Глава 31. Игра на бильярде

Утром я уговорил Сергея поехать вместе со мной в Калинин. Мне хотелось купить новую рубашку, брюки и ботинки. Мы пошли на станцию. По приезде в город мы зашли в забегаловку позавтракать, потом обошли несколько промтоварных магазинов. Закупили, что задумано для меня, Сергей купил себе новые ботинки.
- Слушай, Серёга, зайдём в ресторан! Он по пути к вокзалу... Наверное и бильярды там есть!
- Тебе хочется подработать? Ну, так и быть.
Мы зашли в красивое здание с красиво разрисованной вывеской. Сели к столику, я заказал две бутылки пива. На бильярде играют мужчины лет под сорок, около них - человек восемь болельщиков. Я встал, подошел к игрокам. Вижу игра идёт на деньги. Окончив партию, проигравший отказался на новую игру. А выигравший решил ещё кого-нибудь сделать своей жертвой.
- Кто со мной сыграет? - хлебнув из стакана пиво и держа в руке кий, крикнул мужчина.
Я подошел к бильярду, взял кий, проверил его на прямолинейность и увесистость тыльной части.
- Давайте! Попробуем счастья... Игрочишко я не важнецкий, да куда ни шла!
- Червонец ставишь? Так буду играть!
- Куда там червонец! Такие деньги не водятся. Вот, если мой товарищ выручит... - я подмигнул Сергею.
- Ладно, Иван, ставь! Я тебе на покупки дам, если проиграешь.
Игрока удивило, что мы не гастролёры. Он прилично одет, а мы - рвань болотная.
- Хорошо, клади деньги на стол и прикрой бутылкой! Я сунул под дно свою десятку. Кому разбивать - метнём копейкой. Серп-молот - тебе, а решка - мне.

Он достал копейку и подкинул к потолку над столом. Вышла решка и он скомандовал: "Играем американку!". Долго прицеливался и, стукнув кием по бите, раскатил шары по столу. На его счастье, один шар упал в лузу. Второй шар стоял близко к средней лузе и игрок забил его. Третий шар в угол загнать не удалось.

Я обследовал расположение шаров и их геометрию. Куда который бить, чтоб бита встала на удобном месте.
- Сергей, успевай вынимать шары!
Начав с более выгодных позиций, я взял подряд одиннадцать шаров. Партия! Забрал деньги.
- Ты что, маклер что ли? Такую игру вырвал у меня.
- Я плотник, а Серёга - слесарь. Приехали вот купить себе сапоженки, да штанишки, а то проносились. Никакой я не маклер. Так получилось...
- Ставлю двадцать! Не может быть, чтобы я да проиграл!
- Пусть по-твоему! Проиграю - так друг выручит!
Поставив пирамиду и положив деньги под стакан, Сергей сел рядом. Под стаканом - сорок рублей.
- Разбивать - моя очередь, - заявил я.
Подкривив немного пирамиду, как мне нужно было, ударил первому шару в лоб. С разбоя взял два шара, а потом, подобрав к каждому нужную позицию, начал загонять их в лузы, сделав партнёру "сухую". Взяв деньги, мы под аплодисменты болельшиков ушли на поезд, чтобы ехать в Лихославль. Выпить ещё пивца взяли в буфете вокзала.

В Лихославле, переодевшись в свои покупки, пошли всей бригадой обедать в ресторан. О моей игре Сергей всем рассказал. Я угостил всех хорошим обедом и купил ящик пива. Играть здесь я не захотел. После обеда пошёл на платформу для встречи с девчонками.

Пришла одна Саша. Дуська не пришла. Мы с Сашей погуляли, она интересовалась:
- Где ты, Ваня, учился плясать?
- Милая моя, плясать - не высшую математику или алгебру сдавать. При желании научиться можно. Я учился еще когда в деревне жил. Там такие звонкие полы, что иногда сам своей пляской залюбуюсь.
- А играть кто учил?
- Если нет желания и слуха - не научишься, даже поступив в консерваторию.
- Вот бы мне в консерваторию поступить! Так хочется стать артисткой...
- Сашенька, если захочешь, то своего всё равно добьёшься. Голос твой привлекательный. Ты больше пой! Я ведь начинал петь в церковном хоре. А дома без песен не мог дня провести.
- Почему же, Ваня, сейчас не поёшь?
- У меня была такая работа... сильно простыл, напившись воды из проруби озера. После этого не мог разговаривать целое лето.

