Глава 29. Лихославль

11 мая 1928 года поступил на железную дорогу в службу связи. Бригада связистов проводила телефонные провода от станции Бологое до Вышнего Волочка. Я на кошках для лазания по столбам залезал и крепил провода к изоляторам. В лесах ещё местами был снег и полные ямы воды. Речки и ручейки, весело журча, образовывали непроходимые озерки.

После нескольких месяцев работы связистом управление службы путей перевело меня в бригаду Борщевского, выполняющую централизацию стрелок на блочной тяге. Это от центрального поста ко всем главным стрелкам по рельсовым столбикам с роликами натягивали тросики, а в местах прохождения под рельсами устанавливали закрытые деревянные короба. Я был оформлен плотником в эту бригаду. Жили в вагоне с чугунной печкой и двухэтажными нарами на станции Лихославль. Работали с 8 до 16 часов. Обедать ходили после работы в ресторан, недалеко от вагона-общежития. В ресторане, кроме обедов было пиво, воды и два бильярдных стола.

Я, уже научившийся играть на бильярде, заявляю игру.
- С кем сыграть на пару пива?
Посетители, видя, что я одет по-рабочему, сразу подошли ко мне.
- Что ж, сыграем! Как будем - "американку" или "в партию"?
- Куда ему "в партию"! Ему ещё, наверно, надо лобзиком, а не кием! - кричали болельщики.

Выставив пиво, игра началась. Соперник достался опытный, "американку" начал, уложив с разбоя два шара. Я, не теряя самообладания, слышу подначку товарищей из бригады.
- Ваня, не подкачай! Соперник сильный. Не торопись, держи прицел вернее.
Я подошёл к столу Борщевского и Новикова, глотнул пива и шепнул им:
- Смотрите, эту игру я проиграю.
Затратив на партию несколько минут, партнер выиграл.
- Ну, как, партнер, хватит или ещё сыграем? - спросил Федор.
- Вы, Федор, оказалось, играть мастак! - подзадорил я, - Только мне хочется выиграть. Ставлю полдюжины!
- Есть полдюжины! Ставлю пирамиду и разбиваю я, - с гонором ответил Федор.
От первого удара по пирамиде шары раскатились. В лузу ни один не попал.
- Дорогой соперник Федя, "считай бабки", как у нас говорят.
И я начал забивать ближайшие к лузам шары. А их оказалось порядочно. Уложив больше половины, дал и ему забить парочку шаров. Остальные удачно забил я. Болельщики закричали:
- Браво! Браво! Это необыкновенно!
- Борщевский, забирай пиво - оно наше!
- Слушай, соперник, оказывается ты отлично играешь!
- Разве вы не заметили, что с разбоя пирамиды все шары встали удобно для удара в лузу?
- Это я заметил... Давай на деньги сыграем? - предложил Федор.
- Я боюсь. Да и денег у меня - одна пятёрка.
Наш слесарь Коля подошел к бильярду.
- Попробуй, Ваня! В случае проигрыша я выручу.
- Хорошо, Федя, я согласен! Клади деньги на стол.
Установив шары в пирамиду, немного подкосив её, чтобы угловой шар сам шёл в лузу, я разбил пирамиду. Шары разбежались по столу и заняли хорошие позиции. В лузы попали два шара.
- Тебе, Иван, везёт! С разбоя взял пару шаров! - закричал Федор.
Вижу - нервничает, пьёт пиво стакан за стаканом. Наш стол обступили болельщики, давая всякие советы. Я, начиная от самых удобных позиций, принялся вгонять шары в лузы. Куда я подойду - туда и все болельщики со своими советами.
- Деньги приносят деньги, безделье - заботу.
Сделав ошибку, предоставил играть Федору - три шара, прижатых к бортам.
- Конец! Сдаюсь! Твоя взяла! - Федор поставил кий в пирамиду.
- Ура! Наша взяла! - закричала бригада.
- Ребята, сдвиньте столы вместе и садитесь! Угощаю всех обедом!
Усаживаясь за стол, Борщевский спрашивает:
- Где ты, Иван, так хорошо играть научился?
- Ребята, вы ведь знаете в Бологое на Озёрной улице две пивные, одна против другой? В левой я работал, в правой имеются два бильярда. Так я с сыном пивняка Юркой немало потратил времени, чтобы научиться играть.
- То-то, вижу, что знакомое лицо, - смотря на меня, сказал Сергей и объяснил, что не раз бывал в нашей пивной.
- Ты не боялся проиграть?
- Голый спокоен: ему не страшен ни вор, ни жулик. А где деньги - там сердцу простор!


Рецензии