечером увозили обратно. Стройка, как было положено, была огорожена колючей проволокой, а по углам ограждения стояли вышки, на которых часовые с винтовками внимательно наблюдали за перемещениями заключённых.

Тем не менее, в марте 1954 года строители-заключённые ухитрились замуровать лист железа с посланием «грядущему поколению».

Уже через два года оно было найдено, во время ремонта полов, но времена были уже другие, - прошел ХХ съезд КПСС, поэтому текст послания сохранился. Вот, что написали заключенные:

“Эта надпись замурована 15 марта 1954 года, не под гром оркестров и шум толпы. Но она расскажет потомству, что этот театр построен не силами комсомольских бригад, …

Видела ли эту стройку Вера Августовна? Конечно, видела. И эту, и другие стройки в Нижнем Тагиле. Труд заключённых, «рабов ХХ столетия» широко использовался и в Нижнем Тагиле, и в Свердловске, и еще в сотнях городов СССР.

Использовался он и в Академгородке в первые годы, начиная с 1959 и вплоть до середины 60-х, когда к нам стали ездить иностранцы, в т.ч. и высокопоставленные особы. Поэтому академик Лаврентьев стал просить полковника Иванова, начальника Управления строительства «Сибакадемстрой» отказаться от использования заключенных на строительстве или, по крайней мере использовать на таких объектах строительствах, где их бы не могли видеть иностранцы.

Николай Маркелович Иванов в ответ всегда говорил, что у него огромная нехватка рабочих, без заключённых он обойтись не может, и если академик Лаврентьев будет ставить ему палки в колёса, он не сможет гарантировать выполнение плана.

Дело доходило до разбирательства в райкоме КПСС, куда, конечно, академик Лаврентьев не приходил, а был его заместитель Б.В. Белянин и начальник УКСа Каргальцев. Разговор шел обычно на повышенном тоне. Я сам пару раз присутствовал при этом, поскольку обсуждалось именно выполнение планов строительства.

Положение секретаря райкома было при этом весьма незавидное. Он не мог игнорировать мнение академика Лаврентьева, но и не мог заставить полковника Иванова отказаться от даровой рабочей силы – заключённых. Напомню, что объекты Минсредмаша в те годы строились с массовым использованием труда заключённых, а Управление строительства «Сибакадемстрой» подчинялось именно этому министерству.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/13/357


Рецензии