Свердловская филармония

НА СНИМКЕ: Зал Свердловской государственной академичекой филармонии


В Свердловске в 30-х годах ХХ века, когда была создана филармония, музыкальная жизнь была на довольно высоком уровне.

В городе был Оперный театр, где давались музыкальные представления, и «Зал Малецкого», где проводились концерты. Был и симфонический оркестр. Когда в 1936 году была создана Областная филармония (третья в стране – после Москвы и Ленинграда), многие деятели культуры города с недоверием восприняли это решение администрации – Свердловского облисполкома.

Они понимали, что это решение не что иное, как попытка втиснуть культурную жизнь города в рамки, удобные для руководства ею. Но у этого решения была и другая сторона – оно позволило сохранить те островки музыкальной культуры, которые сформировались в столичных и провинциальных городах ещё до октябрьской революции, в начале XX столетия.

Филармония разместилась в здании Делового клуба, строительство которого началось ещё до революции, а завершилось в 1926 году.

На его сцене 9 апреля 1934 года состоялся первый концерт симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Марка Павермана. А 29 сентября 1936 года концертом симфонического оркестра под управлением гастролера из США Владимира Саввича начался первый сезон Свердловской филармонии.

Концертный зал Делового клуба с 1938 года стал называться Концертным залом Свердловской филармонии и с первых сезонов стал ведущей концертной площадкой города.

Сам оркестр, на базе которого была создана филармония, возник на два года раньше, с приездом в столицу Урала молодого дирижера Марка Израйлевича Павермана. Выпускник Московской консерватории, он стал организатором и руководителем Свердловского симфонического оркестра.

На сайте филармонии (http://www.sgaf.ru/history/history2.php) история филармонии подаётся в основном как история её симфонического оркестра под управлением двух выдающихся дирижёров Марка Павермана и Александра Фридлендера. Приведу цитату с этого сайта относящуюся к 50-м годам, когда в филармонии стала работать Вера Августовна Лотар-Шевченко:

«Послевоенные будни Свердловского государственного симфонического оркестра – это выступления не только молодых музыкантов – выпускников Уральской, Московской, Ленинградской и Киевской консерваторий, которые пополнили поредевшие ряды оркестрантов [погибших на фронтах войны. МК], но и разных поколений представителей музыкальной элиты.

Сотрудничество с оркестром в послевоенные годы ведущих советских композиторов Рейгольда Глиэра, Дмитрия Кабалевского, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и Тихона Хренникова, личные знакомства дирижеров Марка Павермана и Александра Фридлендера, постоянная работа оркестра над усовершенствованием техники игры пробудили интерес исполнителей к симфоническому оркестру на Урале. С оркестром выступали Марина [на самом деле, Мария. МК] Юдина, Вера Дулова, Михаил Фихтенгольц, Станислав Кнушевицкий, Яков Флиэр, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Генрих Нейгауз, Наум Шварц, Лев Оборин, Курт Зандерлинг, Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин.
< … >
Из более молодого поколения отметим следующих: Алексей Скавронский, Дмитрий Башкиров, Станислав Нейгауз, Евгений Малинин, Берта Маранц, Яков Зак; Мстислав Ростропович, Наталья Гутман, Наталья Шаховская, Игорь Ойстрах, Виктор Третьяков, Григорий Соколов».

Я с удивлением обнаружил, что и сегодня в 2014 году, на сайте Свердловской областной филармонии не упоминается имя ее солистки середины 50-х годов В.А. Лотар-Шевченко.

Это тем более удивительно, потому что с 2012 года в Екатеринбурге проводятся на базе филармонии Международные конкурсы памяти Веры Лотар-Шевченко, а Уральская консерватория им. Мусоргского в них активно участвует, и там найдены чудом сохранившаяся запись исполнения ею 24-х Этюдов Шопена, которые уже можно послушать (а возможно и Дебюсси, которые пока послушать нельзя).

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/23/2473


Рецензии