Глава 27. Работа на спиртозаводе

В июне 1927 года, не найдя в городе работы, я поступил "гензоваром" на спиртозавод в совхоз "Тимково-будущее" в деревне Святое близко от станции Кафтино. Работа такая - следить как варится паром в гензах кукуруза, которая после распаривания перекачивается давлением пара в бродильные чаны емкостью с железнодорожную цистерну. Там начинается брожение, а потом варка с испарением и конденсацией спирта. Годным считался спирт 96 градусов. Остальное всё сливалось на улицу в ямы, откуда это могли забирать рабочие и крестьяне для скота.

По приезде в совхоз, вызывает меня к себе директор Гаврила Кузьмич и задаёт мне ряд вопросов.
- Скажите, товарищ Григорьев, что вас заставило поехать из города в деревню?
- Товарищ директор, в таком небольшом городе, как Бологое есть лесопилка, электростанция, торговые магазины, районные организации и транспорт. Там все должности заняты. А быть в мои годы безработным без дела и средств - вы понимаете что значит!
- Вы родились в деревне?
- Да, в крестьянской семье.
- Значит, обработка земли вам знакома?
- Знакома от начала до конца!
- Я видел вас в Бологое в ресторане, там работали?
- Работал. Но пришлось отказаться от этого дела. Оно было убыточно из-за непригодности помещений.
- Хорошо!.. Я приму вас на спиртозавод на зиму, а летом - работа в поле по обработке земли, заготовке сена. Жить будете в комнате вдвоём. Там пожилой мужчина проживает. Возьмите записку и идите к винокуру, он познакомит вас с местом и условиями работы.
У нас столовой нет. Продукты выдаются в кладовой: хлеб, сыр, масло, молоко; с вычетом раз в месяц при выдаче получки. Плата за труд у нас не велика - 27 р. 50 коп. , т.к. продукт по себестоимости дешёвый.
- Спасибо, Гаврила Кузьмич. Попробую поработать.

Войдя в здание спиртозавода, я был ошеломлён скоплением разных цистерн, труб большого и малого диаметра. До этого я, кроме самогонного аппарата, не видел, как делают спирт.
- Здравствуйте! Вам кого? - спросил мужчина средних лет и роста со светло-русыми волосами в комбинезоне чёрного цвета.
- Я хочу видеть винокура. Пришел сюда работать.
- Винокур - я. Звать меня - Ян Янович. Поскольку пришли работать - это хорошо! Идите в общежитие, устраивайтесь, а завтра приходите к 8 часам. Я дам интересную работу.

В общежитии увидел комнату метров 12 в деревянном доме на втором этаже. Окно в сад. За садом видна речка и деревня. Кровать железная с соломенным матрацем по-деревенски. Подушка, байковое одеяло и двухэтажная тумбочка. По всем видимым показателям жильё мне понравилось. Но одно было плохо - надо ежедневно заботиться о приготовлении еды. Что делать? Попробую зиму поработать, но полевые работы не по мне. Уйду.

Вышел на улицу познакомиться с расположением совхоза, жилья и местности. Завод - в кирпичном здании, сбоку - котельная, у которой большой запас дров метровой длины. Улицы в сырой период грязные, с вязкой глинистой почвой. Через территорию протекает речка из озера, в километре от посёлка она впадает опять в озеро. Через речку мост из круглых брёвен подтоварника. За мостом деревня Святое. Описывать её нет надобности - таких деревень в России полно.

Вернувшись в общежитие, увидел мужчину лет сорока, сидящим на своей кровати. Видно, только что поел, хлеб и кастрюльку ставит в тумбочку.
- Здравствуйте! Разрешите познакомиться. Я - Григорьев Иван. Приехал работать на заводе.
- Здравия желаю, молодой человек! Меня зови Митрофан Никитич или просто дядя Митрофан.
- Вы, дядя Митрофан, здесь работаете?
- Да, работаю кочегаром на заводе!
- Я, как видите, холостой, а у вас что семьи нет?
- Детей нет. С женой поссорился и ушёл куда глаза глядят. А они меня из Чешова сюда привели. Родители есть?
- Есть. Отец, Мать, братья. Живут в Бологое в своём неказистом домике.
- Я, Ваня, работаю кочегаром, готовлю пар для завода. У нас нет гензовара. Вот тебе и будет первая рабочая профессия.
Поговорив ещё кое о чём, мы улеглись спать до утреннего гудка.