Гулять надоело и мы пошли к их дому, чтобы посидеть на скамейке. Время с разговорами идет не заметно. Стало темно. Мимо прошел уже не один поезд, отстукивая колёсами свой танец. По канавам и лугам поплыл серый туман. Открывается окно и бабушка кричит:
- Саша, пора домой! Слышишь, петухи поют!
- Бабушка, мы немножко еще посидим.
Она закрыла окно, а мы, прижавшись друг к другу, отмахиваясь от комаров, всё говорили и говорили. О учёбе в школе, мечтали о будущей жизни.
- Шура, я тебя всерьёз по-настоящему полюбил! А ты?
- Я тоже. Ты не такой, как наши мальчишки. Скромный, можешь развлечь народ, и уже работа у тебя неплохая. Много, видно, читал книг. С тобой интересно дружить.
- Хорошо, Шура, сидеть, но бабушка твоя следит за тобой. Проводи меня немножко?
Она встала со скамейки и мы пошли в сторону станции. Я обнял её за плечи, повернув к себе лицо и поцеловал сначала в щёки, а потом, не чувствуя сопротивления, крепко поцеловал в губы.
- Шура, пойдёшь за меня замуж, если я приду к вам свататься?
Она, отступив от меня на шаг, посмотрела в глаза и спросила.
- Ваня, ты это серьёзно?
- Милая моя, я кроме тебя никого не полюблю! Ты самая красивая, весёлая.
- Дорогой мой, ведь мне всего девятнадцать лет. Наши не разрешат.
- Не разрешат, так мы и без ихнего согласия уедем.
- Ладно... Подумаю. Пора домой, а то бабуся пойдёт искать.
Поцеловавшись на прощание, мы разошлись по домам.

Проработав до осени, мы закончили блокировку стрелок. Лето прошло во встречах и гулянии с Шурой. В выходные я ездил в Калинин, Спирово, Вышний Волочёк играть на бильярде. Деньги водились. Были проигрыши, но не больше выигранных сумм. Деньги от зарплаты я не изводил. Больше попадало в кошелёк, чем из него.

В конце ноября - день отъезда. Шура пришла проводить. Уложив чемоданы на полки вагона, я вышел на платформу, подошел к Шуре.
- Милая, дорогая моя Шурочка! Вот мы и расстаёмся с тобой. Надолго ли? Я хочу тебя заверить, что свататься приеду. За тобой последнее слово.
- Ваня, я без тебя буду скучать! Даже согласна с тобой уехать! Видишь как я тебя полюбила?
Поезду дан звонок к посадке. Мы с Шурой, глядя в глаза друг друга, расцеловались и оба заплакали.
- До свидания, моя радость! Жди приезда! А пока я устроюсь с работой, пиши письма. Я буду писать тебе тоже.

После приезда домой, в Бологое меня перевели в службу путей. Ездил кондуктором на товарных поездах. В обильные снегопады чистил снег с путей. Рубил деревья для телеграфных столбов. Таким образом прошла зима.

С Шурой имел переписку до Нового года. Она, поздравив меня с Новым 1929 годом, сообщила, что её приняли в Московскую консерваторию учиться. Жить будет в общежитии. Я пожелал ей успеха. В связи с домашней неурядицей, длинным рабочим днём резко сократил переписку. Представил, что она будет артисткой и наши пути больше не пересекутся.

Всегда, когда я слышу песню "Сарафанчик-раздуванчик" в исполнении Александры Звездиной, у меня на сердце начинают скрести кошки и западает мысль, что она поёт для меня. Последний раз эту песню я слушал в сентябре 1978 года. Она -Заслуженная артистка СССР, фамилия девичья... Эх, счастливые были у нас дни в Лихославле. Может быть они так светло вспоминаются, потому что это была настоящая первая взаимная любовь?


Рецензии