Камни Кронштадта

  Простуженно и тревожно проревела на кронштадтском рейде корабельная сирена Порывами проносится предштормовой ветер. Редкие листья медленно опускаются, как будто  устав за лето, на якорную, вымощенную почти черным диабазом площадь перед Никольским морским собором…
Камни Кронштадта, поседевшие от времени и потерявшие свой первоначальный лоск, шероховато бугристые на ощупь,  с трещинами и выбоинами от пуль и снарядов. Они молчат, но если бы они смогли заговорить, вспомнить.
Сначала был остров Котлин, сюда царь согнал сотни работных людей для строительства крепости,  чтобы защитить устье Невы и будущую столицу Российской империи, город-парадиз Питербурх. В воде  в стужу и зной, проживая в бараках, в норах, вырытых в земле, быстро заполняемых ледяной водой, всегда голодные, без регулярного жалованья рабы Его собственной страны строили крепость, они бунтовали против грубости администрации и при первой возможности бежали из этого ада, но их ловили, жестоко наказывали, заковывая в тяжелые кандалы, клещами вырывая ноздри. Вновь заставляли работать на императора. Подневольный мужик Святой Руси, оборванный, нищий, бесправный,  строил на своих костях город-крепость Кронштадт и его мрачные, грозные форты, закладывая фундамент стратегического и тактического спокойствия на Балтике. Все это видели суровые и молчаливые камни Кронштадта.
А Он, возвышаясь над всеми, неутомимо бегал от одной стройки к другой, обрушивая свою тяжелую  трость на головы и плечи собственного народа, ради которого, как Он говорил, все это затеял,  и последующие правители России будут клясться в Любви и Верности к народу, но между тем, во благо чего-то не забывая уничтожать его, клеймить раскаленным железом, искать вора в собственном доме.
Трагически сложилась судьба последнего Главного командира Кронштадтского военного порта, адмирала  Вирена. Он ради дела был строг и требователен до щепетильности. В советское время Вирен считался царским служакой, деспотом и самодуром.
1 марта 1917 года в восемь часов утра, узнав о волнениях в Петрограде, матросы, солдаты и рабочие окружили дом адмирала. Легко одетый,  в форменном пальто в накидку с черными орлами на погонах  Роберт Николаевич вышел к толпе. Они ненавидели его, честного и  бескорыстного. Адмирал скомандовал: «Смирно!» В этом была его ошибка. В ответ смех и оскорбления. Он не вынес этого и ответил. Он знал их язык. Матросы, окружив адмирала, избивая, повели на Якорную площадь. Там несколько раз подняли на штыки своих винтовок и уже мертвого командира сбросили в доковый овраг. Только через неделю тело адмирала смогли захоронить на морском лютеранском кладбище. Чёрный и белый камень, памятник адмиралу, словно его последний парадный мундир.
Камни Кронштадта – это вехи истории, они, как судьбы людей. Гранитный обломок стал основанием-памятником другому замечательному человеку,губернатору Кронштадта вице-адмиралу  Макарову погибшему на броненосце Петропавловск в 1904году.
В 1841 году в городском парке установлен  памятник основателю города императору Петру Первому. «Прагматизм и деспотизм»  стоило бы высечь на граните. Петр – человек без жалости, ожесточенный сердцем,  принес в жертву своим желаниям и страстям собственный народ, как и всякий диктатор, крепко уверовавший в свою исключительность. Великие дела? Но можно ли оправдать их значимость, если на алтарь положены сотни тысяч человеческих жизней? Он любил родину, но не любил ближнего.
 Красный гранит, молчаливый и торжественный, держит на себе фигуру царя-реформатора, великого и низкого человека,человека своего времени.
Гранитный камень -  памятник морякам Цусимского сражения на морской аллее Петровского парка.
Памятник адмиралу  Беллинсгаузену в Екатерининском сквере открыт в сентябре 1870 года. Город задыхался в нечистотах. Грязь, зловоние на улицах.  В 1839 году,  став главным командиром Кронштадта, Фаддей Фаддеевич попросил у гражданских властей денег на благоустройство, но денег не дали. Тогда он на свое жалованье нанимает рабочих для рытья канав. Купив саженцы, закладывает сквер. На розовом граните стоит действительно человеколюбивый адмирал, ученый, путешественник, великий гражданин России.
Новый городской парк, в бронзе  - снова в строю адмиралы российского флота. Они служили в разное время. Но польза и дела их значимы и в наше время.Их парадный строй, на черных гранитных пьедесталах,это история флота, его величие и память.



Странник
 январь 2014 г


Рецензии