Утром, позавтракав молоком, взятым из кладовой с душистым деревенским хлебом, пошли с Никитичем на работу. Он - в кочегарку, а я - в цех. Ян Яныч уже на месте, какие-то задвижки открывает, какие-то закрывает.
- Здравствуйте, Ян Яныч! Покажите, что делать.
- Во-первых, видите с потолка свесился огромный конус с подведенной трубой от паропровода и трубой от насоса холодной воды? На чердаке у генза есть крышка, через которую засыпают кукурузу из мешков. Это весной и летом. Осенью засыпают мороженный картофель. Иди наверх и всыпь кукурузу, приготовленную для этого. Затяни крепко винт за маховик. Да проверь под крышкой прокладку и иди вниз.
Я исполнил.
- Генз засыпан. Теперь открой вот этот белый вентиль и напусти в генз воды по красной метке на водомерном стекле. Открой красный вентиль и пусти пар. Давление пара держать на 2 атмосферы. Пока разогревается генз, возьми ведро, щётку на палке, лестницу и полезай в квасильный чан. Промой его от остатков браги. Щёткой и водой протирай швы клёпки чана.
Я взял предложенное и по приставной лестнице спустился на дно чана. А там... запах спирта такой,.. что дух захватывает! Не успел я и половины сделать, как чувствую - сейчас упаду, потеряю сознание. Полез обратно, но с лестницы свалился на дно. Начал стучать по стенке каблуком. Винокур услышал, поднялся на площадку вровень верха чана, увидел меня лежащим на мокром дне, закричал:
- Ваня, вылезай скорее! А не то задохнёшься!
Я еле встал и потихоньку полез наверх, а Ян подхватил меня за воротник пиджака и помог перевалиться через край чана на площадку.
- Извини, дорогой! Я забыл сказать, что прежде чем лезть в чан, следует промыть всё нутро из шланга водой. Только тогда залезать внутрь для мытья...
Отдышавшись на улице и выпив воды, вернулся в цех.
- Теперь смотри на термометр и манометр.
Ян Яныч научил, как определять готовность варки и как продувать сваренное в чане. После остывания заправляются дрожжи и начинается брожение.

Пока у меня варилось в гензе, я наблюдал, как винокур гонит спирт. А спирт течет по стеклянной трубке с чердака и в цистерну в подвале. На трубке есть ареометр, определяющий крепость спирта. Верхний испаритель, трубы на чердаке и цистерны в подвале были на замках с пломбами. Взять спирт самовольно было невозможно. Для измерения уровня налива и взятий проб в полу есть трубка в цистерну и винокур имеет право открывать замок на крышке трубки и маленькой меркой, проходящей в трубке, доставать спирт. Часто в цех приходили пильщики дров, сменные кочегары и просили у винокура утолить "жажду".
- Вы что забыли, когда даётся спирт?
- Ян Яныч, с похмелья хочется выпить...
- Никаких похмельев! Получил утром 100 г, в обед получишь 150 и перед уходом с работы 100 г. Отправляйтесь отсюда на свои места работы!
Такие порции спирта причитались и мне ежедневно... Но я водку пил только в праздники, а тут такая взрослая доза! Я отказывался от спирта. Лишь только попробовал, как они - не разведённый... Всё во рту и глотке обжег. А рабочие пили, лишь только глотком воды запьют.

За три дня до праздника Первое Мая собрались в котельную кочегары, пильщики. И я зашел. Там обсуждался план - как провести праздник. Как самый старший дядя Митрофан предложил купить в складчину барана, мясо отварить на костре, на берегу озера, взять хлеба, сыру, свои стаканы и утром первого собраться у котельной. На праздничные дни лавки будут закрыты. Так и сделали.

Взяли мясо, четверть спирта (3 бутылки), корзину с сыром, хлебом и стаканами. Отправились к озеру за километр по берегу. Выбрав сухое место, сделали из лежащих по близости брёвен сиденье. Вместо стола - перевёрнутая корзина с широким дном. В компании еще оказались две женщины уборщицы.

Когда сварилось мясо, начался праздничный пир. Сначала с тостами и пожеланиями здоровья, а потом запели песни...

Утром люди, еще не встало солнце, дрожа от холода стали просыпаться и искать кто где находится. Ладно, что некоторые спали на суше, так оказались и такие, которые когда полезли пить воду из озера, так и ткнулись в воду или доползли до бережка, голова на суше, а туловище и ноги в воде. На земле валяются хлеб, куски мяса. Четверть с остатками спирта откатилась к озеру... Развели костёр, согрелись, опохмелились и разошлись по домам.


Рецензии
Интереснейшая публикация. Бесхитростные мемуарные записи, без самолюбования и "литературы". Не часто встретишь.

Михаил Абрамов   10.03.2023 07:01     Заявить о нарушении