Воспитай свою душу

Материал обработала Тарасикова Дарья, студентка группы ЭК 222, Политехнический колледж № 50, Зел АО Москва
Руководитель Ершова Лариса Львовна

 Из воспоминаний юнармейцев патриотического лагеря "Наша Родина"

Можно представить себе, как 70 почти незнакомых детей едут в лагерь... Едут в надежде, что сейчас у них будут шикарные палаты с кондиционером и телевизором, их не будут ничего заставлять делать. Но реальность становится для многих тяжелой. Лагерь – это палатки в поле, в которых нужно научиться жить всемером. Помимо всего этого, надо привыкать к военной форме, потому, что другой одежды в военном лагере не нужно. Каждое утро будят ни свет, ни заря, что бы умыться, заправить кровать, сделать зарядку. О курении сигарет придётся забыть. Для многих это не выносимо.
А что дальше? Может можно расслабиться? Ни секунды покоя.
Военно-спортивные мероприятия – до обеда, после – свободное время, но не для курения и пустых разговоров, а для того, чтобы научиться убирать за собой: заправлять кровать и убирать палатку, подогнать форму, или подготовится к вечернему мероприятию. А вот вечером, можно немного и сбавить обороты, поучаствовать в вечернем развлекательном мероприятии. Так продолжается вся смена. Первые три дня – это период привыканий и бунта. Но ребятам не дают заданий, с которыми они не могут справиться. Всегда с ними находятся их командиры, и руководители. Вот удивительно, спустя каких-то 5 дней, ребятам не скучно! Никто не хочет домой! Они справляются с тем, что раньше считали невозможным. Помогают в этом и вечерние мероприятия. Ну где еще они без стыда выйдут на сцену? Или будут дурачиться, на радость себе и окружающим? Кто-то открыл в себе спортивные таланты – бегает быстрее ветра, а  кто-то увидел в себе военные задатки и марширует, как будто отслужил в президентском полку. У кого-то открываются творческие способности, ошеломляя этим окружающих. Всё будет учтено в конце смены, ведь такая гордость приехать домой с грамотой, с подарками, со словами благодарности.
По окончании смены станет крылатой фраза: "Мы обязательно приедем на следующую смену".
Некоторые ребята, побывав в лагере, начинают ходить в клуб «Юные панфиловцы».  Это особенное время смены лагеря показывает, что всё было не зря. Юнармейцам пригодятся навыки, которые прививались и закреплялись на практике. В лагерь едут не только мальчишки, но и девушки, они тоже постигают премудрости военного дела.

 Как это стало возможным

Межрайонный цент «Дети улиц» города Зеленограда всегда поддерживал отношения с военно-патриотическим объединением «Юные панфиловцы» Политехнического колледжа № 50, возглавляемого Шевченко Геннадием Васильевичем. И смены патриотического лагеря "Наша Родина" проходят под их общим началом.
В 2012-2013 году я поступила на первый курс и тоже пришла в этот клуб там мы и познакомились с выпускницей нашего колледжа, сотрудником Центра  Натальей Николаевной Клютко (после замужества Аветисян).
Сотрудники центра «Дети улиц» частые гости нашего колледжа, почти все праздники мы встречаем с ними, а на Новый год в клубе сложилась традиция встреч всех выпускников. Воцаряется дружественно-семейная атмосфера: все поют песни, вспоминают, как пришли в клуб, как ездили в лагерь, как учились в колледже. Старшие ребята передают свой опыт младшим.
Сейчас дороги центра «Дети улиц» и Натальи Николаевны разошлась, но зато создана молодая семья. Со своим мужем, Каспаром Аветисяном, наша любимая Наталья познакомилась в военно-патриотическом лагере в 2004 году и с тех пор они вместе.
Такие хрупкие и нежные девочки и женщины способны освоить и военное дело, и тяжёлый труд воспитания подростков. Вот они - наши герои сегодняшнего дня, которые воспитывают молодежь. 
И мы в свою очередь говорим:

 «Есть к чему стремиться и на кого равняться. Героями не рождаются, ими становятся постепенно, вот так!»
 
В разное время были свои герои, на которых старались равняться и которыми гордились, о таком человеке и пойдёт сейчас речь.
Наталья Николаевна,  мы знаем, что  военным делом всегда занимались мужчины, на их плечи ложился большой груз, а как хрупкие и женственные девушки занимались военным делом: копали окопы, прыгали с парашютом, стреляли, ездили на слеты, работали в военно-патриотическом лагере, и  передавали свои умения и навыки деткам?

На этот вопрос есть ответ в самой биографии Натальи Николаевны.

 Кем себя видела Наталья Николаевна и ее родители?
 
В детстве меня всегда интересовали профессии: танцовщица, актриса, певица, но все мои пробы и попытки оставались только хобби. Я и не помню, чтобы родители предлагали мне выбрать какую-либо профессию. Мне кажется, они видели, что я всегда нахожусь в движении, может это их успокаивало. Но вот куда я двигалась? Не знали ни они, ни я сама.
По окончании 9 класса я поняла, что надо что-то менять. Пора получать профессию, потому что учиться, честно говоря, я уже устала. И, к слову, на работу просилась уже лет с 14-ти лет. Выбрала самый лучший колледж в нашем городе, так я считала раньше и считаю до сих пор, специальность «Оператор ПК». Хотя тогда у меня не было компьютера, и я даже не имела представления о том, как он работает.
Помню первое практическое занятие, когда мы уселись перед своими аппаратами, и нам сказали их включить. Я же не знала, где находится эта волшебная кнопка-включатель, и украдкой стала смотреть, куда жмут ребята вокруг…

 Клуб «Юные панфиловцы» в жизни Наталии

Клуб «Юные панфиловцы» был организован в колледже в 1993 году и проводил военно-патриотическое воспитание молодежи. Ребята выезжали на множество соревнований и привозили в колледж  кубки и грамоты. Но Наташе сначала это было не интересно. Из воспоминаний Наталии:
«Я знала, что в колледже есть военный клуб, но я попала туда не сразу. После окончания мной 2 курса проводился набор в военно-патриотический лагерь и я решила - Поеду!
Это было самое незабываемое лето 2004 года. Это была моя первая смена в истории лагеря, и удалась она очень не простой. Во-первых, это была первая смена, в которую принимались девушки. А во-вторых, наш лагерь стоял в низине, почти непрерывно лил дождь, и нас затопило. Залило почти все палатки внутри, в одну из ночей даже матрасы промокли. У кого-то не выдержало здоровье, у кого-то нервы, и некоторые уехали. Пришлось уехать и ребятам, у которых промокли все вещи, но они вскоре вернулись, дезертировать никто не хотел. Об этой смене я могу долго говорить и рассказывать, но самое главное, я познакомилась там с Геннадием Васильевичем и Натальей Геннадьевной, нашими руководителями. Нового  было много. Пришлось осваиваться и с оружием, и со стрельбой, и со строевой, и, самое главное, с командной силой и поддержкой. 
С тех пор я не пропускала ни одну смену лагеря «Наша Родина», вплоть до последней, которая прошла в 2012 году, когда лагерь отметил своё 15-тилетие.

 Центр «Дети улиц» и Наташина жизнь

По окончания учебы  Наталью пригласили на работу в межрайонный центр «Дети улиц, который работает с подростками группы риска.  Эта организация помогает детям, устраивает для них множество интереснейших мероприятий, старается привлечь их к общественной жизни и деятельности волонтёров.
«Работая в центре, мы всегда сотрудничали с клубом. - вспоминает Наталия, Едва заканчивалась смена в лагере, мы начинали готовится к следующей.
Вот мой краткий карьерный путь: сначала я была юнармейцем, потом попробовала себя в роли замкомандира взвода, после культоргом, даже попробовала себя в роли замначальника. Чем больше рос мой статус, тем выше была ответственность и тем короче были ночи. Дети "группы риска" требовали к себе внимания всегда, ведь дома они зачастую именно вниманием и обделены. Наверное, мало кто догадывался или задумывался, о том, сколько спит руководящий состав. Порой, это было не более трёх часов в сутки. Недосып, ответственность, напряжение, серьезные проступки детей... Было все, но это оказывалось такой ерундой, по сравнению с другой стороной медали. Это команда – благодаря нашей совместной работе с «Юными Панфиловцами» к середине смены командой становились не только несколько ребят, но весь лагерь в целом. Это была такая сложная схема взаимодействия друг с другом, которая работала, как отлаженный механизм.
Любая работа – это ответственность и труд, а работа с детьми – это еще большая ответственность. Наши учителя, стараясь дать нам как можно больше знаний, готовятся к урокам, иногда не спят по ночам, переживают за каждого своего ученика, как родители, а работа с детьми группы риска  еще большая ответственность.   
В начале моей карьеры у меня не было ни психологического, ни педагогического образования, только живые примеры перед глазами – Геннадий Васильевич и Наталья Геннадьевна.  Работать с трудными подростками было тяжело. Были и ошибки, были и правильные поступки, работая с ребятами, я работала над собой.»

 Первый опыт в роли вожатой

«Помню первую поездку в лагерь от центра, мне было около 20 лет. Смена для меня оказалась тяжелой. Когда я приехала домой, я просто обняла маму и заплакала.  После сказала, что ничего не случилось, просто сильно устала, а в лагере нельзя уставать, там нельзя расслабляться, там нужно работать.»

PS

Сложно себе  представить, как тяжело было наставникам и вожатым лагеря, которые должны были всегда находить время на каждого ребенка, учить всех военному делу, вся работа эта – тяжелый труд, но этот труд и создаёт нас  сегодняшних, нас современников эпохи, новых героев своего времени.


Рецензии